Птушко Александр Лукич

Птушко Александр ЛукичПтушко Александр Лукич (1900-1973) — Советский кинорежиссёр, сценарист и художник, мастер сказочного жанра в кино, народный артист СССР (1969), вошел в историю киноискусства как новатор, экспериментатор и художник, постоянно находящийся в поиске новых уникальных возможностей кино.

Родился 6 (19) апреля 1900 года в Луганске. Он с детства любил рисовать, а когда ему было 13 лет, на выставке работ  учеников Луганского реального училища его работы настолько поразили зрителей, что Саше дали возможность закончить училище бесплатно.

После революции его талант так же не остался незамеченным.  Сашины работы увидела жена Николая Шверника, тогдашнего известного партийного деятеля, она и помогла молодому талантливому художнику переехать в Москву. Он поступил в институт народного хозяйства им. Плеханова, где проучился 2 курса, потом перевелся во Всероссийское художественное училище, после окончания которого поступил заочно на режиссерский факультет ВГИКа.

Свою трудовую жизнь Александр Птушко начинал как театральный художник, декоратор, журналист, актер и конструктор кукол. Последняя профессия заинтересовала его особо: в 27 лет он пришел в кино. Птушко начал снимать фильмы в 1928-м — это были короткометражные картины, в которых очень умело сочетались игра живых актеров и кукольная анимация: Случай на стадионе (1928), Властелин быта (1932). К вящему сожалению, информации об этих работах крайне мало, а изданий для домашнего просмотра не существует и подавно. Россия, как водится, не слишком-то заботится о своем культурном наследии. Интересующиеся могут увидеть сцены из фильма Случай на стадионе в 12-ом фильме (Даниил Черкес, Юрий Меркулов) из цикла Мир анимации, или анимация мира Ирины Марголиной.

Кульминацией этого периода в творчестве режиссера стал фильм Новый Гулливер (1935), который, является одним из краеугольных камней в истории мировой анимации. В картине задействовано полторы тысячи кукол, в некоторых сценах единовременно анимируется несколько десятков, и все это комбинируется с игрой живого актера. Очевидно, что в свое время фильм вызвал огромный резонанс в кинематографической среде. Даже сегодня, спустя более 70 лет, «Новый Гулливер» поражает фантазией, изобретательностью и мастерством режиссера и оператора, сумевших на весьма несовершенной по нынешним временам технике достигнуть необычайной выразительности изображения, основанного на абсолютном слиянии движения актера и кукол. Создателям фильма удалось добиться необходимого соотношения между условностью содержания и фотографическим жизнеподобием изображения, в результате чего и возникла великая иллюзия кино, когда фантазия становится «подлинной» реальностью.

Это был первый в мировой практике опыт создания художественного фильма, где живые и кукольные персонажи соединялись не монтажно, а действовали в одном кадре.

«Новый Гулливер» вызвал значительный резонанс в кинематографическом мире не столько своими художественными достоинствами, сколько новизной жанра и своеобразием творческого решения, где комбинированные видеосъемки впервые стали основой создания интересного и оригинального художественного произведения. Фильм стал своеобразным катализатором, пробудившим интерес кинематографистов к использованию комбинированных съемок в своих фильмах. Практически во всех фильмах 30-х и 40-х годов, независимо от их жанра, уже есть «комбинированные кадры».

Зарубежная кинокритика причисляла Александра Птушко  к редкой породе режиссеров, которые умели создавать волшебные фильмы. Его сравнивали с Марио Бава, Уильямом Кэмероном Мензисом, Джорджем Палом. Птушко, которого часто называют «русским Спилбергом», создал свой собственный мир фантазий, эпически наполненный ветром демонов, колдунов. Американская кинокритика отмечает, что его Новый Гулливер был по сути первым полнометражным мультфильмом, созданным за четыре года до фильма SNOW WHITE Диснея! Картина имела огромный успех. После того, как фильм завоевал специальный приз на Международном кинофестивале в Милане, даже Чарли Чаплин стали почитателей таланта русского режиссера. Именно творчество Птушко послужило вдохновением для развития анимационной школы в Чехословакии, где позже,появились такие известные режиссеры-аниматоры как Иржи ТринкаТрнка, Герман Тырлов и др.

