Фото: wikimedia.org/CC BY 3.0

Василий Московский, Христа ради юродивый, память которого чествуют сегодня православные верующие, наверное, один из самых знаменитых святых, просиявших на земле не только московской, но и всей Руси. Спустя более чем четыре века после кончины, его до сих пор считают покровителем не столько стольного града, но и сердец людских, ищущих у него успокоения и помощи.

МОЛОДОЙ ПОДМАСТЕРЬЕ

Жизнь будущего Христа ради юродивого (подвижника из мирян, добровольно принявший на себя подвиг юродства, то есть образа глупого или безумного для обличения мирских ценностей — прим. ЛИЦ) до определенного момента ничем выразительным не отличалась. Родившись около 1468 года на церковной паперти в Елохово (ныне район Москвы) прямо в момент отчаянной молитвы его матери, мальчик рос как все и к 15 годам стал учеником сапожника. Житие святого рассказывает нам, как однажды пришел к мастеру богатый человек и повелел сделать ему такие сапоги, чтобы несколько лет сносу им не было. Василий тогда улыбнулся и сказал, что не нужна тому человеку обувь, потому что на следующий день он умрет. Так и вышло.


Конечно же, слух о молодом подмастерье, способном думать наперед, быстро разлетелся по округе. Ходили к Василию купцы и торговые люди, большие деньги предлагали за возможность предугадать результаты сделок, но от всего он отказывался, да еще и обличал им тайные грехи, призывая покаяться. В 16 лет будущий святой принял на себя почитаемый в христианстве подвиг юродства. Исторические документы описывают его ходившим по городу почти нагим и только в трескучие морозы прикрывавшимся лохмотьями. Непременным атрибутом были тяжелые вериги (металлические изделия разного вида, носимые на голом теле для усмирения плоти — прим. ЛИЦ), которые он никогда не снимал.
Житие святого подчеркивает, что сурово осуждал Василий всех, кто пытался давать милостыню не по состраданию, а в надежде на достижение корыстных целей. Говорят, однажды увидел святой беса, принявшего облик нищего, способного сразу же помочь в делах каждому, кто даст копеечку. Были свидетели на Москве, как блаженный прогнал лукавого, разрушив его личину. Имеются свидетельства и о том, как, проходя мимо какого-либо дома, откуда доносились звуки веселья и где распития вин, Василий подходил и начинал обнимать углы того дома со словами: «Ангелы скорбные стоят у дома и сокрушаются о грехах людских». Он же «со слезами упрашивал молить их Господу об обращении грешников».

ОТ КОПЕЕЧНОЙ СВЕЧИ МОСКВА СГОРЕЛА


Исторические летописи зафиксировали множество чудес, совершенных Василием на Москве. Однажды, к примеру, на торжище он видел калачника и раскидал все его калачи и рогалики, утверждая, что испечены они с обманом. Проверили люди — так и есть: намешал калачник туда мела да извести. Или, к примеру, подарил кто-то из знатных бояр юродивому богатую лисью шубу, привлекшую внимание молодых воров. Притворился один из них мертвым, а второй подбежал к Василию и попросил шубу якобы для погребения. Ну что же, чуя обман, покрыл святой этой шубой притворщика, да произнес: «Шуба лисья, хитрая, укрой дело лисье, хитрое». Стоит ли говорить о том, что притворщик, действительно, под ней и умер.


Однако связывают с Василием случаи, исторически не доказанные, но рассказываемые до сих пор в качестве городской легенды. Дело было у Варварских ворот московского Китай-города (снесены в 1934 году — прим. ЛИЦ), к которым каждый день стекались толпы паломников поклониться венчавшему строение чудотворному образу Божией Матери. «Диаволу поклоняетесь», — вскрикнул однажды юродивый и кинул в образ камнем. Возмущенному народу, решившему за такое кощунство Василия «избить смертным боем», он наказал соскрести слой краски с иконы. Сделали как он велел, а под первым слоем проявился второй с рисунком «чертовой хари».


