Войско Донское прирастает … Украиной

Войско Донское прирастает … Украиной

Намедни в Правление “Всевеликого Войска Донского” приехали представители от донского казачества… Украины. Никакого парадокса здесь нет, потому что часть территории прежней области Войска Донского, какой она была при царе, большевики подарили украинской “радяньской” республике. И вот теперь, эта исконная часть Донщины стала территорией “незалэжной Украини”, и донские казаки маются в роли граждан другого новоявленного государства, хотя их станицы и хутора остались на тех же местах и под теми же названиями.

Итак, прибывшие “иностранные граждане” есаул Александр Колосов, атаман Миусского округа (с центром в городе Вахрушево Луганской области) и хорунжий Александр Короткое приехали с целью разузнать о возможностях вступления их казачьего общества в мощное и стабильное по их представлениям Всевеликое Войско Донское, руководимые войсковым атаманом В.П. Водолацким. Наперед скажем, что все, что увидели и узнали гости про Войско Донское, превзошло их лучшие ожидания.

Лидеров казаков Луганщины гнал к нам также “информационный голод”, желание получить “в главном Войске” свежую казачью литературу и газеты “Батюшка Дон”, “Приазовский Край”, “Донские войсковые ведомости”, которые, оказывается,  необычайно популярны на Украине. Тамошние казаки зачитывают их до дыр. И дальнейший прицел -‘пощупать” насчет условий переселения всей общиной на Дон. А пока они хотят просто вступить в Донское Войско в качестве структурного подразделения, хотя и за границей! Таким образом, территория, которая входит в юрисдикцию казачьего генерала В.П. Водолацкого, прирастает еще и Луганщиной. Это уже много, если учесть, что сейчас территория   Войска   Донского включает в себя исторические казачьи  земли  Волгоградской области.

Казаки-гости рассказали много интересного о своей жизни в новом “самостийном” государстве. В их жизни встречается много похожего и в то же время непохожего на жизнь казаков Ростовской области.

Прежде всего, в отличие от нашего движения, луганское – более неформальное, поскольку их никто, никогда, никак и ничем не поддерживал. Только один безграничный энтузиазм. Так что сами однажды услышали, что на Дону в 1990 году поднимается казачество, и сами же стихийно собрались в своем Верхушево и решили “самоорганизоваться”. Пошили форму, и главное, всеми правдами и неправдами обзавелись лошадьми! Считая, что “пеший казак – это полказака”.

Пожалуй, из всех казачьих общин, союзов, землячеств и так далее, казаки Миусского округа самые “коненасыщенные” или “лошадеукомплектованные”. Причем, что самое оригинальное, – казаки умудряются держать многих коней своих в самом центре города! Да еще и по несколько голов сразу. Казачьи лошади в большинстве своем очень неказисты по сравнению с ипподромскими длинноногими холеными красавцами. Это пузатенькие низенькие “маштаки”, но зато свои собственные! И какие неприхотливые.

Уздечки, седла, недоуздки, вальтрапы и даже стремена тоже в основном самодельные. Зато сколько энтузиазма! Сколько радости от конных прогулок и походов в условиях живописного Донецкого кряжа, где много красивых диких рощиц, дубрав и небольших скал, еще не загаженных человеком.

Любовь к лошадям ярче выражена у луганцев, нежели у наших нижнедонцов. Так, житель города Красный Луч вахмистр Сергей Косогоров выкормил из бутылки жеребенка еще с недельного возраста. После того, как уже взрослая кобыла сломала ногу и погибла, он похоронил ее у себя во дворе и… поставил ей памятник, единственный памятник лошади на Луганщине!

Казачье общество Луганщины очень разномастно. Тут можно видеть и черкеску кубанца, и лохматую папаху терца, и лампасы донца. Коллективизация и расказачивание раскидали и перемешали потомков казаков разных войск. И много их осело на Луганщине. Сейчас идут споры – стоит ли носить одежду своих предков или унифицироваться и всем одеть одинаковую форму Войска Донского?

Ненависть к русско-украинской границе неистовая, равно как и к украинской символике. Украинский герб называют “вилкой”, а об украинских госслужащих говорят, что они “за вилку спрятались”. Дело доходит до курьезов. В городе Краснодоне некий казак объявил свое старинное казачье подворье с огородом “суверенной территорией России”. Вывесил российский флаг. Не платит никаких налогов и принимает у себя казаков на постой и охрану. Все это происходит потому, что идет украинизация бывших исконно русских территорий, повсеместно насаждается украинский язык.

Идет борьба и на церковном фронте. Казаки не равнодушны к “боротьбе” конфессий и не приветствуют “украиньску автокефальную церковь”.

“Украиньска влада” (власть) видит в казаках опасных “агентов Москвы”. “Служба бэзпэки” (безопасности) периодически проводит обыски у атаманов и казаков. Все “сброю” ищут, т.е. оружие и находят… нагайки, самодельные шашки и даже, страшно сказать – газовый пистолет один раз нашли! Донские казаки на Луганщине, по мнению Киева, самим фактом своего существования мешают “будувати” великую “Украиньску державу от Ламаншу до Уралу”!!! Именно таковы аппетиты украинских “националистив”, которые распевают на своих сходках буквально следующее: “Побьемо москалив, побьемо жидив. Прогонымо за Волгу проклятых кацапив!”

Казаки Луганщины более реалистичны в своих притязаниях. Предел их самых смелых мечтаний – российское гражданство и вхождение некоторых территорий Луганской и Донецкой областей Украины в состав России, в соответствии с историческими границами Донской области до ее расформирования большевиками в 20-х годах.

Многие реалии сегодняшних казаков-луганцев похожи на наши, донские, и лишь выражены в меньших масштабах. Так, например, луганцы так же, как и казаки Водолацкого взялись в конном строю охранять земельные участки граждан, только не сады, а “семечку 800 га, кукурузу 160 га, плюс 50 га бахчи”.

Луганцы откровенно завидуют казакам Ростовской области по трем вещам: первое – что мы граждане России, второе – что у нас такой атаман, и третье – что у нас такой губернатор. Они очень уважают Владимира Чуба, хотя знают о нем мало. Однако они говорят: “Достаточно посмотреть уже только на одни ваши дороги (у нас такие и не снились), чтобы понять, какая у вас власть, какая жизнь”.

Сейчас казаки Луганщины восстанавливают связи со “Всевеликим войском Донским”, желая участвовать во всех его мероприятиях. Ну что же, с Богом, в добрый час!

Газета “Казачья Вольница” № 39 (70), 27 сентября 2001 г.