Фото: из личного архива Алексея Полякова

О музыкальном призвании, творческих проектах, хобби, концертах и семье в специальном проекте ЛуганскИнформЦентра «Славные семьи Луганщины» рассказывает музыкальный педагог, настройщик роялей, концертмейстер и композитор Алексей Поляков.

В МУЗЫКЕ С ШЕСТИ ЛЕТ

Родился сорок лет назад в славном городе Луганщины Ровеньки. Отец работал в милиции, мама медик. Закончив школу, поступил в Луганский колледж культуры и искусств по специальности артист эстрадного ансамбля, преподаватель эстрадного фортепиано, концертмейстер. С 2006 года работаю в Луганской музыкальной школе № 1 преподавателем, концертмейстером. Также закончил Луганскую государственную академию культуры и искусств (ЛГАКИ) имени Матусовского, работаю еще параллельно в колледже Академии — учителем и настройщиком.

Музыкой стал заниматься в шесть лет, когда поступил в ровеньковскую музыкальную школу № 2. И с шести лет так или иначе всю свою жизнь я занимаюсь музыкой, нахожусь в музыке и постоянно связан с ней. На сегодня у меня три вектора музыкальной деятельности.

Первый — музыкальная педагогика. Я очень люблю свою работу, школу и Академию, где работаю. Это прекрасно, когда ты видишь результаты своих трудов, когда детки учатся музыке, и им это нравится. Особенно здорово, когда ученик выбирает путь музыканта и поступает дальше учиться, как и я в свое время. Тут еще одна особенность моей работы: наше совместное детище — эстрадный отдел с непростыми аспектами эстрадно-джазовой детской педагогики. Это очень интересно и, безусловно, важно, ведь сейчас эстрадно-джазовая музыка активно популяризируется.

НАСТРОЙЩИК РОЯЛЕЙ

Второй вектор деятельности — настройка музыкальных инструментов — пианино и рояль. Начал заниматься этим делом с 2006-го. У нас в школе был настройщик, звали его Владислав. Он болел и, к сожалению, его вскоре не стало. На тот момент я был единственным пианистом мужчиной. И коллеги-барышни стали периодически обращаться ко мне с просьбами что-то починить, пока мы не нашли настройщика. И вот с тех пор, без малого 20 лет, я еще и настройщик. Мне интересна эта работа, хотя механика фортепиано — единственная механика, в которой я разбираюсь, ибо по жизни я гуманитарий. Удивительный мир музыкальных инструментов — это такая своеобразная музыкальная шкатулка, и мне безумно нравится «лечить» инструменты, я так это называю. И, конечно, такая работа приносит большое удовольствие и удовлетворение. Пытаюсь развиваться профессионально: прошел курсы Академии Гнесиных, общаюсь с коллегами из разных городов России, из других стран, обмениваемся опытом, делимся какими-то новшествами.

Фото: из личного архива Алексея Полякова

КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Третий вектор моей музыкальной стези — концертная деятельность. Наверное, из всех трех векторов она приносит мне наибольшее удовольствие именно как музыканту.

С 2016 года я участвую в проектах, где я так или иначе выступаю создателем или соавтором. Например, концерт песен Александра Вертинского «Я сегодня смеюсь над собою», сделанный вместе с моим замечательным другом Сергеем Чуйковым. Должен сказать, что концерт имел успех. Его премьера состоялась в 2017-м в Луганской филармонии. И ранее мы летали в город Сургут, где показывали часть программы. Также мы выступали с этим концертом в Белгороде, Воронеже, Донецке. Показали эту программу по городам и поселкам ЛНР и ДНР, в том числе в составе выездной агитбригады Союза писателей ЛНР и нашей Общественной палаты. До сих пор считаю, что это наше самое значимое детище с Сергеем.

Помню, концерт имел успех везде, где мы его показывали. Особо запомнилось выступление в Донецкой филармонии в 2017 или 2018 году. У меня забирают много сил такие выступления, после донецкого концерта мне пришлось даже уйти на больничный: физически и эмоционально я был полностью истощен. Тогда я вышел в фойе, а люди выходили из зала, и они меня сразу окружили. Благодарили, обнимали, говорили, что им стало легче, что они осознали происходящее, как-то взглянули на жизнь с другой стороны. А ведь Донецк тогда был под обстрелами каждый божий день. И вот слова благодарности, такое искреннее общение сильно запомнилось. Хотелось бы продолжать показывать этот замечательный концерт и дальше. Надеюсь, так и будет.

Фото: из личного архива Алексея Полякова

АВТОРСКИЕ ПРОЕКТЫ

Даем еще концерты джазовой инструментальной музыки. Меня пригласил поиграть замечательный музыкант, саксофонист Алексей Лисицын. И мы дали два концерта, это было в октябре и в ноябре 2023 года. Очень интересная программа именно инструментальной джазовой музыки.

Есть разные виды концертной деятельности, не говоря уже о работе в музыкальной школе, ведь мы постоянно выступаем где-то с детками. Это тоже приносит огромное удовольствие и за деток, и за успешный номер. И если все сложилось, мы побеждаем на конкурсах, в том числе международных.

