Фото: Из личного архива Артема Аргунова

О преодолении себя, о жизни, работе и творчестве слепого литератора ЛуганскИнформЦентру рассказывает поэт, прозаик и журналист Артем Аргунов.

ДЕТСКИЕ ГОДЫ

Детство, наверное, мало чем отличалось от детских лет большинства сверстников. Несмотря на слабое зрение, а до 16 лет я хоть и плохо, но все-таки видел, вместе со всеми носился по улице, катался на велосипеде, запускал воздушных змеев, строил шалаши и так далее. Вот только заходить в дом приходилось раньше других, ибо в сумерках я почти ничего не видел.

В школьные годы стало сложнее. Окулист категорически запретила очное обучение. Преподаватели ходили домой, что неизбежно сказывалось и на качестве обучения, и на общении со сверстниками. Согласно нормативам, каждый предмет должен был преподаваться один раз в неделю. Однако некоторые учителя приходили всего пять-семь раз за год. К тому же зрение стремительно падало, и к седьмому классу окулист полностью запретила мне писать и читать. Обучение в старших классах проходило на 100% в устной форме, что привело к переоценке интересов к урокам: если до седьмого класса я очень любил математику, легко решая даже задачки из школьных олимпиад, то алгебра, геометрия, физика вслепую стали малопонятными. Я переключился на гуманитарные предметы, которые при полностью устном и нерегулярном обучении, конечно, также хромали.

В эти годы начали отдаляться и сверстники. У них появлялись свои компании, ребята свободно ездили в другие районы города. Я же гулял преимущественно по своей улице. Свободного времени оказалось слишком много, и его надо было чем-то заполнять. Так появились различные увлечения: рисование, лепка из глины, резьба по дереву, шахматы, нумизматика. Я все время пытался чем-то заинтересовать друзей, чтобы они не спешили убегать в город. Временами удавалось, и даже к нам приходили мальчишки, девчонки с ближайших улиц, чтобы вместе играть в шахматы, строить шалаши, устраивать ристалища. Затем все опять разбегались, и я вновь оставался один – наедине с книгами и мыслями.

НАЧАЛО ТВОРЧЕСТВА

Однажды, помню, когда все ребята в очередной раз разбежались, я решил попробовать "убить время" за сочинительством. Прошел на кухню, залитую светом заходящего солнца, взял большую тетрадь и стал сочинять небольшие стишки про ежиков, зайцев и прочих зверюшек. Читал написанное маленькой сестренке – она задорно смеялась, побуждая меня писать дальше. Мне понравился и сам процесс: сочинять истории, переносить их на бумагу. Следом за стишками пошла и проза. Конечно, такая же наивная, корявая. Но мне ведь тогда было всего 12 лет.

В это же время, следуя настоятельной рекомендации педиатра, я освоил рельефно-точечный шрифт Брайля. Хотя зрение еще позволяло и читать, и писать, но окулист разрешала в день прочитывать не более пяти страниц. А что такое пять страниц, когда ты берешь в руки увлекательный роман, от которого невозможно оторваться? Это как две капли воды для жаждущего: только раздразнить! И каковой же была радость, когда, записавшись в специализированную библиотеку, я смог читать без ограничений!

Но это было лишь первое звено длинной цепочки. С девятого класса я продолжил обучение в специализированной школе при луганском УТОСе (общество слепых), что дало возможность подтянуть знания по всем интересующим меня предметам. Там же записался в шахматный клуб, освоил компьютер. К тому времени я уже полностью не видел.

А вот тяга к литературному творчеству не ослабевала. Напротив, она с каждым годом становилась лишь сильнее. Я все свободное время либо читал, либо писал, наполняя тумбочки целыми стопками исписанной бумаги!

ПЕРВЫЕ ТЕКСТЫ

Фото: Из личного архива Артема Аргунова
Фото: Из личного архива Артема Аргунова
Фото: Из личного архива Артема Аргунова
Фото: Из личного архива Артема Аргунова
Фото: Из личного архива Артема Аргунова
Фото: Из личного архива Артема Аргунова
Фото: Из личного архива Артема Аргунова
Фото: Из личного архива Артема Аргунова
Фото: Из личного архива Артема Аргунова

Сначала это были простенькие, очень корявые стишки, да наивные, приключенческие рассказы. Затем произошло кратковременное увлечение фантастикой, после чего вновь вернулся в реализм. Годам к 20-ти начали появляться автобиографические произведения. Я интуитивно учился наполнять тексты яркими, глубокими чувствами, изображать многогранность характеров своих персонажей, показывать их внутренний мир, духовный путь. По мере собственного укрепления в православной вере, духовная составляющая, если можно так выразиться, становилась прочной основой всего моего творчества. Пришло понимание, что главное – это посыл, ради которого и пишется произведение. Сюжет, яркие описания, многогранные характеры – крайне значимые, но все же вторичные элементы, ибо автор несет огромную ответственность за им написанное, за те впечатления, которые он своим творчеством произведет на читателей, слушателей, к чему их подвигнет.

