Фото: Луганский информационный центр

О музее, действующих экспозициях и будущем историческо-ландшафтном пространстве ЛуганскИнформЦентру рассказывает заведующий Станично-Луганским музеем донского казачества Вячеслав Соколов.

Фото: Луганский информационный центр

ВОЗВРАЩЕНИЕ НА РОДИНУ

Станица наконец вернулась на Родину. В 1920 году поселок вместе со всеми хуторами отдали из Донской области РСФСР в состав Украинской ССР. До этого, если считать дату основания с 1673 года, мы около 250 лет были в составе Великой России. Наши казаки участвовали во всех войнах Российской империи, начиная с XVII столетия.

Наш музей был создан в 1988 году. Это уже был закат нашей большой страны — Советского Союза. Здание краеведческого музея строилось как для школы. О донском казачестве знали немного, поэтому поначалу решили отразить историю населенного пункта. А Станица Луганская, как ни крути, это все-таки донское казачество.

При Украине на этом музее только пиарились, даже до 2014 года. Нельзя сказать, что он как-то развивался, что кто-то особо занимался созданием новых экспозиций и пополнением фонда. История донского казачества была на Украине непопулярна. Всегда донских казаков связывали с Россией и считали пророссийской силой. В глаза этого не говорили, но в уме держали. Поэтому наш музей был больше развлекательным, фестивальным комплексом.

Фото: Луганский информационный центр
Фото: Луганский информационный центр
Фото: Луганский информационный центр
Фото: Луганский информационный центр
Фото: Луганский информационный центр
Фото: Луганский информационный центр
Фото: Луганский информационный центр
Фото: Луганский информационный центр
Фото: Луганский информационный центр

ПРЯМОЕ ПОПАДАНИЕ

Самые тяжелые времена нам довелось пережить в 2014−2022 годах. Я сюда пришел в 2015 году, когда музей был разрушен. В 2014 году после обстрела рухнула часть кровли. Здание год простояло без отопления и освещения. Тогда Украина дала нам копейки, и вот за эти копейки мы как-то закрыли крышу, восстановили отопление, освещение, то есть сделали самое необходимое. О дальнейшем развитии нам не говорили: донское казачество к тому времени стало для них запретной темой.

Тут у меня стояли их ксендзы или, как я их называю, униаты. Они язвили: «Какие тут казаки? Казаки все за Уралом!» Случались разные эксцессы, но главное нам удалось: мы удержали музей и не разбазарили фонды. Это все благодаря нашим сотрудникам.

ДОМ НОМЕР ОДИН

Началось возрождение с 26 февраля 2022 года, когда наши военные зашли. Уже летом музей посетил первый замминистра культуры России Сергей Геннадиевич Обрывалин. Потом министр культуры Ольга Борисовна Любимова. Она приняла решение обойти многие бюрократические препоны — нам дали куратора — Государственный исторический музей.

Буквально за полгода при помощи московских структур в музее прошел ремонт и открылись выставки. Их делала нам мастерская «Кивеста» — организатор экспозиций в различных музеях по всей России. Их генеральный директор Иван Игоревич Тихонов делал нам эти замечательные экспозиции. Ремонт самого здания осуществляли подразделения Министерства культуры РФ.

БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ

В ЛНР при многих музеях создаются так называемые детские комнаты. Наши дети буквально два года назад учили украинскую историю. Хотя ее и историей нельзя назвать. Поэтому было решено создавать подобные многофункциональные центры. У нас открылся экспозиционный класс, посвященный Бородинской битве. В этом нам помог второй очень большой музей-заповедник «Бородинское поле». Он еще называется музей двух войн: Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны.

Здесь установлена точная копия тех пушек, что были на Бородинском поле, образцы мундиров, копии оружия, портреты. Самое главное: нам подарили великолепную библиотеку по русско-французскому периоду. В основном это связано с Бородинским сражением и заграничными походами. Уникальная библиотека, мы приглашаем сюда всех, кто интересуется историей. Также у нас представлены настоящие предметы того периода. Находки с Бородинского поля, то, что было найдено при раскопках: остатки пуль, ядер, амуниции и снаряжения.

24 декабря будем открывать Бородинскую елку с балом, с генералами и с танцами XIX века. Пока же проводим здесь брейн-ринг «Что? Где? Когда?». Недавно на интеллектуальные игры приезжал команда из Лутугино. Это, кстати, очень популярно.

