Мастер клуба «Левша» Луганского центра народного творчества, заслуженный мастер народного творчества ЛНР, кузнец Александр Ткаленко занимается кузнечным делом более 40 лет. В День оружейника он рассказал в интервью ЛИЦ о своем творческом пути.
ПЕРВЫЙ НОЖ
Первая кузнечная работа была у меня в возрасте шести лет: это был большой гвоздь, который я раскалил в домашней печи в летней кухне и отковал молотком. Я тогда еще не знал, что гвозди изготавливают из стали, в которой отсутствует углерод. Сколько я ни пробовал его закалить, не получалось, клинок все равно гнулся. Я не понимал, почему он не становился твердым, как у ножей из коллекции моего отца. Тогда мне было запрещено работать в мастерской без взрослых, и все эти работы я выполнял в глубокой тайне.
Я решил сделать небольшой кинжал. Когда я его изготовил, моей гордости не было предела. Он у меня до сих пор хранится, я его выставлял на ежегодной республиканской выставке «Палитра народного творчества». А в десятом классе я сделал столовый нож с навершием в виде соколиной головы. Его купил друг моего отца за 50 рублей, это были мои первые деньги, заработанные своими руками.
СТАНОВЛЕНИЕ МАСТЕРА
В 1990 году я ушел в армию. Так получилось, что попал на полигон, на котором была мастерская. Командир нашего взвода быстро выяснил, что я умею делать ножи. Один раз он принес мне кусок большой пилы, и я сделал ему красивый тесак, как у Рембо. В 1992 году я вернулся из армии. Денег не было, и я начал возвращаться к ремеслу, делал охотничьи ножи и продавал их в Ростове.
В 1995 году поехал на заработки в Прагу. Там я познакомился со своими коллегами-оружейниками и понял, что они делают то же, что и я, но за один нож получают больше, чем я зарабатываю за месяц. Тогда я решил полностью посвятить себя профессиональному изготовлению охотничьих и хозяйственно-бытовых ножей. В 2000 году я стал членом клуба «Левша» и начал делать упор на красоту, а не на функциональность.
ОСОБЫЙ СТИЛЬ
Стараюсь украшать изделия так, как их украшали в XIX веке на Златоустовской оружейной фабрике. В позапрошлом веке она полностью вооружала русскую кавалерию холодным оружием. В конце 90-х подарили альбом «Златоустовская гравюра на стали», который выпустил Златоустовский городской краеведческий музей. Там я впервые увидел работы художника-гравера Ивана Бушуева. Он занимался росписью и украшением клинков. Мне понравилась его техника, синение с последующим золочением, и в конце 90-х мне удалось ее возродить.
Вот, например, меч «Православный» выполнен в этой технике. На данный момент это моя лучшая работа. На навершии меча — бюст Иисуса Христа, на гарде – Александр Невский, Дмитрий Донской и Илья Муромец. На клинке — с одной стороны десять икон православных воинов, богатырей и священнослужителей, которые причислены к лику святых, с другой— крупным текстом написано «Спаси и сохрани». На ножнах — барельефные изображения Георгия Победоносца, Александра Невского и православного храма.
НА СЛУЖБЕ У РОДИНЫ
В 2014 году меня выбрали командиром дружины «Восточный округ». 1 марта мы провели первый митинг на территории всей будущей ЛНР и потом проводили их каждые выходные, требовали автономии в составе Украины, чтобы у нас не забирали праздники, не трогали русский язык и не насаждали нам своих героев. 1 мая меня выбрали народным мэром Антрацита. 11 мая мы успешно организовали голосование на референдуме по вопросу самоопределения ЛНР. Антрацит с приходом РФ просто расцвел. Повсюду начался ремонт: начали ремонтировать школы, дороги, крыши, реставрировать парки. Люди даже никогда не мечтали увидеть такое.
Вхождение Республики в состав РФ положительно отразилось и на моем творчестве. Меня начали приглашать на разные фестивали, выставки. Сейчас за спиной сотни выставок. Появилась известность во всей России.