Разумеется, о моем увлечении литературным творчеством знали и преподаватели, и сверстники. Однажды разговорился с дежурным на проходной УТОСа – с ним мы часто общались, у него я купил и свою первую гитару, - Владимир Степанович тогда сказал: вот, дескать, станешь знаменитым, начнут тебя приглашать на телевидение, и, наверное, даже не вспомнишь о таких маленьких людях, как я. Эти слова мне вспомнились почти 15 лет спустя, когда впервые пригласили на телевидение. Перед сном, мысленно прокручивая прошедший день, подумал: "Вот и побывал в телестудии. Но я же ведь остался прежним!" И, слава Богу, в этом смысле ничего, вроде бы, не изменилось.

ПРОЙДЕННЫЙ ПУТЬ

В течение 10-ти лет я писал преимущественно в стол. Возможно, это время было дано, чтобы укрепиться в любви к самому процессу, чтобы стойко проходить неизбежные для любого автора неудачи. Первые публикации у меня начались в 2005 году, когда подключился к интернету. Появились первые читатели, первые знакомства в литературно-музыкальном мире. Мне уже тогда хотелось целиком связать свою жизнь с литературным творчеством, но понимал, что финансовая отдача невозможна, и значит надо искать работу, делить время между ней и творчеством.

В 2006 году заинтересовался возможностями заработка в интернете. Конечно, полное отсутствие зрения, подкрепленное отсутствием знаний, опыта в этой сфере, ставило много различных преград. Но мне хотелось доказать и себе, и окружающим, что слепота – это не приговор. Как результат, к 2010 году смог создать два довольно успешных инфо-бизнеса, связанных с онлайн-аукционами и нумизматикой. А потом пришло понимание, что "голая коммерция" - это не мой путь, что я хочу созидать. В результате долгих размышлений было создано литературно-музыкальное объединение "Мир творчества" (МТ).

"МИР ТВОРЧЕСТВА"

Об этом проекте можно говорить очень долго. Он многое дал и мне, став на следующие 10 лет фактически образом жизни, и большинству единомышленников, вошедших в команду. Мы организовывали в Луганске до 100 различных мероприятий в год, записывали одноименный аудио-журнал, аудиокниги, авторские программы для шести республиканских FM-радиостанций, выпускали музыкальные сборники, учредили Луганский книжный клуб "BookAer", поэтический фестиваль "Луганская лира", музыкальный фестиваль "Любовное измерение", ездили с творческими гастролями по городам России, включая Москву и Московскую область. Но все имеет свой конец, и "МТ" - не исключение.

БИБЛИОТЕКА ГОРЬКОГО


Лично для меня "МТ" стало очередным звеном цепочки, о которой упоминал выше. Благодаря настойчивости педиатра я своевременно освоил шрифт Брайля и попал в специализированную школу. Там – познакомился с Сергеем Евгеньевичем Ракачевым, преподавателем компьютерной грамотности, и освоил ПК. Благодаря Ракачеву, в 2010 году записался в специализированный отдел библиотеки имени Горького. Нина Яковлевна Локоть, узнав о том, что я пишу, предложила организовать дебютный творческий вечер, пригласив на него и журналистов, и членов Межрегионального союза писателей: Наталию Владимировну Мавроди, Александру Борисовну Фрольченкову, которые мне также во многом помогли при дальнейшем творческом становлении. Библиотека Горького стала стартовой площадкой и для "МТ" - там состоялась презентация объединения в 2013 году. А в 2016 я был принят в Межрегиональный союз писателей. Поэтому, конечно же, я очень благодарен и всем перечисленным людям, и всем, кого не упомянул, но кто помогал и помогает мне на жизненном пути, и, безусловно, всем своим читателям, слушателям, без которых не было бы смысла творить.

О РОМАНЕ

Во многом понимание того, что мое творчество нужно людям, я относительно быстро пережил крах "МТ", сосредоточившись на журналистской работе и собственном творчестве. Сегодня плотно сотрудничаю с санкт-петербургским издательским домом "Пресс-Курьер", московским изданием "Камертон", выступаю главным редактором онлайн-издания "Интаргико". С 2021 года начал через "Ридеро" издавать свои книги. 

Роман "Единственно верное решение", вышедший в октябре прошлого года, стал третей книгой. Идея его написания вынашивалась около трех лет, и еще почти год ушел на непосредственное написание. Это многогранное произведение, в основу которого легло множество реальных историй, автобиографических моментов. Главные персонажи проходят путь от атеизма до горячей веры в Бога, от отчаяния, разочарования в людях, до создания крепкой, венчаной семьи. Работая над произведением, я все время молился Богу, прося, чтобы он меня направлял. Думаю, поэтому книга и получила столь высокую оценку и со стороны читателей, и со стороны критиков.

А в начале года я неожиданно получил письмо от сотрудника крупнейшего в России издательства "Эксмо". Письмо гласило о том, что они нашли спонсора и хотят переиздать роман. Первые часы я думал, что это просто чья-то шутка или очередная мошенническая схема. Но оказалось, что все написанное – правда, и сейчас роман готовится к изданию. В начале осени он уже должен появиться на полках крупных книжных магазинов. Я же тем временем дописываю новую повесть – о незрячем писателе и журналисте. Это будет во многом биографическое произведение, которое, даст Бог, также выйдет грядущей осенью.