О преодолении себя, о жизни, работе и творчестве слепого литератора ЛуганскИнформЦентру рассказывает поэт, прозаик и журналист Артем Аргунов.
ДЕТСКИЕ ГОДЫ
Детство, наверное, мало чем отличалось от детских лет большинства сверстников. Несмотря на слабое зрение, а до 16 лет я хоть и плохо, но все-таки видел, вместе со всеми носился по улице, катался на велосипеде, запускал воздушных змеев, строил шалаши и так далее. Вот только заходить в дом приходилось раньше других, ибо в сумерках я почти ничего не видел.
В школьные годы стало сложнее. Окулист категорически запретила очное обучение. Преподаватели ходили домой, что неизбежно сказывалось и на качестве обучения, и на общении со сверстниками. Согласно нормативам, каждый предмет должен был преподаваться один раз в неделю. Однако некоторые учителя приходили всего пять-семь раз за год. К тому же зрение стремительно падало, и к седьмому классу окулист полностью запретила мне писать и читать. Обучение в старших классах проходило на 100% в устной форме, что привело к переоценке интересов к урокам: если до седьмого класса я очень любил математику, легко решая даже задачки из школьных олимпиад, то алгебра, геометрия, физика вслепую стали малопонятными. Я переключился на гуманитарные предметы, которые при полностью устном и нерегулярном обучении, конечно, также хромали.
В эти годы начали отдаляться и сверстники. У них появлялись свои компании, ребята свободно ездили в другие районы города. Я же гулял преимущественно по своей улице. Свободного времени оказалось слишком много, и его надо было чем-то заполнять. Так появились различные увлечения: рисование, лепка из глины, резьба по дереву, шахматы, нумизматика. Я все время пытался чем-то заинтересовать друзей, чтобы они не спешили убегать в город. Временами удавалось, и даже к нам приходили мальчишки, девчонки с ближайших улиц, чтобы вместе играть в шахматы, строить шалаши, устраивать ристалища. Затем все опять разбегались, и я вновь оставался один – наедине с книгами и мыслями.
НАЧАЛО ТВОРЧЕСТВА
Однажды, помню, когда все ребята в очередной раз разбежались, я решил попробовать "убить время" за сочинительством. Прошел на кухню, залитую светом заходящего солнца, взял большую тетрадь и стал сочинять небольшие стишки про ежиков, зайцев и прочих зверюшек. Читал написанное маленькой сестренке – она задорно смеялась, побуждая меня писать дальше. Мне понравился и сам процесс: сочинять истории, переносить их на бумагу. Следом за стишками пошла и проза. Конечно, такая же наивная, корявая. Но мне ведь тогда было всего 12 лет.
В это же время, следуя настоятельной рекомендации педиатра, я освоил рельефно-точечный шрифт Брайля. Хотя зрение еще позволяло и читать, и писать, но окулист разрешала в день прочитывать не более пяти страниц. А что такое пять страниц, когда ты берешь в руки увлекательный роман, от которого невозможно оторваться? Это как две капли воды для жаждущего: только раздразнить! И каковой же была радость, когда, записавшись в специализированную библиотеку, я смог читать без ограничений!
Но это было лишь первое звено длинной цепочки. С девятого класса я продолжил обучение в специализированной школе при луганском УТОСе (общество слепых), что дало возможность подтянуть знания по всем интересующим меня предметам. Там же записался в шахматный клуб, освоил компьютер. К тому времени я уже полностью не видел.
А вот тяга к литературному творчеству не ослабевала. Напротив, она с каждым годом становилась лишь сильнее. Я все свободное время либо читал, либо писал, наполняя тумбочки целыми стопками исписанной бумаги!
ПЕРВЫЕ ТЕКСТЫ
Сначала это были простенькие, очень корявые стишки, да наивные, приключенческие рассказы. Затем произошло кратковременное увлечение фантастикой, после чего вновь вернулся в реализм. Годам к 20-ти начали появляться автобиографические произведения. Я интуитивно учился наполнять тексты яркими, глубокими чувствами, изображать многогранность характеров своих персонажей, показывать их внутренний мир, духовный путь. По мере собственного укрепления в православной вере, духовная составляющая, если можно так выразиться, становилась прочной основой всего моего творчества. Пришло понимание, что главное – это посыл, ради которого и пишется произведение. Сюжет, яркие описания, многогранные характеры – крайне значимые, но все же вторичные элементы, ибо автор несет огромную ответственность за им написанное, за те впечатления, которые он своим творчеством произведет на читателей, слушателей, к чему их подвигнет.
Разумеется, о моем увлечении литературным творчеством знали и преподаватели, и сверстники. Однажды разговорился с дежурным на проходной УТОСа – с ним мы часто общались, у него я купил и свою первую гитару, - Владимир Степанович тогда сказал: вот, дескать, станешь знаменитым, начнут тебя приглашать на телевидение, и, наверное, даже не вспомнишь о таких маленьких людях, как я. Эти слова мне вспомнились почти 15 лет спустя, когда впервые пригласили на телевидение. Перед сном, мысленно прокручивая прошедший день, подумал: "Вот и побывал в телестудии. Но я же ведь остался прежним!" И, слава Богу, в этом смысле ничего, вроде бы, не изменилось.
