Скоростной паровоз Ворошиловградского завода

Скоростной паровоз Ворошиловградского завода

скоростного паровоза обтекаемой формы Ворошиловградского заводаСкоростной паровоз № 6889  (тип 2-3-2В — основное обозначение, т.к. обозначения серии данный паровоз не получил) был спроектирован и построен на Ворошиловградском заводе имени Октябрьской революции под руководством инженера Д. В. Львова.

Конструкция

Изготовление паровоза № 6998 было завершено в апреле 1938 года. Диаметр колёс составлял 2200 мм, а конструкционная скорость — 180 км/ч. Если на паровозах типа 2-3-2 Коломенского завода все основные детали проектировались специально для данных паровозов, то на паровозе Ворошиловградского завода были использованы ряд деталей паровозов серий ФД и ИС. Так, от них новый паровоз получил большинство элементов парового котла (трубчатая часть, топка, арматура), цилиндры, раму задней тележки, буксовые вкладыши и клинья, а также многое другое. В результате ремонт нового локомотива значительно облегчался (особенно при наличии в локомотивном парке депо паровозов ФД и ИС).
скоростного паровоза обтекаемой формы Ворошиловградского заводаДля облегчения конструкции использовалась сталь повышенной прочности, а также широко применялась сварка. Также для изготовления движущего механизма использовались легированные стали, а все колёса паровоза были дисковыми. Поддерживающие и бегунковые оси, а также все оси тендера были оборудованы роликовыми подшипниками, на паровозе был установлен широкотрубный пароперегреватель Л40.

Эксплуатация

В июне 1938 года паровоз поступил в депо Славянск Южно-Донецкой железной дороги и водил на участках Славянск — Ростов и Славянск — Харьков скорые и курьерские поезда. За месяц работы паровоз прошёл около 6000 км, а в июле того же года локомотив поступил Октябрьскую железную дорогу для работы на участке Москва — Бологое. В одной из поездок паровоз развил на подъёме в 8 ‰ мощность 3400 л.с.; в начале подъёма скорость была 110 км/ч, а в конце — 76 км/ч. Работая по графику, составленному для паровозов серии Су, новый паровоз на единицу работы имел перерасход топлива на 15 % по сравнению с паровозами Су. В отличие от паровозов Коломенского завода, паровоз № 6998 не был испытан так же тщательно и его теплотехнические показатели так и не были полностью изучены.

скоростного паровоза обтекаемой формы Ворошиловградского заводаСудьба паровозов

После войны паровозы типа 2-3-2 эксплуатировались со скоростями не выше 70 км/ч, поэтому с них были сняты обтекаемые капоты, а также тормоза с передних и задних тележек. Также с паровоза был снят бустер. Тем не менее в апреле 1957 года, на паровозе № 6998 Ворошиловградского завода со специальным поездом была достигнута скорость 175 км/ч, что было последним рекордом скорости для паровой тяги в СССР.

Интересные факты

Скоростной паровоз 2-3-2В можно увидеть на мозаичном панно А. Дейнеки «Лыжники и торжество индустриализации», установленном на станции Новокузнецкая Московского метро и на фотографии Аркадия Шайхета «Экспресс».

Лыжники и торжество индустриализации

Мозаичное панно «Лыжники и торжество индустриализации» на станции Новокузнецкая Московского метро