Фото: Личный архив Дмитрия Сонина

О работе и возможностях луганской кардиологии, о госпрограммах и простых правилах здоровой жизни в преддверии всемирного Дня кардиолога ЛуганскИнформЦентру рассказывает врио главного врача Луганского республиканского кардиологического диспансера Дмитрий Сонин.

ПОМОЩЬ РЕГИОНАМ

Кардиодиспансер создан в Луганске в 80-х. С тех пор и по сей день наше лечебное учреждение специализируется на оказании помощи городам и райцентрам ЛНР, где по каким-то причинам не справляются с лечением больных кардиологического профиля. Сейчас периодически звонят: «Помогите, расскажите…». Вот прямо сейчас получили «добро» забрать пациента из Брянки. Это наша текущая работа.

Также оказываем и организационно-методическую помощь, когда наши врачи курируют районы, помогают там. У нас высокоопытные, квалифицированные специалисты — они помогают в сложных случаях и обучают персонал на местах. Также мы проводим конференции для врачей, в последние несколько лет — вебинары.

Одно время мы даже занимались еще и ургентной (неотложной — все примечания ЛИЦ). С 2014 года к нам везли по скорой помощи. С прошлого года «неотложка» опять полностью перешла в седьмую больницу, а мы помогали ей — брали больных с острыми состояниями, с инфарктами.

СЕРДЕЧНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ

В ближайшей перспективе мы хотим создать специализированное отделение по лечению такого сложного направления, как сердечная недостаточность.

Сегодня в России в каждой области появляются структуры с диспансерным наблюдением больных с сердечной недостаточностью. Это очень сложная патология, которую вести нужно, четко понимая, что ты делаешь и как, дабы продлить жизнь и сохранить качество жизни таким больным. Ведь при сердечной недостаточности смертность от момента выставления диагноза в течение пяти лет составляет на сегодня 50%.

ПОСТИНФАРКТНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

Плюс мы реабилитируем больных после инфаркта миокарда. Допустим, провели стентирование (малоинвазивная операция по введению специального каркаса внутрь коронарных сосудов) в республиканской больнице, и часть больных, особенно привезенных с районов ЛНР, переводят к нам. И уже здесь мы их «расхаживаем», реабилитируем, восстанавливаем функции, чтобы вернуть в семью и общество полноценного, работоспособного гражданина с удовлетворительным качеством жизни.

Для этого всего у нас есть вся необходимая аппаратура. У нас есть компьютерный томограф — это уже такая вполне себе высокотехнологичная медицина. Мы можем делать виртуальные коронарографии без подведения через артерии катетера к сердцу. Это начальный этап до того, как проводить более серьезную диагностику. У нас есть велоэргометры (медицинский велотренажер, дозирующий физическую нагрузку, с автоматическим контролем работы сердечно-сосудистой системы), где мы делаем нагрузочные пробы. Есть УЗИ. Естественно, хотелось бы больше аппаратуры для УЗИ сердца, но тут еще сказывается нехватка кадров. То есть делать некоторые диагностики мы бы и хотели, но нет пока квалифицированных врачей на такую аппаратуру.

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Все специалисты нашего диспансера, большинство луганских и республиканских кардиологов, по крайней мере, в течение последних двух лет прошли обучение в России. За это большое спасибо Институту Чазова (Национальный медицинский исследовательский центр кардиологии имени академика Чазова). Разумеется, в основном — дистанционно. Наши сотрудники прошли по пять курсов. Также наши кардиологи ездят на короткие семинары, на конгрессы выезжают по очереди, на съезды кардиологические. Это ежегодное и системное обучение сотрудников, а не сиюминутные вебинары.