Спустя три года на экраны вышел новый фильм Александра Птушко — вольная экранизация сказки Алексея Толстого «Золотой ключик». С позиций развития изобразительных и постановочных возможностей комбинированных съемок , его, как и «Новый Гулливер», также можно назвать этапным. Роли кукол в фильме исполняли актеры, но на экране они должны были быть в несколько раз меньше, чем обычные исполнители. При необходимости включить в один кадр «кукол» и людей режиссер Птушко обратился к уже известному тогда способу «перспективного совмещения», но они настолько творчески, оригинально и эффективно раскрыли его новые изобразительные и трюковые возможности, что фильм и сегодня остается образцом уникального режиссерского и операторского решения сложнейшей художественной задачи при минимальном и эффективнейшем использовании постановочных средств.

Птушко работал на изумление. Причем с юности. Еще в Луганске влюбился в красивую девушку, пригласил на свидание. Та повелела: «Приду, если подаришь мне попугая в золотой клетке с гроздьями винограда». Саша Птушко извлек из материнского корсета несколько стержней и соорудил из них золотую клетку. Поймал голубя, приделал хохолок и хвост, раскрасив несчастную птицу под попугая. Нанизал на веточки сливы – получился виноград. Для одной из сцен в «Руслане и Людмиле» нужны были 300 попугаев. «Мосфильм” потратился лишь на несколько десятков. Остальных – по любовной придумке Птушко – изображали голуби, разукрашенные бутафорами. С такими руками и смекалкой не пропасть.

Когда началась война, Александр Лукич хотел пойти на фронт, но его не взяли. Птушко работал на Центральной объединённой киностудии (ЦОКС) в Алма-Ате, руководил трюковыми и комбинированными съемками для ряда картин. С его участием создавались батальные сцены фильмов «Зоя», «Секретарь райкома», «Небо Москвы», «Парень из нашего города».

В юности Птушко зарабатывал на жизнь вышиванием знамен. В эвакуации, где прокормить семью одним лишь руководством комбинированными съемками было невозможно, занялся пошивом «фирменной” обуви. К крашеным замшевым ремешкам на деревянной подошве цеплял лейблы: Eldorado&K°. Башмачки пользовались успехом. А в брошках из перламутра «от Птушко” ходила вся женская киноэлита в тыловой Алма-Ате. На похвалы своему гениальному изобретательству Птушко однажды ответил: «Ну я же обыкновенный гений”.

После войны Птушко завоевал репутацию классика мировой киносказки. Одна за другой появляются полнометражные, захватывающие полетом воображения картины Птушко. В них сочетается объемная и рисованная мультипликация, трюковые и комбинированные съемки. В 1946 году мастер создает один из самых лучших своих фильмов – «Каменный цветок» по сказкам Бажова. На I Международном фестивале в Каннах (1946г.) авторам фильма была вручена Большая международная премия.

Следующий фильм Птушко «Садко» завоевал «Серебряного льва» в Венеции, а исполнитель главной роли Сергей Столяров был причислен к лучшим актерам мира полувековой истории кино. Этим фильмом Александр Птушко положил начало былинному эпосу в киноматографе. Яркий красочный фильм со множеством изобретательно созданных «чудес», музыкой  Римского-Корсакова вошел в золотой фонд советского кинематографа. Фильм имел популярность и в США, Американский релиз этого фильма под названием «Волшебное путешествие Синдбала» был отредактирована Фрэнсисом Фордом Коппола специально для американского кинематографа.

В 1947 г. выходит на экран фильм-сказка «Золушка». До сих пор этот нежный и добрый фильм продолжает радовать и удивлять больших и маленьких. А вы попробуйте не удивиться тому, что к вам в гости приходит волшебница со своим очаровательным пажом и мановением волшебной палочки превращает ваше рубище в бальное платье, а ваши опорки в хрустальные башмачки. Попробуйте просто и естественно усесться в золоченую тыкву, запряженную мышами, и в этой карете поехать на бал к королю. «Старинная сказка, которая родилась много веков назад и с тех пор все живет, да живет, и каждый рассказывает ее на свой лад». Дочь лесника, обижаемая злой мачехой, получает помощь крестной феи, приезжает на бал, теряет туфельку и выходит замуж за принца. Фильм был восстановлен на киностудии «Мосфильм» в 1967 году. Реставрирован и колоризирован в 2009 году.

«Я не волшебник – я только учусь». Фраза Пажа из «Золушки» Шварца и Кошеверовой стала, как и многие другие, афоризмом. А «Золушка» стала тогда символом подлинного освобождения.