ЗАЛ ДРЕВНОСТИ

Также мы открыли в музее зал археологии или зал древности. И мы подключили к этому известного нашего археолога, кандидата исторических наук Константина Ивановича Красильникова. Это старейший луганский археолог, он работает уже лет 60.

До 2014 года у нас этой экспозиции вообще не было. Сегодня она представлена. Это находки на территории нашего района, начиная с появления первых людей каменного века. 40−50 тысяч лет назад. У нас представлен мезолит, переходный период, палеолит, ранний, средний и поздний.

Представлены ранние металлы, медный век и бронза, потому что у нас появление первых курганов на территории нашего региона связано с тем периодом. Большой раздел связан с хазарами, Салтово-маяцкой культурой. Чуть-чуть и греков есть. И конечно, находки из городков донских казаков.

Мы создали его, в первую очередь, чтобы дети, которые у нас историю не знают, начинали постигать азы. Вот материальная культура, она наглядно показывает, что здесь, как говорится, ими и не пахло, и духу украинского тут отродясь не было. Здесь были все: скотоводческие ираноязычные племена, скифы, сарматы, тюркоязычные протоболгары, ираноязычные аланы, половцы, печенеги, донские казаки. Но вот украинцев мы не находим. Нет тут всего того, что напридумали в украинский период. Это ведь материальная культура: можно потрогать, даже на зуб попробовать.

БОЛЬШОЙ ПРОЕКТ

Есть большой проект дальнейшего развития музея — создание музея-заповедника донского казачества. Большое историческое пространство, начиная от князя Игоря и кончая историей современного села. Туда может включаться исторический, ранний городок донского казачества. Также готовимся к созданию комплекса, посвященного специальной военной операции. Потому что многие наши ребята воевали, принимали участие в Русской весне. Многие погибли.

ИКОНА ДОНСКОЙ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

Центральный зал на втором этаже называется Зал казачьей славы. И открывает его двусторонний список иконы Донской Божьей Матери. Это очень ценный подарок от Сергея Владиленовича Кириенко (первый заместитель Руководителя Администрации Президента России) и Главы нашей Республики Леонида Ивановича Пасечника. Накануне Рождества Христова 6 января 2024 года сделали нам такой подарок. Одна из наиболее почитаемая среди донских казаков икона. Подлинник находится в Третьяковской галерее. Считается, что это работа известного византийского иконописца Феофана Грека. Вторая половина XIV века. Византия уже подходила к концу. Он переселился к нам на Русь, и, по преданию, эта икона была подарена донскими казаками городка Сиротина Дмитрию Донскому на Куликовом поле. Перед ней молился Иван Грозный перед походом на Казань, венчался на царство Борис Годунов. Она чудом уцелела, когда французы зашли в Москву, вот они только оклад содрали. Мы считаем эту икону своего рода покровительницей нашего музея.

ЗАЛ КАЗАЧЬЕЙ СЛАВЫ

Зал казачьей славы связан с воинской службой донских казаков в Станице Луганской. На пилонах фамилии наших казаков, начиная с XVIII века. С левой стороны — офицеров и генералов, в общей сложности, если брать русский и советский периоды, 25 генералов. 19 полных Георгиевских кавалеров. Это один из самых больших показателей среди станиц области войска Донского. Десятерых из них мы уже установили. И номера Георгиевских крестов. За что они были награждены и дальнейшие их судьбы. Судьбы у них очень интересные. Если бы у нас был свой Михаил Александрович Шолохов, то можно было написать еще один «Тихий дон» — настолько интересны их жизненные пути.

«НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ»

По инициативе министра культуры Российской Федерации среди музейщиков России была учреждена профессиональная премия имени выдающегося советского ученого академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Одна из самых главных его заслуг — это работа с памятником русской литературы «Слово о полку Игореве». И наш музей победил в одной из самых престижных номинаций этой премии — «Национальное достояние». Всего было 16 номинаций. Эта премия была учреждена впервые в Российской Федерации. Участвовали около 700 музеев от Камчатки до Калининграда. Мы на первом этапе попали в финал, туда вышли четыре музея, а на втором этапе, уже когда финалистов выбирали сами музейщики, нас и выбрали уже сами музейщики. Очень высокая оценка.