РОССИЙСКИЕ ПРОТОКОЛЫ ЛЕЧЕНИЯ

На российские протоколы (руководства и рекомендации по диагностике и лечению каждой конкретной патологии) мы перейдем в ближайшей перспективе, но мы уже полностью пытаемся их соблюдать, подращиваем базу. Вот буквально месяц назад мы купили аппарат в нашу лабораторию, где будем, в частности, делать анализы на тропонин (белок сердечной мышцы, специфический маркер повреждения миокарда) и другие исследования. Эти анализы дорогостоящие, высокоточные, которые требуются по российским протоколам.

МЕДИКАМЕНТОЗНАЯ КАРДИОЛОГИЯ

Отмечу, в целом кардиология вообще сильно изменилась за последние годы. Если раньше любили ложиться, прокапываться раз в полгода, и до сих пор многие этого требуют, то сейчас кардиология стала больше, наверное, таблеточной. То есть задача — подобрать правильную схему, по протоколу ее назначить, и это даст стабилизацию процессов, удержание сердечно-сосудистой системы в состоянии равновесия на длительный период. Медикаменты, иногда и дорогостоящие, импортные, к несчастью, не все еще так легкодоступны, но сейчас мы имеем возможность все купить, все назначить.

ПРОГРАММА КАРДИОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

В стационаре работает двухлетняя программа кардиологической помощи больным после инфаркта, инсульта, стентирования, шунтирования (полостная операция подведения дополнительных сосудов для кровоснабжения миокарда). В списке кардиологических препаратов сегодня — 31 наименование. И наши больные получают их бесплатно в стационаре, а потом в поликлинике. Два года отсчитывается от индексного события — от инфаркта, например.

Сейчас еще включили в этот проект больных с мерцательной аритмией, с низкой фракцией выброса и с сердечной недостаточностью. Такая льготная программа лекарственного обеспечения оказывает максимально эффективную помощь, ведь это — наиболее уязвимый и опасный период осложнений, смертности.

УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ЗДОРОВЬЕМ

Основное в кардиологии — не лечение, а профилактика.

Когда мы начинаем лечить больного уже со случившейся с ним сосудистой катастрофой — с инфарктом, инсультом, стенокардией- это уже вторичная профилактика. Мы просто пытаемся не дать ему быстро умереть.

Главное же — это первичная профилактика: как не заболеть вообще?! Вот все эти легенды: непрерывная и адекватная двигательная активность — те самые 10 тысяч шагов в день, контроль индекса массы тела, контроль артериального давления и сахара в крови. Не курить, не злоупотреблять алкоголем, естественно. Вот этим всем нам нужно заниматься, ибо это и есть здоровье нации.

Девять из 10 попавших в реанимацию больных сами делают все возможное, чтобы в эту самую реанимацию попасть. То есть во многом виноват сам человек.

Вот выйдете сейчас к главному ходу в диспансер и увидите, сколько человек там сидят и курят. Курение повышает риск инфаркта, инсульта в два раза. И кто виноват в том, что человек получил инсульт, если он всю жизнь настойчиво убивал свое здоровье?

ПРОСТЫЕ И ПОНЯТНЫЕ ВЕЩИ

Чтобы сохранить здоровье и не получить инфаркты, нужно знать простые и понятные вещи.

Вероятность инсульта повышает и ожирение — на 80%.

Или, например, человек знает о своей гипертонии и радуется этому, говорит, что хорошо себя чувствует при 180. Но чем выше давление, начиная от 115, тем выше вероятность инсульта.

То есть, существуют факторы риска, которыми может управлять каждый.

Но есть и факторы, на которые мы не можем повлиять. Речь о возрасте. При этом только от нас зависит состояние здоровья, масса тела, физическая активность, уровень давления, сахар в крови.

Был у меня такой, условно говоря, «курьезный» случай. Лежит в реанимации больной, три дня после инфаркта. Как состояние стало чуть полегче, стабильнее, мы переводим его в палату, говорим, мол, у вас первые дни в пределах палаты движение. Через полчаса я его встречаю на улице курящим. Каждый сам решает, как ему жить.