Фигура Федора Михайловича Достоевского имеет непреходящее духовное значение и сакральную ценность. Об этом в 204-ю годовщину со дня рождения великого русского писателя ЛуганскИнформЦентру рассказывает руководитель православного молодежного движения «Святоград» диакон Всехсвятского монастырского подворья Сергий Смирнов.
ВЫЗОВ И ЛЕКАРСТВО
11 ноября — день рождения великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского. Для нас, людей XXI века, погруженных в бег по бесконечным соцсетям, мессенджерам и лентам новостей, его фигура — не просто памятник из школьной программы. Это живой укор, вызов и одновременно — лекарство. Он был духовным картографом, который провел нас по всем кругам человеческой души — от адского огня безбожия до тихого света смирения.
ПРОРОК ДЛЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
Я считаю Достоевского пророком своего времени. Не классическим православным в обычном смысле. Он был пророком для интеллигенции, для людей, которые в большинстве своем на тот момент отошли от Христа. И благодаря его произведениям многие вернулись к Богу. Возвращаются и сейчас.
С ним я знакомился тяжело. Читая «Преступление и наказание» в школе, я настолько погружался в произведение, что мне казалось, будто я схожу с ума вместе с Раскольниковым. Я ощущал ту гнетущую атмосферу, и это чтение чуть не ввергло меня в депрессию. Тогда я решил покончить с творчеством Достоевского. Но годы шли, я вернулся в церковь. И, слушая проповеди протоиерея Андрея Ткачева, который часто ссылается на труды писателя, решил попробовать еще раз. «Братья Карамазовы» произвели на меня неизгладимое впечатление, но здесь я был пленен образом Алеши Карамазова.
ПОПАСТЬ В СЕРДЦЕ
Есть мнение, что писатель становится гением настолько, насколько он может выразить чувства других людей. Все нечто чувствовали, но не знали, как описать. И если писатель попадает в это, читатель понимает: да вот же оно! Это было со мной, я тоже это испытывал. А этот автор об этом написал. Значит, я не одинок. Так Достоевский сразил меня своим Алешей.
ДИАГНОЗ И КОРЕНЬ ЗЛА
Сегодня в моде искать «особый путь» России. Но Достоевский показал, что подлинная ее особенность — в духовном измерении. Он — наш главный диагност. Он с хирургической точностью описал все духовные болезни, которые мы пожинаем сегодня: гордыню, порожденную рационализмом, тоску безверия, утрату святости семьи. Он показал, что человек часто становится плох от того, что забыл, кто он и к чему призван. Корень наших кризисов — не в экономике, а в утрате Бога в центре нашей жизни.
ПРОВИДЕЦ НАДЕЖДЫ
Но он — и провидец надежды. Его знаменитая фраза «Красота спасет мир» — это не про эстетику. Это про ту Божественную гармонию, что есть в каждой душе. Спасение для Достоевского — всегда в смиренном сердце, в способности к состраданию. Он показал, что, несмотря на всю грязь, в которой мы погрязли, под ней все равно есть проблески Божественного света. Взгляните на Сонечку Мармеладову, на Алешу Карамазова — это те маяки, что светят нам сквозь любую тьму и дают надежду на спасение.
СОБЕСЕДНИК ДЛЯ МОЛОДЕЖИ
Для нашей молодежи Достоевский должен стать не «обязательным чтением», а собеседником. Диалог с ним — это диалог с самой русской душой во всей ее сложности. Это прививка от духовного инфантилизма, от соблазнов нового язычества и бездушного технократизма.
Федор Михайлович не дает нам простых ответов. Но он указывает на Того, Кто есть путь, истина и жизнь. И в этом — его вечное, сакральное значение для России.

