О сакральных смыслах Рождественского поста в дни его прохождения ЛуганскИнформЦентру рассказывает настоятель луганского храма в честь святого благоверного князя Александра Невского архимандрит Макарий (Любавцев).
ГЛАВНЫЕ СМЫСЛЫ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
Светлый праздник Рождества Христова — один из самых любимых и ожидаемых праздников в православном календаре. Господь наш Иисус Христос пришел на эту землю, воплотился от Пречистой Девы Марии и тем самым исполнил древнее предопределение, что придет обещанный Мессия, Спаситель, который примирит падшего из-за грехопадения человека с Творцом. Господь родился от Девы Марии, которая была чистой и не знала мужа. По слову Архангела Гавриила в день Благовещения, Дух Святой сошел на нее, и она зачла и с этого момента стала Матерью Божией, но и осталась Пречистой Девой.
Господь родился в Вифлееме, в обычной пастушьей пещере, ночью, под пение ангелов и пришедших к нему с востока волхвов. Он родился не в царских палатах сильным мира сего, но наоборот принял судьбу обычного человека, чтобы показать своим ученикам, последователям, христианам всех веков, что спасение и борьба с грехом — обязанность каждого человека, к которой нас призывает Творец. Бог принял человеческую природу, стал во всем подобен нам, кроме греха, чтобы мы, люди всех времен, могли уподобиться Богу в святости и наследовать райскую вечную жизнь и блаженство.
МЕРА ВОЗДЕРЖАНИЯ
Как к любому важному событию в нашей жизни мы готовимся, так и Церковь устанавливает подготовительные периоды перед главными праздниками церковного года — Пасхой и Рождеством Христовым.
Любой многодневный пост, и Рождественский в том числе, готовит нас к максимально глубокому, полноценному переживанию предстоящего праздника. Цель постящегося христианина — добиться, чтобы встреча со Христом в праздничный день стала для него действительно важным событием, подготовленным и усиленной молитвой, и подвигом воздержания. Человеческие тело и душа взаимно влияют друг на друга. Поэтому ограничивая себя в физическом плане, например, в еде, мы помогаем и душе: мы перестаем разбрасываться по сторонам и больше концентрируемся на духовной жизни — молитве, размышлениях о Христе, на исполнении Его заповедей. В этом и заключается основной принцип воздержания — сочетание поста физического и духовного. Если мы будем поститься хоть всю жизнь телесно, но не предпринимать попыток стать добрее, терпеливее, сострадательнее и милосерднее к ближним, не исполнять заповедей Христовых о любви, то грош цена такому нашему посту (Мф. 6:17–18). Основной смысл поста заключается в том, чтобы за этот период воздержания избавиться от какой-то пагубной привычки и хотя бы попытаться стать чуточку добрее к ближним.
Рождественский пост хоть и продолжительный — 40 дней с 28 ноября по 6 января, но он не самый строгий. Во все дни Рождественского поста церковный устав предписывает воздерживаться от мяса, яиц и молочных продуктов, но разрешает есть рыбу. Рыба исключается из пищи только в среду и пятницу и со второго по шестое января перед самим праздником Рождества Христова, когда мы пост усугубляем. А в Сочельник существует традиция не есть ничего до появления первой звезды, после чего принято подавать на стол сочиво — вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом и другими сухофруктами.
Миряне постятся мягче, советуясь насчет питания со своим духовником и в зависимости от своих жизненных обстоятельств.
Для начинающих, кто впервые вступает на поприще поста, есть важный совет: все свои замыслы и намерения согласовывать со священником, чтобы не попасть впросак и не свернуть на половине пути поста. Священник всегда подскажет человеку, который впервые пробует поститься, ту или иную меру воздержания, которая будет ему по силам и принесет в данный момент максимальную пользу. Естественно, эта мера будет легче, чем у опытных постящихся, но это совсем не значит, что она будет менее спасительна или важна для новоначального постящегося.
ФОРМАЛЬНОСТЬ И УНЫНИЕ
Повторюсь еще раз, что всякий пост является не самоцелью, а лишь средством к достижению главной цели — очищению наших душ посредством поста, молитвы и Таинств Церкви. От формализма и фарисейства в посте нас предостерегает Господь.
Часто задают вопросы о том, что можно и чего нельзя в пост. Когда речь о пище, то все более или менее понятно: постимся, как можем, соизмеряя свою меру воздержания с уставом. В уставе Церковь показывает идеал, но люди далеко не идеальны, поэтому каждому стоит поститься по силам, посоветовавшись с духовником. Но вот когда задают вопросы: «Можно ли в пост пойти на концерт?», «Можно ли пойти на день рождения?», «Можно ли поехать в путешествие?», то тут не может быть однозначного ответа.
