Опубликованный Луганским Информационным Центром дебютный рассказ Кирилла Хаустова «Компот» собрал за сутки в Телеграм-канале ЛИЦ около 400 тыс. просмотров. О волонтерской работе в зоне СВО и своем пути в литературу в интервью ЛугнскИнформЦенру рассказывает поэт и писатель Хаустов.
Родился в 1960-х в Москве, в Черемушках. Служил в Группе советских войск в Германии (ГСВГ) в 1983–1985 годах, в инженерных войсках. После службы закончил вечернее отделение Московского лесотехнического института. За долгие годы сменил много профессий. От столяра-краснодеревщика и директора ювелирного магазина до руководящего сотрудника в одной из российских компаний.
ДРАМА ДОНБАССА
Драма Донбасса для меня — это горе и боль простых русских людей. Верховный сказал: «Да. Надо было начать раньше». Кто я, чтобы спорить?
После начала СВО я подписался на один анонимный волонтерский канал про «аниме и арбузы» (кто знает — тот поймет) и расставаться с ним не хочу. Все мое участие в волонтерской помощи нашим ребятам связано неразрывно с этим Телеграм-каналом. И, конечно, не без участия друзей-единомышленников. Моя жизнь богата на хороших людей, мне повезло.
РОЖДЕННЫЕ ВОЙНОЙ
Война каждый день рождает истории. Если их не зафиксировать, они тают как лед в руках. По вполне понятным причинам. Люди, прошедшие боевые действия, очень неохотно рассказывают о пережитом. Но за кружкой чая, в блиндаже, глаза в глаза — совсем другое дело. Так зародился рассказ «Петухи» и многие другие зарисовки, пока не опубликованные или не завершенные.
Рассказ «Компот» — плод переписки с товарищем, который упомянул о случае в Волчанске, когда наших парней приютила пожилая семейная пара с большой лохматой собакой. С водой была полная беда. Группа, выдвигавшаяся на «точку», приняла приглашение пересидеть в подвале частного дома, переждать и перевести дух. Ребят угощали вкусным компотом, а после выхода случилось то, о чем я и написал в рассказе. Таких историй много. Не про все и не про всех можно писать, по крайней мере сейчас. Выложенные на всеобщее обозрение данные человека, привязка к месту или фото могут обернуться непоправимой бедой. Приходится это учитывать. О прецедентах знаю.
СТИХИ НЕ ОТ РАДОСТИ
Стихи пишу недавно. Первое мое стихотворение написал не от радости. Пропал без вести друг. Придавило меня сильно, что с этим делать — не знал. Искал по нему хоть какую-то информацию через военных. В голове крутилась фраза «Заберите меня домой». И потом просто выплеснулось. Так появилось стихотворение «400 (200)». Дальше как-то само пошло. Стихи — это эмоции, всплеск, крик. Это боль или радость, которыми уже не можешь не поделиться.
АНАЛОГ СНИМКА
Проза для меня — это аналог снимка, момент чьей-то жизни или истории. Запишешь — кто-нибудь прочтет и сохранит в памяти. Не напишешь — могут забыть или потерять. Истории, которые ежедневно происходят в наши дни, терять нельзя. Иначе все повторится, все будет зря. Отклик, который произвел рассказ «Компот», пока не осознал. Просмотры, рейтинги — это не мое.
Очень надеюсь, доживу, когда смогу написать о красоте природы или о том, каких прекрасных людей я встретил в это нелегкое время. Есть и «антигерои», наделенные ответственностью и властью, но не готовые принимать правильные решения. О них не пишу, пусть с ними те, кому положено, разбираются.
ЖИВЫЕ ГЕРОИ
Герои моих рассказов — это живые люди, живущие прямо сейчас или ушедшие. Они могут быть перенесены географически, помещены в другую историю, зваться не своим именем, но они не выдуманные, настоящие. Если условия позволяют, я пишу о конкретных людях, тех, кого знаю лично. Независимо от того, выполняет ли свой долг человек с оружием в руках, едет ли в свой выходной в госпиталь или превратил свою квартиру в склад и грузит машины с гуманитаркой. Мои герои такие: «Брат, тебе надо отвезти груз? Я взял в аренду грузовик, завтра буду у тебя. Нет, никаких денег. Это мой вклад, я за рулем. Едем».
АВАНС НА БУДУЩЕЕ
Рад, что столько людей остались не равнодушны. Значит не в пустоту выстрел. Честно говоря, пишу для чатов единомышленников, друзьям, военным. После того как старый институтский товарищ поэт Стас Чурилов прочел и посоветовал завести страницы на сайтах «Стихи.ру» и «Проза.ру», все это на меня и свалилось, как гром среди ясного неба. Так что, на данный момент не понимаю, что происходит, заслуженно это или выдан аванс на будущее?
Что дальше? Буду продолжать, если копящийся материал заставит, а он заставляет. Писать, чтобы просто писать, не планирую. Есть задумка и материал для сказочной истории. О Башне, Орде, драконах и ведьмах, злых и добрых волшебниках. Но это в некотором роде сказка о реальных людях и время ее еще не пришло.
Предложений от издательств пока не поступало, да и материала, наверное, еще маловато. У меня большая аудитория друзей и знакомых в волонтерской среде, хвалят. Льстят, конечно! (смеется).
Грандиозных планов не строю, пишу, когда не могу не писать.
Тема СВО, судьбы людей, помощь нашим военным и гражданским, попавшим в эти «жернова», для меня — Главная тема. На текущий момент уж точно. По-другому, считаю, и быть не должно. Есть очень верное выражение: «Если тыл забудет, где фронт, то фронт будет там, где тыл».