Последний месяц осени богат на православные праздники. Среди них есть и крупные, которые ожидаемы верующими особо. А еще начинается один из многодневных постов — Рождественский. Но обо всем по порядку.
Празднование памяти Казанской иконы Богоматери, установленное 4 ноября, связано с изгнанием из Москвы поляков в 1612 году. Уже в наше время эта дата стала еще и светским праздником — Днем народного единства. Того единства, без которого невозможно было бы освободить Русь от интервентов и сохранить ее суверенитет.
Образ Матушки Казанской всегда являлся одним из наиболее почитаемых среди верующих. Согласно преданию, после пожара, произошедшего в 1579 году в христианской части Казани, во сне к одной девятилетней девочке явилась сама Богородица, повелевшая среди пепелища найти икону, указав конкретное место. Вместе с матерью девочка, а звали ее Матрена Онучина, действительно, нашла образ Богородицы именно в там, где и было указано во сне. Слух об этом чуде очень быстро достиг Москвы и, узнав о таком событии, царь Иван Грозный повелел возвести на месте явления иконы храм в ее честь.
С образом Казанской иконы связаны не только дошедшие до наших времен свидетельства о чудесных исцелениях больных и утешениях скорбящих, но и самые важные вехи истории государства — от освобождения столицы в 1612 году до защиты Ленинграда в Великую Отечественную войну. Икона всегда считалась покровительницей русской армии и защитницей восточных рубежей страны. Образ стал всенародной святыней.
В 1904 году оригинал иконы был похищен из Казанского собора на Красной площади в Москве, и затем о его судьбе никаких исторических данных не имеется. По основной версии — похититель вместе с подельниками изрубил образ топором, по другой версии икона якобы хранилась в Ватикане. Правда, в последствии историки и искусствоведы установили, что у Папы Римского находился список с иконы, сделанный в XVIII веке. Именно эта копия была передана 28 августа 2004 года Русской православной церкви. С того момента в России были обретены все иконы, которые, как считается, оберегают страну. С севера государство охраняет Тихвинская икона Божией Матери, с юга — Иверский образ, с запада — Смоленский и Почаевский, с востока — Казанский.
Стоит заметить, что в православном календаре имеется две даты чествования Казанского образа — 21 июля (явление иконы или «летняя Казанская») и 4 ноября (дата избавления от интервентов или «зимняя Казанская»).
Память бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Азийских совершается православной церковью 14 ноября. Даты их рождения и смерти неизвестны. Однако есть сведения о том, что жили они во второй половине III — начале IV вв. Святые бессребреники воспитаны в христианской семье и были удостоены от Бога благодатного дара исцеления болезней. Предание гласит, что коль скоро за лечение брались два святых брата, болезни немедленно проходили. Никаких благ или денег за исцеление чудотворцы не брали, прося лишь об одном — верить в Христа и жить по его учению. Те же, кто не был просвещен Евангелием, получали от святых бессребреников обращение к вере.
26 ноября верующие вспоминают святителя Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского — одного из величайших святителей и богословов церкви. Немногие из служителей сделали для Церкви столь много, как святитель Иоанн. Он был великим богословом, талантливым проповедником, занимался миссионерской и благотворительной деятельностью. Наравне с Василием Великим и Григорием Богословом Иоанн Златоуст является одним из трех Вселенских святителей.
Именно он дал миру одно из главных напутствий, касающихся соблюдения постов: «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи, истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Эти слова придутся как нельзя кстати во время Рождественского поста — одного из четырех многодневных постов церковного года, который начнется 28 ноября. Он продлится в течение сорока дней и станет приготовлением к празднику Рождества, в канун которого — 6 января — завершится. Этот пост еще называется Филипповым, поскольку в его преддверии – 27 ноября — церковь чтит память апостола Филиппа, пост также называется Филипповым.
Согласно канонам, во время поста из рациона нужно исключить мясо, молочные продукты и яйца. В отдельные дни полагается сухоядение (употребление растительной пищи без термической обработки), допускается рыба и вино. В последний день, то есть Рождественский сочельник, пищу вкушать не принято до появления на небе первой звезды, а после ее появления — можно есть так называемое «сочиво», то есть вареные зерна пшеницы в меду или отварной рис с изюмом.
Среди других дат православного календаря особо отметим следующие:
5 ноября — Память апостола Иакова;
6 ноября — Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость»;
8 ноября — Память великомученика Димитрия Солунского;
21 ноября — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных;
24 ноября — Память преподобного исповедника Феодора Студита;
29 ноября — Память апостола и евангелиста Матфея.