Луганский институт селекции и технологий ввиду повышения спроса на свою продукцию увеличивает производственные мощности, а также проходит сертификацию собственных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур в российском правовом поле. Об открывшихся перспективах ЛуганскИнформЦентру по случаю Дня работника сельского хозяйства рассказал директор организации Павел Браун.
СКРЕЩИВАНИЕ СОТЕН КОМБИНАЦИЙ
Луганский институт селекции и технологий организован в 2001 году на базе семеноводческой фирмы «Технаука». За это время нашими специалистами выведено порядка 20 сортов и гибридов пшеницы, ячменя, овса, гороха, чечевицы и других сельскохозяйственных культур.
Работа селекционера очень кропотливая. Процесс получения гибрида занимает очень много времени. Можно даже всю жизнь потратить, но так и не получить результата.
Скрещиваем до сотни различных комбинаций. И из этой сотни получает, может, до десятка тех наработок, на которые можно обратить внимание и работать с ними дальше. Например, почву, в которой растет подсолнечник, специально заражаем различными болезнями, вредителями, чтобы выявить устойчивые к ним образцы.
ОПЫТЫ ПО ВСЕМУ МИРУ
Свои опыты мы закладывали, можно сказать, по всему земному шару. Например, сейчас работаем с Казахстаном, чтобы посмотреть, как наши семена адаптируются к тем условиям. По крайней мере, они выдержали эту зиму, когда морозы достигали 40 градусов. Но по одному году судить нельзя. Скоро снова поедем туда на выставку сельскохозяйственных культур, пообщаемся с другими специалистами. Выводы будем делать позже.
Одна из наших разработок — сорт пшеницы «ЛИСТ 25». Он устойчив и к жаре, и к холоду — к любым условиям. Его урожайность составляет примерно 90 центнеров с гектара. Очень хороший показатель, поэтому этот сорт берут активно. И вот однажды я был в Калмыкии — наверное, самая засушливая Республика в России: повсюду пустота, пыль и больше ничего не видно. Туда наш «ЛИСТ 25» тоже попал и дал хороший урожай. Теперь снова будем налаживать взаимодействие и, возможно, возобновим туда поставки.
В РОССИЙСКИЙ РЕЕСТР
Сейчас институт проходит сертификацию, которая позволит включить в российский реестр наши сорта и гибриды. Мы сможем свободно ими торговать. Сертификация ведется по шести-семи сортам пшеницы и по стольким же сортам подсолнечника. Безусловно, наша продукция составляет конкуренцию на российском рынке: она районирована, то есть адаптирована к нашим климатическим условиям, и немножко дешевле, чем другие российские сорта.
Это долгий процесс, но нам обещают, что уже в следующем году будем работать именно с сертификатами, а не по актам апробации.
ПШЕНИЦА И ПОДСОЛНЕЧНИК — НАРАСХВАТ
Семена разбирают в таком количестве, что мы не успеваем их заготавливать. Сейчас оборудуем новую производственную линию, чтобы увеличить объем продаж: ждем поставку сушилки, уже установлен барабан для первичной очистки и машина для калибровки — чтобы зернышки были одинакового размера. Кроме того, в этом году оформили три комбайна, два трактора тяжелых и два легких.
Раньше готовили порядка 300 тонн только зерновых. В этом году наш запас составил 500 тонн семян — и уже ни одного зернышко нет. А заказы продолжают поступать. Например, из Запорожской области интересуются, других субъектов. Пока продукции не хватает. Она распродана по ЛНР, ДНР, другим регионам России.
Так же раскупили и подсолнечник. В этом году сеяли где-то 400 гектаров. Фермеры записываются в очередь, чтобы успеть забрать эти семена.
Нарастить объемы многократно мы тоже не можем, потому что надо где-то зерно перерабатывать, хранить. Но, по крайней мере, я думаю, 600-700 тонн семян мы еще сможем производить.
К слову, до 2014 года у нас был гибрид подсолнечника «Степок», характеризирующийся коротким периодом созревания. В конце июля–августе его уже убирали, ведь позже, когда начинаются дожди, делать это сложнее. Но началась война — и мы его потеряли, родительские формы были утрачены. Этот сорт вошел в реестр Беларуси. Восстановить пока мы его не можем, но работаем над этим. Может быть, получится.
ПОДДЕРЖАТЬ АГРАРИЕВ
Наш институт также идет навстречу тем предприятиям, которые находятся в удручающем положении. Выделяем семена, а когда они уже продадут свой товар, тогда рассчитаются. Или есть такие предприятия, у которых мы берем в субаренду землю, которую они не могут обработать, а затем даем им бесплатно семена. И их поддерживаем, и сами живем.
Нам ведь тоже нужно больше семян. А в распоряжении имеем всего 1200 гектаров пашни. Это все людские паи, собственной земли у нас практически нет. Это очень мало для того, чтобы снабжать столько регионов семенами.
Сейчас работаем в Марковском, Сватовском, Новоайдарском округах, еще раньше начали сеять в Лутугинском, Краснодонском, Антрацитовском. И все они берут у нас семена — и зерновые, и масличные культуры.
ВЗАИМНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
Дополнительные перспективы открывает сотрудничество с краснодарским, зеленоградским и другими институтами, которые занимаются селекцией. Они нам дают свои семена, мы им — свои. Ищем те характеристики, которые нам нужны, и скрещиваем.
До 2014 году у нас была лаборатория, которая позволяла проводить различные опыты. Но здание было разрушено в результате боевых действий. Возможно, в будущем мы ее восстановим, но пока не хватает специалистов, чтобы обеспечить эту работу.
Планов много и останавливаться на достигнутом, конечно же, не будем.