Фото: Телеканал «Санкт-Петербург»

О подготовке и премьере в Санкт-Петербурге прошедшего с аншлагом спектакля «Новороссия», поставленного по поэме луганской поэтессы Елены Заславской, о своем отношении к драме Донбасса ЛуганскИнформЦентру рассказывает известный советский и российский рок-музыкант, певец, гитарист, автор песен, основатель и бессменный лидер группы «Чайф» Владимир Шахрин.

ДАЛЕКАЯ-БЛИЗКАЯ ВОЙНА

Для меня эта война в Донбассе началась в августе 2014 года. Конечно, я уже слышал, что начался вооруженный конфликт, но это все было где-то далеко — по радио, по телевизору. Не очень (было) понятно, насколько серьезна эта ситуация. И вот в августе я еду на дачу и по радио слышу о том, что к нам на Урал приехала первая группа беженцев из-под Луганска, и что их расселили недалеко — на базе отдыха в Березовском, а у меня дача как раз рядом с этим Березовском.

Я звоню своим знакомым в администрации, узнаю, где находится эта база, и оказывается, что по пути. Прямо туда сворачиваю, нахожу этих людей, 50 человек, что первыми приехали, в основном женщины и дети. Они были в летних шлепанцах, в шортах, в майках — что успели схватить, в том и убежали. Пока они ехали на поезде, им немножко помогли, приодели, но в общем люди абсолютно испуганы. И я им начал помогать: как-то собрать детей в школу, потому что через несколько недель 1 сентября. Начали их устраивать в школу, где-то помогать с какой-то работой, особенно тем немногим мужчинам, кто там был.

Конечно, были рассказы, как все получилось, как все произошло.

ВДРУГ СЛУЧИЛАСЬ ВОЙНА

У меня не было сомнений никаких, что в Киеве произошел военный переворот, что там 200 тыс. человек порешала судьбу 46-миллионной страны и сказали. Что будет сейчас вот так, и, значит, страна будет такая, наши ценности — такие, язык будет таким. Люди в Донбассе сказали: мол, с какого перепугу это будет так, и почему нас никто не спросил?! И их за это начали жестоко наказывать.

В принципе понятно, что этот переворот был не спонтанный — была сила, на которую пришедший режим опирался. Вот прямо сила. И, собственно говоря, начались бомбардировки, артобстрелы и стрелковые стычки. И появилось ополчение. И вот эти мужики, рабочие, шахтеры, ушли в ополчение.

Поэтому в нашем спектакле все события происходят как раз в 2014–2015 году: самое начало, когда для них это стало тоже неожиданностью. Вдруг случилась война, к которой никто не готовился. И эти шахтеры, все парни — наладчики, слесари — стали солдатами народного ополчения. Это для меня такая история.

ЛЕГКО НЕ БЫЛО

Не могу сказать, что подготовка к спектаклю была для меня легкой прогулкой. Было тяжело принять решение: я понимал, что это совершенно новая стезя, что это другая профессия — публичное чтение стихов, да еще и в ролях, да еще с некими актерскими, так скажем, задачами. Это было нелегко. Сами репетиции тоже было непростыми, потому что мы занимались по отдельности, но у нас были и общие репетиции.

Александра Куликова (актриса Большого драматического театра имени Георгия Товстоногова, исполнившая в спектакле главную роль — прим. ЛИЦ) два раза прилетала в Екатеринбург на три дня, и эти три дня мы по четыре-пять часов читали не переставая. То есть просто параллельно чай-кофе пили, но не переставали читать, прям по строчке снова и снова ища точную интонацию.

Александра объясняла мне, что это за характер, вот здесь от чьего имени идет этот рассказ. Приводила какие-то очень понятные мне примеры: вот здесь нужно добавить такой былинности, а вот здесь нужно добавить «как будто у тебя сигареты в зубах, как будто это рассказываешь». А вот в этом месте нужно добавить такого балагура, немножко Василия Теркина, условно говоря. А вот эти персонажи — от имени тех, кто делал Майдан, должны быть энергичными, но при этом не должны уж вызывать у нас больших симпатий, что все равно должно как бы пенопластом по стеклу от этих стихов. Было тоже непросто.

Мы потом еще три дня репетировали в Питере, одна репетиция в Москве. Если учесть, что я при этом играю в действующей группе, и у нас достаточно активная гастрольная жизнь, то эти переключения из рок-н-рольной истории группы «Чайф» в проект «Новороссия» — это, конечно, тоже было непросто.

БЫЛО ИНТЕРЕСНО

Но самое главное, что это было интересно. Интересно особенно стало, когда я понял, что у меня получается. Вначале складывалось ощущение, что у меня не получается, и я даже честно скажу, хотел отказаться. После нескольких репетиций я наговорил такое длинное аудио-письмо Александре, но она много аргументов привела, нашла какие-то нужные слова и убедила меня в том, что ей нужен именно я. С моей стороны было бы свинством отказаться. Такой очень жестокий эгоизм. Поэтому я рад, что сложилось все именно так.

Слушайте, ребята, я очень доволен результатом, прямо горжусь своими коллегами, рад, что мне посчастливилось с этими людьми участвовать в этой замечательной истории. Ведь одним из главных опасений моих было то, что это не склеится, так скажем, в какую-то монолитную конструкцию. Я боялся, что будет прекрасная музыка отдельно. Что отдельно будет Александра Куликова, прекрасная актриса. Что отдельно буду я, музыкант группы «Чайф». Что отдельно будет симфонический оркестр. Отдельно будут прекрасные стихи Елены Заславской и остальных авторов. Но опасения оказались напрасными. Тут, конечно, Александра молодец как режиссер. Она правильно подобрала все ингредиенты, собрала состав, и это склеилось в единую такую машину.

