Инсталляционный объект в Луганске, стилизованный под атрибутику Хэллоуина, стал точкой сборки для справедливого возмущения. Так ЛуганскИнформЦентру прокомментировал подготовку отдельных развлекательных заведений Луганска к проведению праздника Хэллоуин руководитель православного молодежного движения «Святоград» диакон Всехсвятского монастырского подворья Сергий Смирнов.
НЕПРОСТОЕ ВРЕМЯ
Время, в которое мы живем, и вправду называют непростым. Это слово, пожалуй, слишком мягко, чтобы описать ту боль, напряжение и потери, что выпали на долю нашего народа. Мы видим, как на полях сражений, в окопах и на передовой наши воины несут тяжелейшую ношу, защищая то, что им дорого. И мы же видим, как в тылу идет иная, невидимая, но оттого не менее важная битва — битва за смыслы, за ценности, за души людей, особенно молодых.
ТОЧКА СБОРКИ
Именно в этом контексте я хотел бы высказаться о ситуации, которая взволновала многих жителей Луганска — о появлении на одной из центральных улиц макета обезглавленного тела. Этот инсталляционный объект, стилизованный под атрибутику Хэллоуина, стал точкой сборки для справедливого возмущения.
Мне, как священнослужителю, хотелось бы отделить два пласта этой проблемы.
Первый — это глубокая рана, нанесенная такой «декорацией» людям, пережившим ужасы войны. Тут не о тыквах спор, а о ранах души.
Когда война — не метафора, а суровая реальность, когда кто-то потерял близких, кто-то сам видел страшные картины, подобные изображения — не «забавный ужастик». Это триггер, запускающий тяжелейшие воспоминания, это кощунственное прикосновение к незажившей душевной ране. Травмируется детская психика, которой и без того досталось; всколыхивается боль у ветеранов и мирных жителей, прошедших через ад. Это не вопрос «слабых нервов», это вопрос элементарного человеческого сострадания и уважения к чужому горю. Смерть, увечья — не повод для развлечения. Смерть — это великая тайна, предстояние перед Богом, и делать из нее карнавал — значит проявлять глубокую духовную слепоту.
ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ
И здесь указ Президента № 809 о сохранении традиционных ценностей — это не просто бумага. Это отражение консенсуса о том, что наша культура основана на святости жизни, памяти о павших и уважении к страданиям. Легкомысленное отношение ко злу, попытка сделать его «прикольным» и, чем, по сути, и является Хэллоуин, — это вызов самой сердцевине нашего мироощущения.
ОТСУТСТВИЕ ЧУТКОСТИ
Но есть и второй пласт, о котором нельзя забывать. Это — вопрос не злого умысла, но скорее недоразумения и отсутствия чуткости.
Я не берусь судить, что двигалось создателями этой инсталляции — сознательное желание снять пенку с праздника, циничный хайп, пиар, или просто бездумное копирование западных образцов. Очень может быть, что люди, поставившие этот макет, просто не подумали о последствиях. Они видели в этом лишь элемент «современного праздника», не вникая в его мрачную подоплеку и не соотнося с контекстом, в котором мы все живем.
Наша реакция как христиан и как общества не должна сводиться к гневному погрому — как физическому, так и в социальных сетях. Она должна быть твердой, но рассудительной. Не «бей нечестивых!», а «вразуми неразумных!». Диалог с местными властями, спокойное и аргументированное объяснение, почему подобные вещи неприемлемы именно сейчас и именно здесь — вот путь, который видится мне более плодоносным.
СПОСОБНОСТЬ К ДИАЛОГУ
Мы, «неравнодушные жители Луганска», сильны не только своим праведным гневом, но и способностью к диалогу, к вразумлению, к созидательной альтернативе. Вместо того чтобы бороться с тыквами и привидениями, давайте предложим нашим детям настоящий, глубокий праздник — радость живого общения, чистого творчества, созидания. Давайте укреплять в себе и вокруг ту самую традиционную ценность — любовь к ближнему, которая проявляется и в заботе о его душевном покое.
И тогда никакой навязываемый извне «праздник» тьмы не сможет укорениться на почве, удобренной нашим трудом, нашей памятью и нашей верой.
***
Православное молодежное движение «Святоград» создано летом этого года по благословению Высокопреосвященнейшего Пантелеимона, митрополита Луганского и Алчевского при Вознесенском мужском монастыре Луганской епархии.
 
                                            