Еще один памятник древнерусской литературы — «Степенная книга» — повествует нам о знаменитом пожаре 1547 года, начавшемся в монастырской церкви у Арбатских ворот и уничтожившем почти всю деревянную столицу и даже часть каменных построек Кремля. Именно после него появилась поговорка «от копеечной свечи Москва сгорела». Так вот, накануне возгорания, говорят, пришел к обители Василий и долго перед нею молился и плакал.


НЕ КИПЯТИСЬ, ИВАНУШКА


Уважал Василия, а может даже и побаивался, за его откровенность и нетерпение к грехам человеческим и сам царь Иван Грозный. Наверное, рассказ об одном из случаев общения юродивого с самодержцем известен многим по учебникам истории. Решил как-то царь пригласить Василия на свои именины, но каждый раз, когда ему подносили чашу вина за здравие царя, юродивый выливал ее содержимое в окно. Возмутился Иван Грозный, стал обвинять Василия в пренебрежении. Но тот невозмутимо ответил: «Не кипятись, Иванушка, я пожар в Новгороде тушу». Послали гонца, тот вернулся и доложил, что, действительно, в то самое время, когда в Москве был пир, в Новгороде вспыхнул сильнейший пожар. А потушил его какой-то нагой человек, полив воды на огонь из водоноса.


В народе говорили, что не стеснялся Василий обличать грехи царя Ивана. Причем, рассказы эти, хоть и не вошли в летописи и житие святого, были очень многочисленны и о них мы знаем, прежде всего, из писем иностранных послов, докладывавших своим монархам о происходящем в Москве. Шептались и о том, что звал к себе царь юродивого «на глагол свой», то есть на беседу личную. О чем шла речь не знал никто, но помнят, как монарх каждый раз оставался после разговоров тех очень опечаленным. На все возмущения приближенных о том, что позволяет себе Василий в общении с ним, царь говорил, что дозволено ему «яко провидец он сердец и мыслей человеческих».


Последнее пророчество Христа ради юродивого Василия, дошедшее через исторические источники до наших дней, связано было с престолонаследием. Лежавшего уже на смертном одре святого посетил Иван Грозный с женой своей Анастасией и двумя сыновьями Иванов и Феодором, дабы испросить молитв. Неожиданный для того момента ответ получили они — наследником царства и всех достояний праотцов станет Феодор. История показала, что и тут Василий оказался прав.


Скончался Василий Блаженный в 1557 году. Тело его нес лично Иван Грозный с боярами, а погребение совершили на кладбище Троицкой церкви, где в этот момент уже шло строительство знаменитого Храма Покрова на Рву, более известного во всем мире как Собор Василия Блаженного, возведенный в честь победы над Казанью.


Мощи святого были торжественно перенесены в специально пристроенный к церкви предел в год канонизации Христа ради юродивого Василия, где они находятся в серебряной раке и по сей день. Много лет на Москве старались фиксировать все чудеса, происходящие у гроба Василия, строго ведя учет тех, кто приходил приложиться к мощам и тех, кто обрел после этого помощь.


О ЧЕМ ПРОСЯТ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО


Свои молитвы к святому обращают православные верующие, которых одолели отчаяние и страх, те, кто хочет избавить себя или близкого человека от пьянства, а также те, кто ищет утешения в скорби. Кроме того, молятся Василию Московскому об избавлении от пожара и телесных недугов.


МОЛИТВА ВАСИЛИЮ МОСКОВСКОМУ, ХРИСТА РАДИ ЮРОДИВОМУ


О, великий угодниче Христов, истинный друже и верный рабе Всетворца Господа Бога, преблаженне Василие! Услыши ны, многогрешныя, ныне воспевающия к тебе и призывающия имя твое святое, помилуй ны, припадающияднесь к пречистому образу твоему, приими малое наше и недостойное сие моление, умилосердися над убожеством нашим, и молиитвами твоими исцели всяк недуг и болезнь души и тела нашего грешнаго, и сподоби ны течение жизни сея невредимо от видимых и невидимых врагов безгрешно прейти, и христианскую кончину, непостыдну, мирну, безмятежну, и Небеснаго Царствия наследие получити со всеми святыми во веки веков. Аминь.