Крайне важно понимать, что Православие — это не список запретов и дозволений, исполнив которые, непременно попадешь в рай. Господь неоднократно обличал фарисеев за то, что они как раз имели такие «списки дозволенного и запрещенного» и, невзирая ни на что, следовали им. Христос говорит, что не человек для субботы, а суббота для человека (Мк. 2: 27–28). Перефразируя, получим — не человек для устава, а устав для человека. Если мы начнем составлять себе списки дозволенного и запрещенного, оставив в стороне дарованную нам Богом свободу, то непременно станем фарисеями. У каждого человека есть своя голова на плечах, есть и совесть — голос Бога в нашей душе. Если совесть и разум подсказывают, что идти на концерт не стоит, то и не надо. Главное помнить, что пост, хоть и является временем сугубого воздержания, но это не время траура или печали, печали разве что о своих грехах. Радоваться жизни и просто жить Церковь не воспрещает, и устав подобного не предписывает. Но и расхолаживаться и пускать пост на самотек тоже не стоит.
МОЛИТВА И ДОБРЫЕ ДЕЛА
Крайне важно понимать, что чем усердней мы стараемся воздерживаться телесно, тем сильней искушения. Бороться с искушениями нужно столь же усердной молитвой. Совсем не лишним будет частое посещение храма для исповеди и причастия. Преподобный Макарий Великий спрашивает: «Воздерживающийся без молитвы как устоит без ее помощи?». Если взять на себя строгий телесный пост и при этом не молиться или молиться мало, то страсти поглотят, и никакого толка от такого поста не будет. Также и сытый постник — плохой молитвенник. Поэтому необходимо в посту сохранять баланс между телом и духом, не брать на себя более, чем может понести тело, и не налагать на себя большого молитвенного правила, не очищая при этом тело строгим постом.
«Вера без дел мертва» — сказано в Писании (Иак. 26). Поэтому еще одним помощником постящемуся станут добрые дела. Сейчас и при храмах, и в обществе существует много различных волонтерских и добровольческих организаций, в которых человек может попробовать начать творить добрые дела посторонним нуждающимся людям. При нашем храме, к примеру, уже более года развивается Сестричество милосердия, на попечении которого находится большое количество нуждающихся в заботе людей, и нам никогда не будет лишней помощь неравнодушных людей.
Человек, хотящий начать совмещать пост, молитву и добрые дела, должен посоветоваться со своим священником, и он обязательно направит такое рвение в правильное русло. Никто не говорит, что нужно бросит работу, нырнуть только в молитву, волонтерство или доброделание — все это благополучно в наше время совмещается, если грамотно и с толком подойти к этому благому начинанию. Можно и в своей обыденной жизни начать с делания какого-то доброго дела или исправления своей пагубной привычки, тем самым производя над собой усилия ради движения на встречу Богу.
ЦЕЛИ И ИТОГИ
Рано или поздно каждый верующий человек, сталкивается с постом и желанием попробовать попоститься, ступить на этот добрый путь. Ведь если мы ждем праздник Рождества, но не готовимся к нему — едим скоромное, не ограничиваем себя ни в чем, не посещаем храм и не причащаемся, пиршествуем и торжествуем, не меняя своей жизни, то и праздник пройдет мимо и обыденно, мы не ощутим той торжественности и радости от встречи с Родившимся Богомладенцем.
Вероятно, человеку хочется быть сразу хорошим постником, ничего не нарушая и поступая правильно. Хорошее желание. Но идеальных людей не бывает, и каждый человек согрешает. Духовная жизнь состоит из взлетов и падений. Господь, зная человеческую немощь, дал нам в помощь Таинство исповеди. Исповедуясь, человек очищается и приобретает новые силы для исправления совершенного греха. Поэтому, нарушение поста — это повод для покаяния на исповеди, но никак не для укоренения в грехе или оставление попыток держать пост.
Что же касается гипотетического следующего раза, то хочется возразить: нет никакой гарантии, что и в следующий раз не будет нарушения. Следующего раза может не случиться вовсе, ведь никто не знает, когда окончится земная жизнь. Следовательно, не стоит откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня.
Зная доброе выражение «дорогу осилит идущий», не стоит бояться начинать поститься, молиться и творить добрые дела. Никто не ждет от вас результата сразу. И вы сами не ждите! Наоборот, будет начало пути, будут падения и остановки, искушения и различные козни, желание бросить все и начать поститься в следующий раз — это естественное состояние, через него все проходили.
Не стоит бояться, встав на это доброе дело, потихоньку идти, маленькими шажочками, преодолевая трудности и козни врага рода человеческого. И пройдя этот путь, встречая светлый праздник Рождества Христова на праздничной Богослужении, слушая колядки и оглядываясь на проделанный подвиг, мы отворим двери нашего сердца для Родившегося Христа Жизнодавца. И Он озарит наши души и телеса Своим необъяснимым Божественным теплом и светом, наполнит их такой благодатью, что мы уже с нетерпением будем ждать следующего Великого поста и праздника Светлого Христова Воскресения, ведь мы уже будем «не чужие, а свои Богу» (Еф. 2:19), Его возлюбленные дети и сопричастники Его славы.


