Состоявшийся в Китае саммит показал, что у Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) есть основания для поступательного и системного развития. Об этом ЛИЦ заявил профессор Юридического института Иркутского государственного университета, кандидат юридических наук Максим Тирских.
ПРОРЫВНОЙ САММИТ
Саммит ШОС и официальный визит Президента России Владимира Путина в Китай оказались крайне результативными, а в некоторых моментах даже более прорывными, чем предполагалось изначально. Саммит показал, что у этой организации есть основания для поступательного и системного развития, формирования новых международных институтов и укрепления сотрудничества государств. Хотя еще два месяца назад мало что предвещало успех. Саммит БРИКС в Рио-де-Жанейро в июле 2025 года прошел блекло, без судьбоносных решений и с отсутствием на нем очно Путина и председателя КНР Си Цзиньпина, который не хотел встречаться с премьер-министром Индии Нарендрой Моди. Нынешний саммит ШОС оказался для этой организации прорывным.
НОВЫЕ СТРУКТУРЫ
Созданы две новые структуры: Антинаркотический центр ШОС и Универсальный центр по противодействию вызовам и угрозам безопасности государств-членов ШОС, являющийся одновременно и центром координации антитеррористической и антиэкстремистской деятельности и органом по координации борьбы с организованной преступностью.
БАНК РАЗВИТИЯ ШОС
Принято решение о создании банка развития ШОС как финансовой структуры, обеспечивающей предоставление инфраструктурных кредитов государствам-членам ШОС на развитие транспортных систем, реализацию мер по обеспечению безопасности. Попутно прорабатывался вопрос и о создании собственной расчетно-финансовой системы ШОС, работы над которой будут продолжены и далее, в том числе в ноябре 2025 года на министерской встрече ШОС в Москве. Такая система могла бы позволить странам-членам ШОС обеспечивать финансовые операции между собой без угроз вмешательства со стороны третьих государств. Между тем, полагаю, что идея создания системы невольно будет пересекаться с работой БРИКС по созданию альтернативной расчетной структуры. Как эти новеллы будут уживаться друг с другом — не совсем понятно, однако, учитывая длительность создания расчетного механизма БРИКС, есть вероятность, что запустить на уровне ШОС указанный институт будет проще и быстрее, чем в БРИКС.
СИСТЕМА ГЛОБАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И СООБЩЕСТВО ЕДИНОЙ СУДЬБЫ
Еще одним важным шагом, по крайней мере в риторическом плане, стало заявление КНР о работе по созданию Китаем совместно с Россией более справедливой и разумной системы глобального управления. Это заявление прозвучало несколько неожиданно, поскольку страны ШОС всегда заявляли о своей приверженности институтам Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений и приоритета ООН как универсальной международной организации. Этот тезис отражен практически во всех декларациях ШОС, не исключая и принятую на саммите 2025 года.
Скорее всего, Китай предлагает идеи по созданию сообщества единой судьбы, предложенные еще председателем Ху Цзиньтао в 2007. Его основа — сохранение суверенитета государств при одновременном принятии на себя ответственности за реализацию значимых общемировых процессов по охране окружающей среды, борьбе с бедностью и другим вопросам.
В ближайшее время мы больше узнаем о содержании китайских инициатив в рамках международных форумов с участием КНР. Пока понятно только то, что Пекин задумывает собственную концепцию миропорядка, в которой другим странам будет отведена роль партнера по обсуждению и реализации плана.