Вышедший в 1956 году первый советский широкоэкранный фильм со стереозвуком «Илья Муромец» был внесен в Книгу рекордов Гиннесса за самую масштабную массовку, в которой участвовало более 104 тысяч статистов одновременно. Птушко использует все новые и новые художественные средства киноискусства, где чрезвычайно убедительны батальные сцены, сокрушительной силы ветры, дремучие леса. Спецэффекты, разработанные для этого фильма предшествовали многим методам, которые потом позаимствовали американские режиссеры Стэнли Кубрик (Космическая одиссея, 2001 г.), Терри Гиллиам (Приключения барона Мюнхгаузена) и др.

Сталин очень благосклонно относился к его творчеству. А вот Хрущев вмешивался в процесс творчества режиссера. В фильме «Илья Муромец» он потребовал вырезать сцены, где монголы издевались над русскими пленными, аргументируя это нежеланием ссориться с монгольскими товарищами. Однако ему сумели объяснить разницу между монголо-татарским игом и дружественным режимом Цеденбала.

В 60-е годы он создает такие известные картины, как «Алые паруса» (1961г.), «Сказка о потерянном  времени» (1964г.), «Сказка о царе Салтане» (1967г.).

Романтическая феерия Алые паруса Александра Грина  в трактовке одного из главных сказочников отечественного экрана Александра Птушко лишилась своей воздушно- зыбкой атмосферы и превратилась в сентиментальную мелодраму. В свое время картину ругали и за слишком яркий, «базарный» цвет, и за тяжеловесность игры многих актеров второго плана, и за прямолинейность режиссерских ходов. Но при всем том нельзя не признать: выбор юной Анастасии Вертинской на роль Ассоль, ждущей своего прекрасного принца на корабле с алыми парусами, оказался, что называется, «в десятку». Неординарная внешность, хрупкость стана, пластичность в сочетании с лучезарной улыбкой придавали Вертинской неподражаемое очарование, покорявшее аудиторию от мала до велика…

Леван Шенгелия — художник-постановщик фильма «Алые паруса», рассказывал: «Он пригласил меня на «Алые паруса» и начал сомневаться, не совершил ли ошибку. Дело в том, что из-за неожиданных проблем я долго не показывал ему эскизы. И когда в один прекрасный день привез целый грузовик рисунков, его радость была настолько искренна, что скоро наши отношения переросли в настоящую творческую дружбу. Лишь однажды мы чуть не поссорились. Мы по-разному представляли себе главную героиню — Ассоль. Я настаивал на Насте Вертинской и даже в своих эскизах использовал ее образ. В конце концов набрался смелости и заявил: «Если героиня будет не такая, я уйду с картины». Рассудил нас худсовет, сделав выбор в пользу Вертинской. Надо сказать, что, будучи непревзойденным мастером комбинированных съемок, Птушко хотел и «Алые паруса» насытить спецэффектами, фантазиями, а мы с операторами этого боялись. Все эти выдумки могли разрушить гриновскую драматургию. И Александр Лукич к нам прислушивался, он не был упрямым, что и спасло фильм».

Кроме того, не стоит забывать и об известном «эффекте компенсации». С помощью вечных сюжетов о «Золушках» искусство всегда давало шанс человеку, лишенному верной любви, материального благополучия и прочих земных благ, хоть на какое-то время обрести это с помощью романа, спектакля или фильма… Так что с этой точки зрения зрительский успех «Алых парусов» был не случайным.

Фильм «Сказка о царе Салтане», который переносит нас в мир знакомой с детства сказки. Одна из лучших экранизаций сказок А.С.Пушкина, эта картина многие годы – со дня своего создания в 1966 году и до наших дней – доставляла истинное наслаждение зрителям нескольких поколений. Прекрасная работа Александра Птушко и через тридцать пять лет после выхода на экраны поражает яркостью и свежестью красок.

Три девицы под окном пряли поздно вечерком… А потом много чего было: и любовь, и клевета, и предательство, и чудеса, и множество волшебных приключений, и тридцать три богатыря, и, конечно же, счастливый конец…

Еще большее впечатление произвел на зрителей последний фильм Птушко «Руслан и Людмила». В ней виден могучий размах режиссерской фантазии мастера. Все необычайно в этом красочном фильме: и удивительно красивый Руслан, и очаровательная Наина, красивая и наивная Людмила, и, конечно впечатляющая говорящая голова, подземные гиганты и летающий карлик Черномор. В картине режиссер отвел значительное место русскому народу, породившему героя.

