О сути и смыслах гражданских протестов, охвативших Украину после стремительной ликвидации Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) и Специальной антикоррупционной прокуратуры (САП), ЛуганскИнформЦентру рассказывает профессор Юридического института Иркутского государственного университета, кандидат юридических наук Максим Тирских.
В ПРЕДДВЕРИИ ПЕРЕГОВОРОВ
В преддверии второго раунда переговоров между делегациями России и Украины произошли резонансные теракты на железной дороге и диверсии против аэродромов стратегической авиации РФ. Перед третьим раундом офис Зеленского предпочел взорвать бомбу у себя. Ею стала фактическая ликвидация процессуальной независимости НАБУ и САП и перепоручение их Генпрокуратуре Украины. После этого страсти стали резко накаляться, а третий раунд переговоров отошел в тень.
ГОСУДАРСТВА В ГОСУДАРСТВЕ
В чем суть НАБУ и САП? В том, что длительное время они оставались государством в государстве, фактически самостоятельно определяя цели репрессий и проводя необходимые действия по расследованию. Но независимость таких органов — это формальность и фикция, так как оставаясь независимыми от органов власти внутри страны, они в тех странах, где создавались, были фактически под контролем зарубежных игроков, собственно продвигавших такую технологию управления.
Антикоррупционные бюро, формально независимые от государственных органов, были созданы в большинстве стран Восточной Европы. Аналогичной схемой на протяжении многих лет оставался и механизм специальных судебных органов в сфере конституционного контроля, в некоторых странах вообще состоящий из судей с иностранными паспортами. Украинские антикоррупционные структуры были под чутким методическим руководством Еврокомиссии и фондов, близких к Демократической партии США. Такой механизм позволяет вмешиваться во внутренние дела государств, угрожая коррупционными расследованиями, часто по фиктивным поводам, тем политикам, которые оказались нежелательными зарубежным игрокам. Это орудия десуверенизации государства, если к Украине вообще можно применять слово «суверенитет».
МОЛНИЕНОСНАЯ ЛИКВИДАЦИЯ
Ликвидация формальной независимости НАБУ и САП в форме молниеносного голосования Верховной Рады Украины и подписания закона Зеленским привела к эффекту политической бомбы. Десятки статей в западных СМИ, внезапно осознавших, что режим Зеленского, мягко говоря, далек от образцов демократии, негативные заявления со стороны Еврокомиссии, глав некоторых стран ЕС, а также отдельных британских и американских политиков стали новой вехой в политике Запада, где критика Зеленского была практически недопустимой.
На фоне произошедшего резко активизировались вероятные кандидаты на должность президента Украины. Интервью бывшего главкома ВСУ, посла Украины в Великобритании Валерия Залужного, материалы про руководителя офиса президента Украины Андрея Ермака, выступления мэра Киева Виталия Кличко — явный сигнал того, что интересанты украинского вопроса присматривают Зеленскому замену и готовы пустить их в дело. Ну и самое главное — начало «протестного» движения, которого не было ни по поводу посягательств на гражданские права, ни по поводу карательной деятельности ТЦК (территориальных центров комплектования, бывшие военкоматы).
ЕДИНЫЕ ЛЕКАЛА
А тут в ряде городов Украины появились прекрасно организованные митинги по единым лекалам — от дизайна «плакатов на картонках» до речевок и лозунгов. Это означает, что протест строго режиссируется по единому сценарию, а участники протеста привлекаются за плату, видимо, со стороны европейских фондов. В результате уже у многих депутатов Рады начался мандраж, пошли заявления об отзыве подписей и подготовка к обращению в Конституционный суд Украины для отмены принятого закона.
ОСВОБОДИТЬСЯ ОТ ОШЕЙНИКА
Зачем это нужно Зеленскому? Чтобы снять один из ошейников, висящий на нем, и освободить от токсичного влияния демократов США. Судя по всему, американский спецпредставитель (президента США Кит) Келлог, прилетавший на днях в Киев, согласовал с Зеленским этот ход как плату за третий раунд переговоров. А вот Еврокомиссия — нет.
КРИТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Что будет дальше? Скорее всего, борьба республиканцев США, с одной стороны, и американских демократов и ЕС, с другой, вокруг НАБУ и САП. У обоих игроков достаточно сил, чтобы принудить Зеленского сдаться — кредиты, поставки оружия и так далее. Но, с точки зрения тактической, большой вероятности восстановления НАБУ и САП под угрозой отказа в финансировании со стороны ЕС. В худшем для Украины случае противостояние может усугубиться и потребовать отвода с фронта некоторых сил, в том числе подразделений националистов. Последствия этого могут оказаться для Киева критическими.
***
НАБУ появилось в апреле 2015 года как независимый орган по борьбе с коррупцией. Оно могло вести дела в отношении госслужащего любого уровня. Другие органы не имели право расследовать дела НАБУ. Специализированная антикоррупционная прокуратура создавалась осенью 2015-го как самостоятельное подразделение Офиса генпрокурора Украины. Обе институции появились по настоянию европейских партнеров Украины, как одно из условий для евроинтеграции страны и ослабления визового режима.
21 июля Служба безопасности Украины (СБУ) объявила о «спецоперации по нейтрализации российского влияния на НАБУ». После чего Верховная Рада в спешном порядке 23 июля приняла закон, а Зеленский подписал документ, который передает НАБУ и САП в ведение Офиса генпрокурора Украины и фактически отменяет их независимость. Митинги на Украине проходят с требованием отменить эти поправки.