ПРОЙДЕННЫЙ ПУТЬ
В течение 10-ти лет я писал преимущественно в стол. Возможно, это время было дано, чтобы укрепиться в любви к самому процессу, чтобы стойко проходить неизбежные для любого автора неудачи. Первые публикации у меня начались в 2005 году, когда подключился к интернету. Появились первые читатели, первые знакомства в литературно-музыкальном мире. Мне уже тогда хотелось целиком связать свою жизнь с литературным творчеством, но понимал, что финансовая отдача невозможна, и значит надо искать работу, делить время между ней и творчеством.
В 2006 году заинтересовался возможностями заработка в интернете. Конечно, полное отсутствие зрения, подкрепленное отсутствием знаний, опыта в этой сфере, ставило много различных преград. Но мне хотелось доказать и себе, и окружающим, что слепота – это не приговор. Как результат, к 2010 году смог создать два довольно успешных инфо-бизнеса, связанных с онлайн-аукционами и нумизматикой. А потом пришло понимание, что "голая коммерция" - это не мой путь, что я хочу созидать. В результате долгих размышлений было создано литературно-музыкальное объединение "Мир творчества" (МТ).
"МИР ТВОРЧЕСТВА"
Об этом проекте можно говорить очень долго. Он многое дал и мне, став на следующие 10 лет фактически образом жизни, и большинству единомышленников, вошедших в команду. Мы организовывали в Луганске до 100 различных мероприятий в год, записывали одноименный аудио-журнал, аудиокниги, авторские программы для шести республиканских FM-радиостанций, выпускали музыкальные сборники, учредили Луганский книжный клуб "BookAer", поэтический фестиваль "Луганская лира", музыкальный фестиваль "Любовное измерение", ездили с творческими гастролями по городам России, включая Москву и Московскую область. Но все имеет свой конец, и "МТ" - не исключение.
БИБЛИОТЕКА ГОРЬКОГО
Лично для меня "МТ" стало очередным звеном цепочки, о которой упоминал выше. Благодаря настойчивости педиатра я своевременно освоил шрифт Брайля и попал в специализированную школу. Там – познакомился с Сергеем Евгеньевичем Ракачевым, преподавателем компьютерной грамотности, и освоил ПК. Благодаря Ракачеву, в 2010 году записался в специализированный отдел библиотеки имени Горького. Нина Яковлевна Локоть, узнав о том, что я пишу, предложила организовать дебютный творческий вечер, пригласив на него и журналистов, и членов Межрегионального союза писателей: Наталию Владимировну Мавроди, Александру Борисовну Фрольченкову, которые мне также во многом помогли при дальнейшем творческом становлении. Библиотека Горького стала стартовой площадкой и для "МТ" - там состоялась презентация объединения в 2013 году. А в 2016 я был принят в Межрегиональный союз писателей. Поэтому, конечно же, я очень благодарен и всем перечисленным людям, и всем, кого не упомянул, но кто помогал и помогает мне на жизненном пути, и, безусловно, всем своим читателям, слушателям, без которых не было бы смысла творить.
О РОМАНЕ
Во многом понимание того, что мое творчество нужно людям, я относительно быстро пережил крах "МТ", сосредоточившись на журналистской работе и собственном творчестве. Сегодня плотно сотрудничаю с санкт-петербургским издательским домом "Пресс-Курьер", московским изданием "Камертон", выступаю главным редактором онлайн-издания "Интаргико". С 2021 года начал через "Ридеро" издавать свои книги.
Роман "Единственно верное решение", вышедший в октябре прошлого года, стал третей книгой. Идея его написания вынашивалась около трех лет, и еще почти год ушел на непосредственное написание. Это многогранное произведение, в основу которого легло множество реальных историй, автобиографических моментов. Главные персонажи проходят путь от атеизма до горячей веры в Бога, от отчаяния, разочарования в людях, до создания крепкой, венчаной семьи. Работая над произведением, я все время молился Богу, прося, чтобы он меня направлял. Думаю, поэтому книга и получила столь высокую оценку и со стороны читателей, и со стороны критиков.
А в начале года я неожиданно получил письмо от сотрудника крупнейшего в России издательства "Эксмо". Письмо гласило о том, что они нашли спонсора и хотят переиздать роман. Первые часы я думал, что это просто чья-то шутка или очередная мошенническая схема. Но оказалось, что все написанное – правда, и сейчас роман готовится к изданию. В начале осени он уже должен появиться на полках крупных книжных магазинов. Я же тем временем дописываю новую повесть – о незрячем писателе и журналисте. Это будет во многом биографическое произведение, которое, даст Бог, также выйдет грядущей осенью.