Фото из личного архива Максима Тирских

О предстоящей встрече президентов России и США, вариантах и возможном развитии событий ЛуганскИнформЦентру рассказывает профессор Юридического института Иркутского государственного университета, кандидат юридических наук Максим Тирских.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОКРУЖЕНИЕ

Встреча Владимира Путина и Дональда Трампа на Аляске, которая должна состояться 15 августа, стала точкой сосредоточения политических интересов государств и предметом пристального внимания со стороны экспертов.

Большая активность лидеров России и США, проведших десятки телефонных звонков и встреч в преддверие этой даты. Тревога, проявленная главами европейских государств, практически каждый день собирающих какие-то встречи в самых невообразимых форматах для попытки определить, как они могут повлиять на готовящуюся встречу. Тысячи газетных статей и материалов на разных информационных площадках. Все это — окружение предстоящей встречи, делающее ее, пожалуй, главным внешнеполитическим событием этого года.

СРОЧНОСТЬ ВЫБОРА

Выбор Аляски для встречи в первую очередь сопряжен с необходимостью обеспечить безопасность лидеров двух стран и рабочую обстановку для самой встречи. Хотя традиционной для крупных международных встреч является проведение их на нейтральной территории, в данном случае необходимость проведения встречи как можно быстрее перевешивает международные обычаи.

БЕЗУСЛОВНОЕ «НЕТ»

Стоит ли от этой встречи ждать прорывов по обозначенной центральной теме переговоров — конфликта на территории Украины? Безусловно, нет. Эта встреча в формате «Путин — Трамп» не может привести к немедленному завершению конфликта и даже прекращению огня. Об этом с американской стороны говорил и сам Дональд Трамп, и вице-президент США Венс. Сдержано в ожиданиях высшее руководство России. При этом сама встреча является необходимой, даже принимая в расчет ее кажущуюся «безрезультативность». Она должна придать переговорному процессу по Украине динамику, способную в потенциале привести к миру.

КИЕВСКАЯ НЕГОТОВНОСТЬ

После третьего раунда переговоров между Россией и Украиной в Стамбуле, прошедшего совсем недавно, стало очевидно, что Киев не готов следовать конструктивному треку мирного урегулирования. На основе меморандумов двух стран так и не выработаны единые принципы будущего мирного процесса. Договоренность о необходимости создания трех постоянных переговорных групп утонула в нежелании украинской стороны определять персональный состав этих групп. Да и самый простой вопрос из всех обсуждаемых в Стамбуле — продолжение обмена военнопленными забуксовал. Украина не желает согласовывать список обмениваемых лиц, не признает около тысячи своих пленных.

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ

Максимум, что можно ожидать от встречи в части мирного процесса по продолжающемуся российско-украинскому конфликту — это выработка общих принципов урегулирования. Если Украина не может согласовать единый с Россией меморандум о намерениях мирного урегулирования, то это попытается сделать в переговорах с Россией США, за которыми должна быть еще долгая дорога по выработке конкретных процедур реализации согласованных принципов.

ВОЗОБНОВИТЬ ПЕРЕГОВОРЫ

Вторым результатом по этому направлению может стать придание ускорения российско-украинским переговорам, в частности, согласование четвертого раунда переговоров в Стамбуле, возобновление обменов пленными и запуск работы трех постоянных комиссий. У США должно хватить влияния на Киев заставить условные украинские власти возобновить переговорный процесс.

ДРУГИЕ ВОПРОСЫ

При этом, хотя основной темой переговоров представляется вопрос российско-украинского конфликта, очевидно, что на встрече Путина и Трампа будут подняты и другие вопросы.

Сейчас видятся три темы, которые могут быть обсуждены параллельно. На мой взгляд, главное, это разговор о текущем состоянии международных политических и экономических отношений. Агрессивная санкционная и тарифная политика Трампа разрушает стабильность мировых процессов. Смешение политических и экономических требований, приправляемых введением высоких пошлин на товары из третьих стран ставит под вопрос возможность планирования внешнеторговой деятельности и стабильность бюджетной системы, зависимой от показателей торговли многих государств. В таком случае было бы логично, что о время переговоров на Аляске Путин поднял вопрос стабилизации системы международной торговли, отказа от спонтанной тарифной политики и необходимости комплексных переговоров меду США и странами таких международных объединений, как БРИКС+ и ШОС.

Возможно, именно результаты переговоров с Трампом будут частью программы визита Путина в Индию и Китай в конце августа, а также его участия в саммите ШОС в КНР. В лучшем случае мир удастся удержать в шаге от глобальной экономической войны, которая может начаться уже этой осенью и будет чревата новым мировым экономическим кризисом.

ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ

Еще одной практически гарантированной темой переговоров должна стать проблема ядерных вооружений. В феврале 2026 года истекает срок действия договора СНВ-3, ограничивающего число ядерных боеголовок и стратегических средств их доставки у России и США. От заключения нового договора зависит, начнется или нет новая гонка ядерных вооружений. Наличие у России в арсенале гиперзвуковых ракет, системы средней дальности «Орешник» и возможно системы «Буревестник», которая может быть испытана буквально на днях, демонстрирует важность для США нового договора о стратегических наступательных вооружениях.

ПОСЛЕДНЯЯ ТЕМА

Наконец, последняя тема, которая так же, скорее всего, будет поднята на переговорах — это возобновление консультаций России и США по всему многообразию взаимных проблемам — восстановлению работы дипломатических представительств, возврату арестованной дипломатической собственности, восстановлению авиасообщения и ряда других проблем.

В любом случае, чем бы ни закончилась встреча Путина и Трампа на Аляске, она уже стала самым ожидаемым и вызывающим интерес событием в сфере международных отношений в этом году и имеет все шансы в будущем войти в учебники истории. При условии, конечно, воли лидеров в решении важнейших международных проблем.