Фото: Официальная страница режиссера Сергея Васина в ВК

Как оставить успешную актерскую карьеру, сменить направление деятельности и переехать в Луганск, как встречают театр из ЛНР на гастролях в других регионах и какие сюрпризы зрители увидят в новом сезоне, ЛИЦ рассказал главный режиссер Луганского академического русского драматического театра имени Павла Луспекаева Сергей Васин.

ДРУЖБА, СТАВШАЯ СУДЬБОЙ

В Марий Эл я работал много лет, служил актером в Академическом русском театре драмы имени Георгия Константинова. Затем получил режиссерское образование и решил что-то поменять. С луганским театром мы познакомились в 2017 году на международном фестивале русских театров «Мост Дружбы» в Йошкар-Оле. Позже привозили свои спектакли на фестиваль «Госпожа Удача» в Луганск. Вот такой фестивальный обмен у нас был. Я общался с артистами, когда еще сам был артистом. Позже мы работали с труппой луганского театра над спектаклем «Лес». С тех пор прошла пара лет, и руководство театра обратилось ко мне с предложением стать главным режиссером. Так и получилось. И жизнь стала меняться естественным образом — в луганском театре я служу главным режиссером третий год, с 2022-го.

С коллективом мы сработались еще до моей постановки. Так привыкли друг к другу, сдружились, что не было никаких опасений, даже не думалось об этом при переезде. Поэтому никаких неожиданных впечатлений или предчувствия опасности я не испытывал за эти годы. Так что на переезд решился не спонтанно.

СЧАСТЬЕ — КОГДА ТЕБЕ ДОВЕРЯЮТ

Сейчас я встречаюсь с коллегами из Марий Эл на фестивалях, все реагируют только с радостью, одобряют. Говорят, что необходимо Луганску не просто помогать, а находиться с людьми, которые тебе стали близки, творчески могут за тобой пойти.

И это прекрасно, когда есть такая возможность, она возникает не у каждого творческого человека. Ведь это счастье — когда люди тебе доверяют и хотят с тобой работать.

Фото: из личного архива режиссера Сергея Васина

МЫ — СВОИ

Здесь, в Луганске, очень благодарный зритель. В сложной ситуации, со всеми заботами и проблемами люди все равно приходят в театр — это дорогого стоит. У нас есть постоянные зрители, они ходят по несколько раз на одни и те же спектакли. Они бесконечно отзывчивы.

И в любом регионе, где мы были с «Большими гастролями», нас встречали на ура. Зрительский прием везде был очень теплым, радушным, коннект происходил в каждом городе. Если люди со сцены несут сердечную историю, что-то настоящее, если происходит настоящий порыв души, как же зритель не откликнется? А мы стараемся работать честно и искренне.

В других городах России зрители поначалу реагируют на театр из Луганска по-особенному. Все понимают, откуда мы, и сразу же возникает живая реакция, душевный человеческий отклик. Потом он подтверждается работой актеров. Зрители видят, что театр не просто в силе, но и довольно крепко стоит на ногах — и актерски, и режиссерски. Спектакли у нас достойные, и отношение соответствует — как к своим близким друзьям. Такая реакция возникает практически в каждом театре — мы близкие люди, свои.

ОСОБЕННЫЙ СПЕКТАКЛЬ

Когда началась СВО, мой дом уже был здесь. Дом там, где дорогие люди, где есть отклик в работе, которая давно перестала быть работой, а стала образом жизни. Меня ничего не испугало. Мы работали и жили, продолжали репетиции.

В этой связи особенный для меня спектакль — «Ревизор». Мы уже приступили к работе, но с началом спецоперации на фронт ушли более десяти человек — работники цехов и артисты. Они воевали девять месяцев. Когда мы встретили наших парней, кто-то должен был лечиться, проходить реабилитацию. И творчество помогло ребятам вернуться к жизни. Поэтому этот спектакль и стал для меня особенным.

ВСЕГДА ИНТЕРЕСНО И КРЕАТИВНО

У нас много проектов. Помимо премьер, есть гастроли, в частности по программе «Большие гастроли» Министерства культуры России и Росконцерта. Благодаря ей за эти два года мы побывали в очень многих российских городах, дважды в год точно ездим по этой программе. Например, недавно были в театре Роста в Царицынском театре в Москве, которым руководит заслуженная артистка России Нонна Гришаева. Еще ездили на фестиваль «Славянские театральные встречи» в Брянск с «Пиковой дамой».

Но основное творческое направление театра — это все-таки премьеры. В прошедшем сезоне — «Поминальная молитва», русская народная сказка «Морозко» и «Молодая гвардия» в постановке заслуженного артиста ЛНР Светланы Степкиной, мои работы «Акакий» и «Левша». В этом сезоне представили «Пиковую даму», «Две стрелы» Александра Александрова, «У самого синего моря» Артема Малахова. В общем, премьер у нас, конечно, много.

