ФОТО: из личного архива Владимира Федичева

О расказачивании на Луганщине в День памяти жертв казачества периода Гражданской войны, отмечаемый в России 24 января, ЛуганскИнформЦентру рассказывает член экспертного совета при российской государственной библиотеке, луганский историк, писатель, ветеран боевых действий в Донбассе, донской казак Станицы Луганской области Войска Донского Владимир Федичев.

ОТ НАРОДА К СОСЛОВИЮ

Напрасно многие думают, что расказачивание в России связано только с большевистской Директивой ЦК РКП, подписанной Свердловым в январе 1919 года. Это был уже окончательный удар советской власти по российскому казачеству, направленный на его полное и бесповоротное уничтожение. А расказачивание происходило на протяжении всей истории существования казаков. В допетровские времена это было вызвано частыми войнами, которые вели казаки самостоятельно, без помощи Российского государства. В период становления своих общин они не имели семей, жен, детей и пополняли свой состав только за счет оказачивания пришлого населения.

При Петре Первом права и вольности казаков были ограничены царскими указами. Уже тогда царь Петр видел необходимость обратить автономное казачество к общероссийской гражданственности. А после подавления Булавинского восстания Донское войско и вовсе лишилось значительной части своей территории и населения. Права и вольности казаков ограничивались, а войсковые атаманы стали не выборными, а наказными. После атамана Платова войсковые атаманы стали назначаться из не казаков.

Незыблемым на Дону осталось только станичное право. С первых десятилетий ХIХ века в России начался активный процесс перевода казаков, как этнической группы, в статус сословия. Обществу навязывалась теория происхождения донских казаков исключительно от беглых холопов и преступников. Это могло дать казакам, считавших себя вольным народом, убеждение в зависимости и государственной милости «за неблаговидное прошлое» и напоминать им об их «холопском» генофонде. Исключалась любая другая версия о казаках как о народе. Работы историков ХIХ века, которые развивали последнюю теорию, подлежали строжайшей цензуре. В 1815 году за подобную «крамолу» был арестован историк Сухоруков. Не желая поддерживать ложную версию о происхождении казаков за счет беглых холопов, историк Ключевский отказался от предложения государственной администрации стать автором новой «достоверной» истории донского казачества. В Российском государстве образ казака-колонизатора и воина существенно деформировался, и стали доминировать черты казака-полицейского, которые в обществе воспринимались негативно. Позже эту идею самым активным способом развивала советская историография, делая ставку на расслоение и классовую борьбу внутри самого казачества с упором на революции 1905, 1917 годов и Гражданскую войну.

ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ УДАР

Окончательным периодом перевода казаков из народного статуса в сословие пришелся на период царствования Александра Второго и время либеральных реформ второй половины ХIХ столетия. В 1864 году в Военном ведомстве Российского государства наметились следующие планы в отношении будущего казаков:

1. Необходимо ограничить численность казаков определенной нормой, чтобы избыток казачьего населения был освобожден от обязательной службы.

2. Предоставить казакам право свободного выхода из войска и сословия.

3. Разрешить продажу войсковых земель и открыть войсковые территории для иногороднего населения с правами выкупа казачьей земли.

4. Привлечь неслуживых казаков к уплате госналогов.

К этому времени на Дону уже успели организовать и провести раздел «образованных людей» на «русский» и «казачий» элемент.

Представители «русской» группы вошли в «Общественный комитет» с задачей рассмотреть вопрос введения на Дону новых реформ и право принимать или не принимать реформы, или ограничится своими замечаниями. Представители «русской» партии были совершенно согласны с новыми введениями, а «казачья» часть видела в этом уничтожение земельных и других прав казаков. По военной части считалось, что служба, особенно донских казаков, должна заключаться не только в несении кордонной охраны, но и для выполнения полицейских функций и пограничной стражи. И только Кавказские казачьи войска несли чисто боевую службу. Но и они вскоре стали бросаться на усмирение горских племен. Однако численность казачьих войск Военному ведомству не удалось сократить.

ПОГОЛОВНОЕ ИСТРЕБЛЕНИЕ

Черным днем календаря для казаков стало 24 января 1919 года. Именно тогда появилась знаменитая директива ЦК РКП о «расказачивании». Она была обращена «Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах», и в преамбуле содержала страшные слова о «поголовном истреблении» и «недопустимости компромиссов». И хотя речь шла именно о верхах казачества, но на практике касалась всех, кто не был лоялен Советской власти — то есть фактически большей части донских казаков. Среди мер, применяемых к казакам, значились следующие: «провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью», «провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи».

Кроме того, в казачьих станицах был организован искусственный голод, так как одним из пунктов значилось указание «конфисковать хлеб и заставить ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам».

