Фото: Луганский Информационный Центр

Первый день II Медиафорума новых регионов «АСТРА-2024» подошел к концу. Представители средств массовой информации из ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей смогли обменяться опытом с федеральными спикерами, а студенты медиаспециальностей вузов Ростовской области — узнать, каково это, быть военкором или журналистом в одном из исторических регионов. Корреспондент ЛИЦ рассказывает о главных событиях первого дня.

РАБОТА В НОВЫХ УСЛОВИЯХ

Мастер-классы и дискуссии для участников Медиафорума начались с самого утра на базе медиапарка в Ростовском Донском государственном техническом университете. Всех собравшихся поприветствовал сопредседатель координационного совета по интеграции новых субъектов России при Общественной палате РФ, автор идеи проекта Александр Малькевич. Он отметил, что особенно приятно видеть в зале знакомые лица тех, кто развивает журналистику в исторических регионах России.

Первым выступающим стал военкор, создатель телеграм-канала «РЫБАРЬ» Михаил Звинчук. Он рассказал о последних тенденциях развития мессенджера Telegram. По словам эксперта, сегодня уже очевидно, что его не контролируют западные спецслужбы — иначе бы ЦРУ не понадобилось проводить масштабную операцию по дискредитации площадки и авторов-консерваторов на ней после штурма Капитолия в Вашингтоне в 2021 году.

«Если бы ЦРУ действительно контролировали Telegram, угрозу со стороны правых консерваторов-патриотов в США было бы очень просто ликвидировать: достаточно было бы просто нажать кнопку. Однако этого не произошло. А значит, такой кнопки нет. В итоге многие каналы к патриотическим консервативным материалам стали добавлять теории заговоров и шизотипические идеи, часть авторов запугали, а часть каналов — перекупили и закрыли», — рассказал он.

Эксперт продолжил тем, что после первой волны пандемии COVID-19, а затем и после начала СВО интерес к Telegram в России серьезно возрос. Об этом говорят выросшая аудитория и число каналов различной тематики. Поэтому мессенджер довольно быстро стал полем информационной войны — особенно после того, как западные спецслужбы стали отрезать россиян от подконтрольных им площадок: альтернативное мнение государственных СМИ и видных блогеров стали блокировать в социальных сетях Instagram и Facebook (принадлежат корпорации Meta, признанной в России экстремистской), а затем и на видеохостинге Youtube.

Как показали исследования канала «РЫБАРЬ», основной запрос аудитории к Telegram — приобщение к интеллектуальной элите. Люди заходят на каналы, которым доверяют для того, чтобы узнать: что произошло и что это значит.

«Буквально 2-3 абзаца, и вывод в последнем абзаце. Человек читает короткий текст и забирает вывод себе в копилку», — отметил Звинчук.

При этом он подчеркнул, что работать с украинской аудиторией через Telegram сейчас практически невозможно. Все из-за серьезных ограничений: на территории, подконтрольной преступному киевскому режиму, запрещают работу каналов, связанных с Россией, а подписчиков таких каналов даже сажают в тюрьму. Иногда для этого хватает самого факта подписки.

Военкор, ведущая Первого канала Марьяна Наумова в этой связи считает, что в любом случае нужно продолжать работать с российской аудиторией. На основе своего опыта она вывела простое правило: главное — быть ближе к людям, и тогда они сами захотят поделиться сокровенным.

ФЕЙКИ И ТЕХНОЛОГИИ

О новых реалиях на своем мастер-классе говорил и ведущий Первого канала Александр Смол. Он акцентировал внимание на эволюции фейков. Сегодня с помощью технологий deep fake противник проводит изощренные информационно-психологические спецоперации.

В качестве одного из примеров он привел выдуманную вражескими спецслужбами акцию «Солдат ребенка не обидит». Якобы сразу в нескольких российских регионах детям стали раздавать листовки о том, как вести себя при встрече с военнослужащими. На первый взгляд, ничего страшного, однако содержание этих материалов было очень скользким.