Еще один значимый для нас проект — театральная лаборатория для молодых режиссеров «Сцена будущего». Это московский грантовый проект, и Республика стала одной из площадок его проведения. Мы пригласили пятерых режиссеров, которые защищали свои идеи. По итогам выбрали одну — спектакль Михаила Симонова из Сергиева Посада, сейчас он репетирует и ставит «Старшего сына».

Это успешный проект, он поддерживает как регион, так и молодых режиссеров. Все в этом смысле выигрывают — и театры, и регионы, и молодые режиссеры. Развивается репертуар, режиссеры выбирают интересные названия. Этот проект полезен и для зрителя — это новый взгляд нового человека.

Известный в Республике фестиваль «Госпожа удача» сейчас проходит в онлайн-формате. Конечно, он будет продолжаться. Разумеется, хотелось бы встречать коллективы живьем. Когда все наладится и устаканится, мы будем принимать огромное количество коллективов. Ведь оно увеличивается с каждым годом, фестиваль развивается, пусть даже в онлайн-режиме. Участвовать хотят уже 30 театров, все они мечтают приехать сюда. Конечно, за один фестиваль принять такое количество мы не сможем, но дружеские связи не теряются. Ведь теперь у нас столько друзей!

Помимо всего этого, у нас проходит «Культурная среда». Это неформальный ежемесячный бесплатный проект в фойе театра — огромное поле для творческой деятельности, бескрайнее. Мы берем современную поэзию, классику, театрализованные вещи — все что угодно. Это всегда получается интересно и креативно.

Фото: из личного архива режиссера Сергея Васина

ОСЕННИЕ СЮРПРИЗЫ

Осенью мы отпразднуем 85-летний юбилей театра. К этому событию подготовим множество проектов: выставку, торжественную часть, экскурсии по театру и многое другое.

Затем у нас состоится премьера «Обыкновенного чуда» в постановке Светланы Степкиной, это будет открытие сезона. На кино мы не ориентируемся. Возможен какой-то парафраз на тему, но в целом это отдельное произведение, мы не хотим ничего повторять. Это наше произведение, мы сами его осмыслили и реализуем. Уверен, будет интересно, массово, танцевально. Это будет яркая, стильная история.

Также в сентябре мы должны будем поехать на фестиваль имени Василия Шукшина в Барнаул. Везем «Светлые души» по рассказам Шукшина в постановке заслуженного артиста ЛНР Ирины Кравцовой.

Помимо этого, в новом сезоне состоится премьера спектакля, посвященного событиям СВО. Режиссер Александр Александров и драматург, актер Артем Малахов принимали участие в Фестивале молодого искусства арт-кластера «Таврида». За две недели они пообщались с участниками СВО и там же, на месте написали пьесу «Фуга ля минор». Сейчас она уже репетируется. В ближайшем будущем мы увидим этот спектакль.

Стоит отметить, что сами Александров и Малахов — тоже участники СВО, они были на фронте. В постановке будут задействованы и актеры-участники СВО и те, кто оставался здесь и работал, — все объединятся.

Зрители увидят и «Старший сын» от Михаила Симонова — победителя проекта «Сцена будущего».

ИМИДЖ + ЭКСПЕРИМЕНТ

Мы держим марку русского театра, но это не мешает нам экспериментировать. У нас молодые режиссеры, которые смотрят на сегодняшнюю действительность молодыми глазами. Они ищут в ней самое актуальное. При всем уважении к великим авторам мы все равно рассматриваем каждое название с точки зрения сегодняшнего дня, а не вчерашнего. В этой связи и рождаются идеи, постановочные процессы. И руководство театра на это идет.

У нас все спектакли очень разные. Я считаю, что это правильно и хорошо, потому что в академическом театре спектр освоения сфер должен быть разнообразным: это и сказки для детей, и постановки для семейного просмотра, и глубокие вдумчивые вещи, и веселые комедийные.

ПЛАНЫ, НАДЕЖДЫ И ОТКРЫТИЯ

Для молодых актеров в России есть множество проектов и мастер-классов, которые предлагают все специализированные учебные заведения. Теперь этот путь открыт и для нас — мы одна большая страна. И наши артисты из любого театра могут принять участие в таких проектах: ездят на фестивали, участвуют в мастер-классах, слушают мастеров.

Кстати, в Луганске эта история, может быть, тоже начнется. Открывается отделение Союза театральных деятелей под председательством нашего директора и художественного руководителя — Галины Михайлюк-Филипповой. Мы встаем на рельсы и убедительно движемся вперед, соединившись с целым театральным сообществом России. Все будет — и лаборатории, и новые режиссеры, и проекты интересные. Я больше чем уверен.

Мы настроены не просто развиваться, но еще и пополнять наш коллектив. Из Академии Матусовского к нам пришли очень талантливые ребята. И наши мастера подключаются к этим процессам, и новые режиссеры будут появляться. Мы смотрим в будущее не просто с надеждой — с воодушевлением. Конечно, это связано с тем, что театральное пространство России нас приняло в свою семью. Здесь много планов, надежд и открытий.