Помимо этого, у меня еще есть собственные авторские проекты и много-много планов (смеется). Все хочется претворить жизнь: и концерты-трибьюты, и выступления с моей инструментальной музыкой, своих песен. Скорее всего, это будет акустический концерт, но пока загадывать не буду, надеюсь, все получится.

МУЗЫКА НАС СВЯЗАЛА

Именно в музыкальной школе я познакомился со своей будущей женой Наташей. Так как она преподает эстрадный вокал, а я — эстрадный пианист, то ей, конечно, необходим был концертмейстер-эстрадник. Так, начав вместе работать, подружились, стали жить вместе, поженились и с тех пор, с 2012 года, все время вместе — и дома, и на работе. Именно благодаря музыкальной школе встретил свою любовь, свою замечательную жену, маму двух наших замечательных дочек — Насти и Лизы.

Сегодня фундамент всех творческих векторов жизни — это моя семья. Все, что я делаю, любая музыкальная работа была бы невозможна, если бы не было вот такого домашнего тыла. Семья самое дорогое, что у меня есть. Это на самом деле бесценно. И, естественно, когда ты отец семейства, то на тебе лежит огромная ответственность: ты уже совсем-совсем другой человек и отчасти себе не принадлежишь. Но это же и здорово, когда у тебя есть такие приятные обязанности, как забота о любимой жене, о любимых детях. Мне 40, и с каждым годом я это понимаю все больше и больше.

Фото: из личного архива Алексея Полякова

ДУДОЧКА КУЗЬМИНОЙ

Наташа для меня самый главным критик. Очень грамотный, компетентный музыкант, хорошо разбирающийся в музыке и особенно в эстрадной вокальной музыке. Если мне дали стихи и нужно написать музыку, первая, кому я их показываю, это супруга. Расскажу историю по поводу одной замечательной песни.

Мой очень хороший друг писатель Глеб Бобров прислал мне стихи Веры Кузьминой. И спросил меня, смогу ли я написать к ним музыку. И я практически сразу услышал в голове какие-то мотивы, мелодию. Как-то сразу стала складываться структура песни. Стихи были настолько выразительные, настоящие, правдивые, что после первого прочтения мне понадобилось какое-то время, чтобы просто осознать то, что я прочитал, и прийти в себя. Стихи о нас, о нашем многострадальном Донбассе и о детках Донбасса, погибших из-за войны. Работая в музыкальной школе, имея своих детей, я очень остро воспринимаю все, что касается этой темы. Даже сейчас, когда мы записываем это интервью, мне непросто говорить об этом. Я понял одну вещь: эта песня должна звучать. И у меня как-то вот достаточно быстро все сложилось в голове: мелодия, форма, я написал музыку к этим замечательным стихам. Безусловно, такие стихи мог написать только человек с огромным большим, любящим сердцем, с чистой душой — истинно русский человек. Именно такие стихи написала Вера Кузьмина.

Когда песня была создана, записаны ноты, необходимо было записать ее на диктофон и выслать эту запись Боброву. Но я очень долго не мог этого сделать. Нужно было сыграть и спеть эту песню. И не один раз, даже если не ошибаюсь, не один десяток раз я не мог ее спеть. Ведь музыкант — это ретранслятор по большому счету. Музыка только тогда может получиться, когда может затронуть струны души у зрителя у слушателя. Вот только так это бывает. Я не умею играть музыку или петь, если это не проходит через меня. Тем не менее мы это сделали.

И первое исполнение песни свершилось в Луганске, в Академии Матусовского. Ее исполнил камерный хор Московской государственной консерватории. Это было здорово. Впоследствии на эту песню в Москве сняли клип. Мне кажется, у песни будет еще продолжение — ее нужно слышать людям.

Фото: из личного архива Алексея Полякова

РЫБАЛКА ЛАСТОЧЕК

Рассказывая о семье и творческих векторах, я не упомянул о рыбалке (смеется). У каждого человека должно быть какое-то хобби, помогающее ему отдохнуть, перезагрузиться. Хобби у меня как такового нет, а вот рыбалка, точнее говоря, спортивный спиннинг — ловля хищной рыбы на искусственной приманке — это очень увлекательное занятие.

Пойманную рыбу я отпускаю, делаю фотосессию, так сказать, на берегу, загадываю три желания и потом отпускаю обратно в реку. Это очень азартно, увлекательно и полезно для здоровья — свежий воздух, ранний подъем, куда-то далеко ехать или идти. Мне такой активный отдых придает сил. Практически всегда на рыбалке ко мне в голову приходят мелодии или рифмы.

Случай такой вспомнился. Поехали с другом на Лутугинское водохранилище. Окунь клевал прекрасно, у нас было замечательное настроение, но тут начала собираться гроза. Я стал наблюдать за птицами: ласточки летали низко, быстро и их было очень много. Через нескольких минут у меня вдруг родилась мелодия. Потом минут за 15 полностью сложилась музыкальная форма. И все, что мне нужно было сделать, что крайне редко бывает, это «занотировать», то есть написать нотами. И получилось, на мой взгляд, достаточно интересное произведение для камерного оркестра. Оно так и называется «Ласточки». Его исполнял наш школьный оркестр под управлением Юлии Челышевой — замечательной скрипачки прекрасного педагога, моего очень хорошего друга. И дальше я стал писать для них произведения. Очень надеюсь, что мы эту традицию продолжим.