В программе «Антифейк» на Первом канале рассказали о том, что это — неправда и вброс противника. Однако украинские спецслужбы пошли дальше и сделали фейк…уже на этот выпуск программы! На фоне видеоряда с перебивками в нужных местах качественно подделанный голос ведущего Александра Смола сообщал, что теперь команда передачи приносит свои извинения и подтверждает запуск такого проекта.

Эксперт рассказал, что и сам поверил: его голос подделали очень качественно. Незначительные нестыковки в монтаже и движениях губ, а также недостаточное качество картинки не всем бросится в глаза. А значит, кто-то может и поверить.

Однако есть действенные приемы против фейков. Например, идти от людей. Так было в случае с якобы обращением работников Пермского порохового завода: в видео трое мужчин рассказывали, что их перевели на удлиненные смены, а зарплату не платят.

«Что делать в такой ситуации? Показывать, что движения губ говорящего не соответствуют тексту обращения? Рассказывать, что здание на фоне спокойно выдает геолокацию, и это Новосибирск, а не Пермь? Можно, но это долго и сложно. Мы пошли от людей. Разыскали человека с видео и пригласили его в студию. Оказывается, это участник СВО, и он как раз в то время проходил реабилитацию в Москве», — отметил Смол.

Кроме того, по словам журналиста, уже сейчас российские компании Сбер и Яндекс работают над специальным программным обеспечением, которое сможет выявлять применение технологий deep fake. И это большой шаг вперед — так противнику будет сложнее нас обмануть.

Об опасностях в цифровом пространстве участникам Медиафорума «АСТРА-2024» также подробно рассказал член правления Регионального общественного центра интернет-технологий Андрей Ярных. Он предупредил, что хакеры постоянно совершенствуют свои методы работы, узнают о новых уязвимостях в различных операционных системах. И потому нужно быть вдвое более осторожными: ставить надежные пароли и периодически менять их, подключать двухфакторную авторизацию, а также не предпринимать каких-либо действий, если от вас их требуют во время входящего звонка.

«Если вам звонят, например, из банка, или ваш начальник вдруг кричит в трубку и требует что-то срочно сделать, лучше извиниться, повесить трубку, заварить чайку и перезвонить. Вполне возможно, выяснится, что ваш руководитель не знал о таком звонке, а его голос просто подделали», — отметил Ярных.

К Медиафестивалю «АСТРА-2024» также присоединилась команда российского видеохостинга RUTUBE. Директор по работе с контентом Илья Емелин в первый день рассказал о ключевых новшествах платформы. В частности, сегодня можно перенести весь контент с Youtube-канала на RUTUBE в несколько простых действий за пару дней. Кроме того, команда проекта совершенствует рекомендательные технологии и поддерживает новых авторов: на главной странице платформы есть отдельная вкладка с новыми каналами.

В RUTUBE стараются сделать все максимально удобным для пользователей. Сегодня на платформе уже можно настроить удобные плейлисты с «серийным» контентом: так различные серии отдельных программ в рамках одного канала не потеряются в общей массе. Кроме того, для авторов подключили функцию пожертвований, в том числе во время прямых трансляций. А вывести деньги за рекламу сегодня можно очень быстро и удобно: хоть каждый день с помощью одной кнопки.

В конце первого дня к журналистам исторических регионов присоединились студенты медиаспециальностей вузов Ростовской области. Федеральные спикеры рассказывали об опыте работе ведущими в студии и военкорами «в полях», рекомендовали активно противодействовать противнику в информационной войне, а не сидеть, сложа руки.

В итоге студентам рекомендовали пообщаться с журналистами исторических регионов — ведь именно они как никто другой знают, каково это, работать на переднем крае.

Во втором медиафестивале новых регионов «АСТРА 2024» принимают участие представители СМИ из ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей. Положения конкурса и правила участия можно узнать на сайте фестиваля.

Фестиваль организует Фонд развития новых медиа при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Донецкое агентство новостей и Луганский информационный центр выступают информационными партнерами мероприятия.