О жизни обители, трудностях, с которыми пришлось столкнуться, и о необычном ремесле — создании скрипок — ЛуганскИнформЦентру рассказывает наместник Свято-Иоанно-Предтеченского мужского монастыря архимандрит Варфоломей (Кузнецов).
10 ЛЕТ НА ЛИНИИ ФРОНТА
В расположенном в селе Чугинка Станично-Луганского района монастыре сейчас 14 человек — послушников, монахов, иеромонахов. Монастырь был основан в 2003 году, а официальный статус получил в 2007. С этого времени мы начали обустраивать жизнь здесь. Монастырь — это не только место для богослужений, но и пространство, где монахи живут, трудятся и несут свое служение. За эти годы мы прошли через многое, особенно в связи с военными событиями. Практически десять лет мы находились на линии фронта, в зоне разграничения. Боевых действий непосредственно на нашей территории не было, но вокруг все время что-то происходило, а над нами летали снаряды. Мы жили под постоянным гнетом, особенно учитывая, что это была территория Украины.
ДАВЛЕНИЕ СО СТОРОНЫ УКРАИНЫ
Давление, конечно, было. Допросы, обыски — все это мы пережили. Внимание к нам было пристальным со стороны украинских властей. Это создавало определенные трудности, но, как ни странно, такие испытания, наоборот, укрепляли нас. В такие моменты остается только уповать на Бога.
Поддерживать духовную жизнь в таких условиях было непросто. Мы были практически отрезаны от внешнего мира. Наша паства, которая обычно приезжала из Луганска и Донецка, не могла нас посещать. Мне приходилось самому ездить в Луганск, чтобы поддерживать связь с прихожанами. Очереди на границе, проверки, часы ожидания — все это было частью нашей жизни. Но мы выстояли.
НЫНЕШНЕЕ ВРЕМЯ
Сейчас мы пытаемся восстановить то, что было начато до войны. Многое было заморожено, и сейчас мы постепенно возвращаемся к строительству и ремонту. В монастыре всегда есть чем заняться: то, что построено, требует постоянного ухода. Но главное — мы выжили, и теперь наша задача — развиваться. Мы трудимся, и я верю, что Бог пошлет нам возможности и людей, которые помогут в этом деле. Все насельники обители заняты в разных сферах жизни монастыря. У нас есть огороды, виноградник, небольшое хозяйство, которое обеспечивает нас продуктами. Это традиционно для монастырей — быть самодостаточными.
СОЗДАНИЕ СКРИПОК
Скрипки — это наше дополнительное занятие. У нас есть скрипичная мастерская, где трудятся пять мастеров. Мы изготавливаем и реставрируем скрипки, альты, виолончели и другие инструменты. Это не массовое производство, а, скорее, искусство. Каждый инструмент создается вручную, с учетом всех тонкостей. Мы — не завод, поэтому точных цифр нет. Один мастер может сделать скрипку за месяц, другой — за полгода. Все зависит от сложности работы и трудоспособности мастера. В среднем делаем до десяти инструментов в год.
ПОЧЕМУ ИМЕННО СКРИПКИ?
Сложно объяснить. С детства мне было интересно все, что связано со скрипками. Сначала я учился играть, а потом заинтересовался их [инструмента]изготовлением. Это занятие требует не только навыков, но и глубокого понимания материала, акустики, резонанса. Скрипка — это не просто инструмент, это акустический прибор, который должен передавать звук с максимальной точностью.
ЗАКАЗЫ ОТ ИЗВЕСТНЫХ МУЗЫКАНТОВ
Да, наши инструменты есть в Европе, на них играют музыканты. Но мы не всегда знаем, где они находятся, и кто на них играет. Мы не стремимся к тому, чтобы наши скрипки становились частью коллекций. Инструмент должен работать, его должны слышать. Коллекционеры — это не наша цель.
ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ СКРИПКИ
Процесс очень сложный и долгий. Начинается все с выбора дерева — мы используем клен. Затем из дерева вырезаются тонкие пластины, которые формируют корпус скрипки. Скрипка состоит из почти 80 частей, и каждая из них должна быть идеально подогнана, чтобы обеспечить правильный резонанс. Это искусство, которое требует не только технических навыков, но и чувства материала.
ПРИНЦИП ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ
Скрипка действительно построена по принципу золотого сечения. Это одна из причин, почему ее звучание так гармонично. Интересно, что первые скрипки появились в Италии, и их создание связано с такими мастерами, как Антонио Страдивари и Джузеппе Гварнери. Есть даже предположения, что Леонардо да Винчи мог иметь отношение к созданию первых скрипок, но это лишь догадки.
ИНСТРУМЕНТ МАСТЕРА ЯКОБА ШТАЙНЕРА
Однажды нам удалось восстановить редкую скрипку XVII века, которая была практически разрушена. Это был инструмент мастера Якоба Штайнера, который считается одним из первых создателей скрипок. Мы восстановили ее из щепок, и сейчас она снова в рабочем состоянии. Это был уникальный опыт.
САКРАЛЬНЫЙ СМЫСЛ МУЗЫКИ
Имеет ли музыка сакральный смысл? Безусловно имеет. Музыка — это гармония звуков, которая может преображать человека. Высокая музыка, особенно та, что звучит в церкви, способна приблизить человека к Богу. Это не просто звуки, это нечто большее, что воздействует на душу. Музыка — это дар Божий, который помогает нам чувствовать красоту мира. Поэтому мы будем продолжать трудиться и надеяться на Божью помощь.