Однажды в Луганске Птушко влюбился в девушку, и пригласил ее на свидание. Девушка ответила: «Приду, если подаришь мне попугая в золотой клетке с гроздьями винограда». Тогда Птушко вынул из материнского корсета несколько стержней, и сделал из них золотую клетку. Потом поймал голубя, приделал ему хохолок и хвост, раскрасив птицу под попугая. На веточки надел сливы – и получился виноград. Когда для одной из сцен в «Руслане и Людмиле» нужны были 300 попугаев – «Мосфильм» потратился лишь на несколько десятков. Остальных, благодаря фантазии Птушко – изображали голуби, разукрашенные бутафорами.

Формально не выходя за рамки жанра киносказки, Птушко в действительности был одним из немногих советских режиссеров, внесших крупный вклад в мировое фантастико-приключенческое кино, в частности, в чрезвычайно популярный на Западе жанр фэнтэзи.

Птушко успел снять даже первый советский фильм ужасов «Вий» в качестве автора сценария, художественного руководителя, постановщика и разработчика трюков.

Птушко умел искренне радоваться радостью ребенка, умел веселиться в труде. А труд был неотъемлемой частью его оптимистической натуры. Ни секунды не сидел он без дела. Александр Лукич вырезал камеи, одаривал ими друзей и знакомых. Увлекался работой по дереву. Его уникальные ручки для палок ценились среди знатоков.

Коллеги, знакомые удивлялись его творческой неуемности. Он никогда не жаловался и не жалел себя, даже в последние годы, когда болезнь одолевала его. Птушко любил жизнь жадно и рассматривал ее, как веселую игру неиссякаемого действа. А истоки этого жизнеутверждающего характера, этой большой творческой судьбы – на нашей Луганской земле. И мы по праву можем гордиться тем, что Александр Лукич Птушко – наш земляк.

Александр Лукич очень хотел снять Тараса Бульбу с Сергеем Бондарчуком в главной роли и слово о полку Игоревом. Но не успел. 6 марта 1973 году Великий Киносказочник умер от болезни почек.

Способность киностудии «Мосфильм» сравнительно дешево достигать впечатляющих даже Голливуд зрелищных эффектов (за счет привлечения огромной армейской массовки и подготовки всех декорационных макетов и моделей разных чудовищ практически вручную) была утрачена после смерти Александра Птушко в 1973 году. В этом же году скончался и Александр Роу, работавший на студии имени Горького. После чего красивые, сложно-постановочные сказки выпали из репертуара студий страны.Птушко - Вий

Фильмография
1935 — Новый Гулливер
1936 — Дети капитана Гранта (оператор)
1939 — Золотой ключик
1942 — Батыры степей (короткометражный), оператор
1942 — Парень из нашего города (сорежиссёр)
1942 — Секретарь райкома (руководитель комбинированных съёмок)
1944 — Небо Москвы (режиссёр комбинированных съёмок)
1944 — Зоя (режиссёр батальных съёмок)
1946 — Каменный цветок
1948 — Три встречи
1952 — Садко
1956 — Илья Муромец
1958 — Сампо
1961 — Алые паруса
1964 — Сказка о потерянном времени
1966 — Сказка о царе Салтане
1967 — Вий (художественный руководитель фильма, постановщик трюковых сцен и соавтор сценария)
1972 — Руслан и Людмила

Награды и звания
1935 — МКФ в Венеции (Приз за лучшую программу фильмов, фильм «Новый Гулливер»).
1953 — МКФ в Венеции (Приз «Серебряный Лев Святого Марка», фильм «Садко»).
1946 — МКФ в Канне (Премия жюри за лучшее цветовое решение, фильм «Каменный цветок»).
1947 — Сталинская премия (I степени, фильм «Каменный цветок»).
1953 — МКФ в Венеции (Приз «Серебрянный Лев Святого Марка», фильм «Садко»)
1956 — МКФ в Югославии (Почётный диплом режиссёру, фильм «Золотой ключик»)
1958 — МКФ в Эдинбурге (Почётный диплом, фильм «Илья Муромец»)
1965 — МКФ фильмов для детей и юношества в Готвальдове (Приз режиссеру, фильм «Сказка о потерянном времени»)
1976 — МКФ детских фильмов в Салерно (Спец. премия жюри, фильм «Руслан и Людмила»)
Два ордена Трудового Красного Знамени.
Орден «Знак Почёта», а также медали.
Народный артист СССР (1969).

Памятник на могиле Птушко А.Л.

Памятник на могиле Птушко А.Л. (Новодевичье кладбище г. Москвы)