Самым последним опасением в нашей монолитной машине был именно оркестр, так как, по сути, это приглашенные музыканты, оркестр Ленинградской области. Прекрасные, но в основном, очень молодые ребята. И когда первая совместная репетиция была, и Александра рассказывала им, мол, мы будем делать такой проект, спектакль, называется «Новороссия». И видно, что у многих прямо в глазах отражалась мысль, что сейчас будет какая-то пропагандистская история. Видно, что многим эта тема неинтересна, они стараются от нее дистанцироваться, как многие молодые люди. Тем более, что это в Питере, где такая творческая среда, а все-таки, чего греха таить, именно в творческой среде, именно в больших городах эти настроения такие либеральные, там они наиболее ярко выражены. И вот после второй репетиции, когда уже был прогон, и когда они услышали всю эту историю, они увидели нас, поняли, что для нас это не халтура, не для галочки в какой-то там книжке, не для отчета.

И, в общем, на концерте они были прям молодцы — отдались так, как надо. Музыка звучала! И то, что в конце публика, полуторатысячный зал встал и кричал «Браво!!!» — это и им тоже: они это «браво» заслужили.

ПЕРВЫЙ КАНАЛ

На удивление уже перед самым концертом, прямо перед самым моим отъездом в Питер, мне позвонил Юрий Аксюта от Первого канала и сказал, что они с Константином Эрнстом заинтересованы в этой истори. И они приехали, сняли эту историю. Надеюсь, они покажут этот спектакль, и гораздо большее количество людей его увидит.

АНШЛАГИ

Жаль, конечно, что в самом Луганске, когда ребята делали там премьеру, пришлось ставить без меня. Я, к сожалению, после операции был и не смог поехать, и меня там заменил актер замечательный Олег Чернов, выручил. В Луганске вообще интерес огромный был. Просто огромный интерес, потому что к ним и артисты редко приезжают. Плюс история спектакля про них. Это было очень уместно. Мы боялись, что в филармонии в Санкт-Петербурге насколько эта история окажется интересна. Но продали все билеты в зал почти на 1 500 мест. У нас было 300 приглашенных. Люди пришли абсолютно разные, и там где нужно — они плакали, там где нужно — смеялись, и в конце, как нам хотелось, они стояли и кричали «Браво!!!», аплодировали так, что я уверен — у этого спектакля очень большое будущее. У него очень хороший, высокохудожественный потенциал — это мощное, настоящее искусство. «Ингредиенты» собраны шикарные, музыка шикарная, живой оркестр. История сама просто чудесная — она про любовь, про людей, про простые какие-то переживания. И написали эту историю люди, кто это все прожил, там реальные герои в этой истории. Я думаю, что, конечно, будет продолжение.

РАЗОВЫЕ СПЕКТАКЛИ

Есть один маленький нюанс: я не смогу поехать на гастроли с театром — в следующем году у группы «Чайф» тур, и он уже запланирован, уже расписан, и, конечно, я не могу подвести свой коллектив. Поэтому, наверное, в следующем году это будут какие-то разовые спектакли. Нам хотелось бы отыграть и в Донецке этот спектакль, нам хотелось бы отыграть и в Москве, и в Екатеринбурге обязательно. Так что будем смотреть по обстоятельствам и датам. Тут главное было — сделать саму эту историю. А как она будет дальше развиваться, это мы уже посмотрим.

УПЫРИ НАБЕЖАЛИ

У меня нет соцсетей, и травля меня не коснулась. А вот у Александры, насколько я знаю, у нее все немножко посложнее, так как у нее есть свои соцсети, она сделала Телеграм-канал именно для этого спектакля. И туда, конечно, набежали упыри, которые понаписали ей от проклятий до оскорблений. Ну, это что? В такое время живем. Я Александре сказал, что во времена Советского Союза были люди, писавшие всевозможные гадости и оскорбления на стенах туалетов. Ты заходил в общественный туалет, и там обязательно на стене была написана какая-нибудь мерзость. Понимаю, что это какие-то люди, кто шел туда с каким-то фломастером и писал, чтобы все прочитали. Эти люди сейчас «перекочевали» в соцсети, и они все с удовольствием этим занимаются. Абсолютно та же самая мотивация, что написать на стенке в сортире или написать оскорбления женщине, актрисе в ее соцсетях. Слушайте, Александра такой боец, мне кажется, что такими дробинами ее не прошибить точно. Поэтому мы с этим справимся.

Что касается продолжения. Наша группа «Чайф» буквально три недели назад выпустила песню, которая называется «Донбасское лето». Мне кажется, что очень хорошая получилась песня. Опять же, не про войну, а про человека на войне. Это для меня гораздо важнее. Я, конечно, смотрю новости, читаю разные Телеграм-каналы, жду нашей победы. Переживаю за наших парней, когда что-то не получается, и радуюсь, когда получается. Но высказаться захотелось именно в такой форме.

Что будет дальше моего участия? Слушайте, я не знаю, я не мог себе предположить, что буду участвовать в таком проекте «Новороссия». А он случился. Поэтому, как говорится, никогда не говори никогда.