О смысле, значении и традициях празднования Богоявления Христова ЛуганскИнформЦентру рассказывает настоятель Луганского храма в честь святого благоверного князя Александра Невского архимандрит Макарий Любавцев.
ДВЕРЬ ВХОЖДЕНИЯ В ЦЕРКОВЬ
Крещение Господне или его официальное название Богоявление Господне — один из главных праздников Православной христианской церкви и, наряду с Рождеством, — один из любимейших праздников в новогодние святочные зимние дни.
Смысл праздника Крещения Господня заключается в том, что Господь перед выходом на свое общественное служение по исполнению возраста зрелого человека, наступающего в тридцатилетие по иудейскому закону, устанавливает новое правило — правило вхождения в Святую Церковь. Господь приходит на реку Иордан и крестится в водах иорданских от Иоанна Предтечи — Иоанна Крестителя. В момент, когда он погружается в воду, разверзаются небеса, и Дух Святой в виде голубя нисходит на Господа Иисуса Христа, а глас Бога Отца говорит с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
Поэтому праздник носит название Богоявления или Теофания. Когда Господь открывает себя миру в той сущности, которой он является, — в святой живоначальной единосущной Троице: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. В этом — основной смысл праздника Крещения Господня. И также Господь в своих словах, наставляя своих учеников уже по своем воскресении, говорит: «Идите в мир, проповедуйте Евангелие, крестя все народы во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь». То есть он устанавливает дверь в Церковь.
Дверью в церковь является как раз-таки принятие Таинства Крещения, совершаемое священником над каждым человеком, и без принятия Таинства Крещения человек не может войти в царство небесное. То есть если человек не принимает Крещение, не принимает Христа, соответственно он не принимает Бога. Такой человек чужд для Бога. И когда мы либо в маленьком возрасте, когда нас приносят в храм, и священник совершает над нами таинство крещения через произнесение формулы с трехкратным погружением в воду, либо уже в зрелом возрасте, когда человек приходит сам, выбирает святую православную веру и крестится, ему дается видимый знак христианина — крест. И каждый из нас носит нательный крестик. Господь посылает ангела-хранителя, который с этого времени неустанно будет идти с человеком по жизни, помогать ему, оберегать и наставлять. Поэтому Таинство Крещения является дверью в Церковь, дверью в последующие все таинства церковные, которые у нас есть. И также является символом принадлежности к избранному народу христианской веры.
ОБРАСТАЯ ТРАДИЦИЯМИ
Любой праздник обрастает различными традициями, символикой и обрядностью, присущими именно этому празднику. Господь крестился в реке Иордан на Святой земле. Поэтому миллионы паломников на протяжении этих двух тысяч лет стараются попасть на Святую землю. И каждый для себя ищет возможность посетить реку Иордан и там же окунуться в тех водах для того, чтобы приобщиться к этому таинству. Но не каждый может посетить Святую землю. Поэтому Святая Церковь устанавливает чин великого освящения воды. Он совершается два раза в год — на Крещенский Сочельник и на сам праздник Богоявления. И в этот день совершается большой чин, осознанный, с большими сугубыми молитвами, когда мы призываем действие Святого Духа, чтобы оно снизошло и освятило в храме воды, воды принесенные. И люди вот эту святыню, Великую Агиасму, что переводится дословно как «Великая Святыня», уносят ее домой и пьют по чуть-чуть натощак на протяжении года, для исцеления своей души и тела.
Также существует традиция, когда в память о Крещении Господа на реке Иордан, в городах и поселках оборудуют купели на водоемах, реках, либо на морях. Мы знаем эту добрую традицию, когда совершается чин великого освящения не только в храме, но и на водоемах. И освящаются реки, освящаются купели, освящаются воды, и многие христиане находят для себя возможным в эти праздничные крещенские дни прийти на купель и окунуться, невзирая на погодные условия. Но тут главное помнить, что само окунание не является единственным смыслом празднования Богоявления, и не надо думать, мол, если мы окунулись на праздник, то очистились ото всех грехов. Для православного человека не возбраняется купаться и окунаться в прорубях, в купелях. Это выбор каждого человека. Но к нему нужно подходить осознанно как к любому действу в Церкви.
ПРАВИЛЬНЫЙ ПОДХОД
Мы рекомендуем делать это правильно. Правильно с точки зрения церковной — это провести святочные дни, подготовиться к празднику Рождества Христова. Пост, молитва в Рождественском посту. Потом мы встречаем праздник Рождества. Колядуем, радуемся и встречаем все праздники, которые идут от Рождества до Крещения. На само Крещение мы с большой радостью утром идем в храм, освящаем воду для дома, то есть отстаиваем богослужение, молимся, исповедуемся, принимаем участие в Евхаристии, благодарим Бога за все те блага, которые он нам посылает, берем благословение Божие на дальнейшие добрые дела. Постояв на богослужении, мы тем самым очищаем свою душу и тело. И далее уже, если у нас есть силы, желание и здоровье, мы идем к купели и окунаемся в «иордань» — так называют освященные купели, в память о реке Иордан.
Надо помнить, что окунание в прорубь зимой — это экстрим, определенный риск. И оно не является духовным актом каким-то. Это добрая традиция русской православной жизни. Также надо делать это в специально оборудованных местах. Особенно в нашей местности, где сейчас идет СВО, надо подходить к этому действу осознанно. Не стоит злоупотреблять горячительными напитками до или после купели.
СЛОВА СВЯТЕЙШЕГО
Еще я приведу слова Святейшего Патриарха Кирилла, когда ему задавали тоже такой же вот вопрос. Он ответил на него еще в 2011 году, когда споры велись вокруг крещенских купаний: «Когда будете входить в иорданские воды, помните, что это не развлечение, не народный обычай, не часть нашего фольклора, но участие в тайне соприкосновения святыне…».
«Пусть каждый, кто опускается сегодня в воду, помнит, что выйти из этой проруби он должен другим… Основанием для такого понимания крещенских купаний являются слова молитв, которые священнослужители произносят при освящении воды в этот праздник: „О еже быти воде сей… грехов избавлению, во исцеление души и тела…“, „… сотвори нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов губительну, сопротивным силам неприступну, ангельския крепости исполнену“, — сказал Святейший.