Советская власть, как известно, славилась своим плановым подходом к политическим репрессиям, и потому в феврале 1919, в качестве развития директивы ЦК, появился приказ председателя РВС Советской Республики Льва Троцкого «О расказачивании» и другие документы, в которых прямо назывались конкретные цифры — в частности, было предписано уничтожить порядка 100 тысяч казаков, способных носить оружие, устранить станицы, выселить семьи казаков за пределы Донской области и заменить их крестьянами из малоземельных северных губерний. Говорили, что вскоре директива Свердлова была приостановлена «как вредная мера»: на этом настаивали боевые комиссары и советские командармы, так как ее огласка и применение вызвали жесточайшее сопротивление казачества на фронтах Гражданской войны. Буденный в своих воспоминаниях «Первая Конная армия» писал, что донские казаки, познавшие на себе методы расказачивания, дерутся до конца и более стойко, чем другие части Белой армии, так как стоят за свои станицы и хутора, на своей земле. В свою очередь и донцы заявляли о том же. Казак станицы Луганской Дежин Стефан Маркович (хутор Кондрашов) в 30-е годы говорил: «Если бы все воевали так, как казаки, то советской власти не было бы…»

Беспощадно были настроены к казакам и большевики: еще в начале Гражданской войны, посылая войска на Дон, советский верховный Главком Крыленко наставлял красноармейцев: «К казакам относиться более ожесточеннее, чем к внешним врагам…».

СТАНИЦА ЛУГАНСКАЯ

Репрессии продолжались еще целые десятилетия, их никто не считал нужным приостанавливать. Когда в конце 1919 года Красная армия окончательно захватила станицу Луганскую, начались массовые расправы в отношении станичников. Газета «Вестник Донской армии» по этому поводу писала: «…во второй половине декабря 1919 года красные в очередной раз захватили станицу Луганскую. Снова была проявлена жестокость по отношению к местному населению. По сведениям, полученным из станицы, Московский карательный отряд, арестовывал всех, кого считал причастным к контрреволюции, в том числе стариков, женщин, больных и раненых казаков, кто оставался в станице и хуторах. Арестованных отправляли в „трибунал“, откуда уже никто не возвращался. На хуторе Валуйском расстреляли старика Ефима Зубарева и его жену — старуху за то, что их сын — офицер Донской армии. Красноармейцы говорили: „На Дону нужно уничтожить всех казаков, тогда и войне конец“. Сам сын-офицер, сотник Зубарев Петр Ефимович и несколько казаков его команды в Ростове-на-Дону перешли на сторону Красной армии. О расстреле красноармейцами своих родителей он еще не знал. В период Гражданской войны на юге России казаки станицы Луганской в абсолютном большинстве в 99% не приняли советскую власть и воевали в составе антибольшевистских сил.

Один из Донских казачьих полков — 48-й Луганский пеший казачий полк — был полностью сформирован из казаков Луганской станицы, участвовал в боях за Царицын, в северных округах Донской области в составе бригады Гусельщикова, в 1920 году эвакуирован из Новороссийска в Крым. В составе Русской армии генерала Врангеля слит с остатками Гундоровского казачьего полка, получил название «Лугано-гундоровский» № 9. В 1918–1919 годах из казаков станицы Луганской формировались полки Донской армии № 5, 7, 11-й Лугано-Митякинский полк и другие. В 1920 году выехало в эмиграцию около тысячи казаков станицы Луганской. Общие потери населения станицы Луганской за 1917-1922 составили 5 174 человека, что более 17% от общей численности.

Если верить архивным материалам, то репрессии советской власти в отношении казаков станицы Луганской были приостановлены только в 1921 году — речь идет о приказе по войскам ВЧК от 29 ноября 1921 «О прекращении репрессий в отношении жителей станицы Луганской». 25 марта 1920 года вышел Декрет СНК «О строительстве советской власти в казачьих областях». Вслед за ним было издано Постановление ВЦИК и СНК «О землепользовании и землеустройстве в бывших казачьих областях». Всем этим большевики выразили свое полное и окончательное отношение к казачеству.

В станицах и хуторах вводятся общие органы советской власти и запрещаются какие-либо признаки казачьего самоуправления: «… на бывшие казачьи территории распространяются все действующие законы РСФСР, общие законоположения о землеустройстве, землепользовании и лесах». Казаков не только перевели в статус русских крестьян, но и разобщили как народ — территорию Войска Донского раскроили и по частям передали с населением в состав новых советских губерний. Станица Луганская с ее землями и часть земель Гундоровской станицы были включены в состав Украинской ССР. Чем не расказачивание?

