Фото: Луганский Информационный Центр
Фото: Луганский Информационный Центр
Фото: Луганский Информационный Центр
Фото: Луганский Информационный Центр
Фото: Луганский Информационный Центр
Фото: Луганский Информационный Центр
Фото: Луганский Информационный Центр
Фото: Луганский Информационный Центр
Фото: Луганский Информационный Центр

Окраины Кременной, мелькающие за окном машины, мало напоминают город. Здесь нет ни одного целого здания. Одни разрушены полностью, в стенах других зияют огромные бреши. Какие-то блестят на солнце оконными стеклами, за которыми белеют занавески, но и тут никто не живет – либо крыша пробита, либо уничтожены пристройки. Тут безлюдно – из труб не идет дым, на свежем снегу нет следов.

Но чем ближе к центру города, тем оживленнее становится на улицах. Перемещаются гражданские машины, открыты магазины, люди спешат по своим делам. Обычный день в самом необычном городе ЛНР.

ЖИЗНЬ НА ВОЙНЕ

Кременная находится фактически на линии фронта – позиции ВСУ всего в пяти километрах от города. Военных здесь на улицах едва ли не больше, чем гражданских. Война здесь не просто близко, она является частью повседневной жизни.

На стенах и подъездах домов характерные надписи – "Мин нет", "Живут люди". В стенах многоэтажек – пробоины и многочисленные следы от пуль. Многие подъезды тотально разрушены, но соседние с ними жилые: на балконах сушится белье, разбитые окна затянуты пленкой, заткнуты тканью или подушками.

По данным главы администрации Кременского района Вячеслава Третьякова, в городе разрушено примерно 30% домов, так или иначе пострадало каждое здание – окна вылетают после обстрелов, а они здесь постоянны.

Тем не менее город готовится к зиме: специальные плиты позволяют не допустить протекания воды в здания, тепловой контур закрывается панелями.

"В некоторых домах меняем окна, вставляем металлопластиковые, они нам поступают от региона-шефа – Астрахани. Таким образом восстанавливаем наш город", - рассказывает Третьяков.

Обстрелы делают фактически невозможной масштабную работу техники. Противнику все равно, по кому бить, любой мирный, будь то ребенок, старик или строитель, для него просто мишень.

"Поэтому сейчас мы создаем тепло для гражданского населения, а все остальные строительные работы – как отодвинут фронт, когда противника отгоним подальше", - поясняет руководитель района.

ЛЮДИ-КРЕМЕНЬ

Звук "прилетов" - неизменный "атрибут" прифронтовой жизни. Гремит регулярно, то ближе, то чуть дальше. Местные почти не обращают на эту какофонию внимания – привыкли, научились различать, когда эти звуки несут реальную опасность, а когда так, просто фон.  

На сегодняшний день в Кременной проживают порядка 7,5 тыс. человек, в целом в районе – 23 тыс. В основном горожане – пожилые люди, которые по разным причинам решили не покидать родные дома. И именно они – люди Кременной – самое удивительное в этом городе. Несмотря ни на что радушные, доброжелательные, стойкие. Как будто – по названию своего города – сами сделаны из кремня.

- Замерзнешь тут в такой куртке, совсем же легкая, - сочувственно дотрагивается до моего плеча маленькая старушка, закутанная в потрепанный шарф.

- И иди аккуратно, скользко у нас сегодня, - напутствует меня ее подруга.

Они провожают меня полными искреннего сочувствия взглядами и скрываются в полуразрушенном подъезде.

РУКИ ПОМОЩИ

Большую роль в Кременной играют поставки гуманитарной помощи. Для многих здесь это единственный способ выжить.

"Кременской район – сейчас, возможно, самый сложный с точки зрения прифронтовой обстановки. Здесь постоянные обстрелы, разрушения значительные. И, к сожалению, объекты, которые восстанавливаются, зачастую буквально сразу же попадают под новые обстрелы со стороны ВФУ", - констатирует депутат Народного Совета ЛНР Юрий Юров, курирующий район по парламентской линии.

И жители района, и социальные структуры нуждаются в гуманитарной помощи.