Стало очевидным, насколько цинично советская власть строила свои отношения с казаками с самого начала своего становления. Все ее миролюбивые заверения, начиная с 1917 года, оказались фикцией. Вождь мирового пролетариата Ленин ненавидел казаков на генетическом уровне, его раздражало любое упоминание о казаках. Это наглядно видно из текста подписанной им телеграммы в адрес ВЧК: «Председателю ВЧК тов. Дзержинскому. Исх. № 2226/д от 20.04. 1920 — Задача органов ВЧК заключается в том, чтобы само слово „казак“ навсегда исчезло из русского языка. Подпись. Ленин». В 1920-1929 большевики не ограничились упразднением особого административно-территориального устройства казачьих земель, переименованием станиц и хуторов, придания им статуса поселков и сел. Казакам запретили ношение лампас, царских наград, многих лишили гражданских прав, казачьей молодежи стала недоступной служба в РККА в 1920–1936 годах. Чем не расказачивание?

УНИЧТОЖАЯ ГЕНЕТИЧЕСКУЮ ПАМЯТЬ

К казачеству советская власть отнеслась более жестоко, чем к свергнутым классам помещиков и капиталистов: казаков уничтожали основательно, лишая их генетической памяти. Для этого и проводился террор, репрессии в последующие, мирные, послереволюционные годы: цель — ликвидация казачьего стержня, самых ярких и авторитетных его представителей. Оставшаяся часть населения (дети, женщины, старики), которых уничтожить было не так просто, должна быть подвергнута страху до такой степени, чтобы он стал частью их сознания, чтобы постоянно присутствовала боязнь причислять себя и своих близких к казачьему роду. Этот страх должен был вселиться в казачьи души навсегда и передаваться последующим поколениям. А последние уже не должны были иметь генетическую память и связь с былым казачеством. По планам большевиков казачество должно было стать историческим анахронизмом — по сути это была политика на истребление. Подобного варварства трудно представить в других странах мира, в начале ХХ века. Разве что позже фашисты в Германии кое-что взяли для себя из опыта большевиков.

В конце ХІХ столетия США вели борьбу на истребление коренного народа Америки — индейцев. Но американцы преследовали в основном экономические цели, а индейцам оставили резервации, где они могли жить по своим традициям. Факт бесчеловечный и постыдный для истории США, американцы никогда не испытывали и не испытывают гордость за содеянное по отношению к коренному населению. А в СССР ликовали, итоги расказачивания считались победой социалистического строительства на селе.

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Последующий период советизации Дона 1929-1935 сопровождался интернационализацией населения казачьих станиц и хуторов и растворением казаков в массе иногороднего населения и новых переселенцев из Украины и центральных регионов России. Годы сталинских репрессий 1937–1938 годов окончательно подорвали казачьи корни. На резкое сокращение казачьего генофонда повлияли и людские потери в Великую Отечественную войну.

В 60-е годы прошлого столетия в СССР казачьей проблемы для политического руководства страны уже не существовало. Казалось, что казачество окончательно изжито и осталось в прошлом. Все эти этапы хорошо видны на примере станицы Луганской и стали прямым следствием большевистской Директивы ЦК РКП о «расказачивании», подписанной Свердловым в январе 1919 года.

ПОСЛЕ СССР

После развала СССР, в 1991 году, донские казаки вообще оказались разделенным народом между Российской Федерацией и Украиной. В бывших Луганской и Донецкой областях, где традиционно проживали потомки донских казаков, политика независимой Украины направлялась на тотальную украинизацию населения. И это несмотря на то, что вся история, быт и культура в этих областях веками развивалась в российском фарватере. Что как не расказачивание!

Это явилось одним и факторов сопротивления Донбасса киевскому режиму, незаконно захватившему власть на Украине. Жители Луганской и Донецкой областей вместе с казаками в 2014 году дружно взялись за оружие и отстояли свои земли от укрнацистов. Сегодня казаки Луганщины в составе Российской Федерации получили возможности свободно и плодотворно возрождать свою культуру, быт, традиции и духовные основы в лоне РПЦ и находятся на передовой линии борьбы на фронтах по проведению СВО российских войск по защите Донбасса. На фронте ЛНР воюют организованные казачьи подразделения, такие как бригада «Дон», шестой Казачий полк имени Платова, 152-й мотострелковый казачий батальон и другие.

А это еще раз подтверждает, что казаки во все трудные времена по зову сердца, следуя примеру своих дедов и прадедов, первыми встают на защиту Родины и свято исполняют свой традиционный долг на поле брани. Есть надежда, что, подтвердив своим участием в СВО, казачество России сможет в дальнейшем занять достойное место в общественной жизни Российского государства.