"Сегодня это очень актуально, нужно в принципе все – и продукты питания, и теплая одежда в зимнее время, и строительные материалы. Очень остро стоит эта проблема: постоянно нужны шифер, стекло, пленка", - поясняет Юров, который сам регулярно привозит "гуманитарку" местным жителям и не понаслышке знает об их проблемах.

Он отмечает, что на помощь району приходят многие: "Когда говорю, что еду в Кременской район, все, с кем доводится пересекаться, например, с гуманитарными организациями, откликаются. Едешь в Кременную – люди передают, что могут". И это не только продукты, одежда, медикаменты. Так, общественная организация "Будущее Донбасса" прислала целый "Камаз" с мебелью.

Огромную помощь району оказывает регион-шеф.

Астраханцы помогают в том числе с социальной инфраструктурой, например, недавно обустроили в Кременной современное отделение МФЦ. Здесь можно получить основные, самые востребованные на данный момент у населения услуги – подать заявление на паспорт, оформить полис ОМС.

В здании МФЦ тепло и тихо. Две женщины полушепотом переговариваются, ожидая своей очереди. Обсуждают бытовые вопросы. На очередной грохот за окном поднимают глаза.

- Мы все восстановим, починим. Все будет хорошо. Главное – этих отогнать. И чтобы мальчики, военные наши, живы-здоровы были, - ловит мой взгляд одна из них. Вытирает слезы.

У НАС ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ

Несмотря на все объективные сложности, в городе выплачивают пенсии, оформляют пособия, здесь действуют учреждения образования и культуры.

Всего в Кременском районе сейчас проживают порядке 1 700 детей, работают 17 школ и шесть детских садов.

"Школы у нас работают по удаленной системе. Это когда дети туда приходят, получают домашнее задание, дома его делают, в школе сдают тетради на проверку и получают новое домашнее задание", - рассказывает Третьяков.

По словам Юрова, с одной из школ Кременского района планирует заключить "побратимский договор" школа из Санкт-Петербурга. Общение и поддержка сверстников из мирной жизни – сейчас это тоже очень и очень важно.

С 2022 года жертвами украинских обстрелов здесь стали десять детей, самому младшему из них было всего девять месяцев. Несколько недель назад в Кременной были ранены двое ребят 9 и 10 лет. Они просто гуляли на улице, когда с беспилотника на них сбросили гранату.  

И все-таки жизнь здесь не замирает.

 "Дети к нам стали приходить, заниматься. Многие приходят с родителями", - говорит сотрудница детской библиотеки Надежда Николаевна. Она, как и все кременчане, ждет мира и верит в скорую победу. А пока – старается выжить, честно делает свое дело, заботится о подрастающем поколении.

"Мы все надеемся на победу. У нас без вариантов – только в одну сторону", - констатирует начальник отдела по организационным вопросам и внутренней политике райадминистрации Леонид Волков. Он уверен: если бы люди не были оптимистично настроены, все бы давно уехали.

Более того, уже сейчас есть те, кто, покинув Кременную из опасений за детей, готов вернуться домой. Среди них немало специалистов, которые очень нужны району.

"Многие люди звонят, говорят, что с удовольствием вернутся. И как только вот это все прекратится (за окном снова раздается характерный "бум"), специалисты приедут, будут работать на благо Кременского района, все у нас получится, все будет хорошо. И победа будет за нами", - констатирует Вячеслав Третьяков.

Идя по улицам Кременной, сложно поверить, что когда-то район был одним из курортных центров, славился здравницами и базами отдыха на озерах, в сосновых лесах.

"Кременской район для Луганщины и в целом для Донбасса очень специфический, здесь природа отличается от наших степей и терриконов. Кременские леса - легкие Донбасса, тут был рекреационный район, для нашего шахтерского края непривычное понятие", - поясняет Юрий Юров.

Он убежден: когда война закончится и мир вернется на эту землю, оздоровительный потенциал района возродится.

"Все у нас получится. Только бы мир был", - говорит пожилая женщина, крестя прыгающего в машину молодого парня в камуфляже. Он улыбается ей. Где-то совсем рядом снова привычно грохочет, а на небе выглядывает солнце.