Фото из личного архива Максима Тирских

О смыслах и значении участия северокорейских военных в операции по освобождению Курской области ЛуганскИнформЦентру рассказывает профессор Юридического института Иркутского государственного университета, кандидат юридических наук Максим Тирских.

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКТ

Во время доклада начальника Генштаба ВС РФ Валерия Герасимова Президенту Владимиру Путину об освобождении последнего удерживаемого ВСУ населенного пункта — села Горналь в Курской области — впервые официально прозвучала информация об участии северокорейских военных в операции по освобождения Курской области. Об участии северокорейских военных в боевых действиях, сообщалось и ранее. Но сейчас эта информация перешла из состояния сомнительных сообщений (которые военное руководство Росси, как правило, не комментировало) в юридический факт, официально признаваемый Россией и фактически объявленный для всего мирового сообщества.

ДОГОВОР О СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПАРТНЕРСТВЕ

Юридические основания участия северокорейских военных в операции в Курской области очевидны. Это статья четвертая Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Россией и КНДР, который вступил в силу 5 декабря 2024 года. Согласно этой статье, в случае, если одна из сторон подвергнется вооруженному нападению со стороны какого-либо государства или нескольких государств и окажется таким образом в состоянии войны, то другая сторона незамедлительно окажет военную и иную помощь всеми имеющимися в ее распоряжении средствами в соответствии со статьей 51 Устава ООН.

Вторжение украинских войск на территорию Курской области, очевидно, является примером вооруженного нападения, являющегося основанием для направления военной помощи. Этот пункт договора вряд ли вызовет какое-то возражение у мирового сообщества хотя бы потому, что статья 51 Устава ООН прямо указывает на возможность применения мер как самообороны, так и коллективной обороны нескольких стран в случае вторжения на территорию государства иностранных войск.

ОФИЦИАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ

Другой вопрос в том, зачем участие в освобождении Курской области военнослужащих из КНДР официально признали именно сейчас.

Во-первых, это дань памяти, дань подвигу. Что очевидно с точки зрения человеческой благодарности. Упоминание о военнослужащих КНДР стоит в одном ряду с констатацией факта героизма отдельных подразделений российской армии, удостоенных за эту операцию почетного названия гвардейская, или почетного наименования «Курская» — 155-я отдельная гвардейская Курская орденов Жукова и Суворова бригада морской пехоты, например. В этом смысле упоминание военных из КНДР — признание их вклада в освобождение курской земли от украинских войск.

ГРАЖДАНЕ МИРА

Во-вторых, Министерство обороны Росси не скрывает факт того, что в освобождении российской территории от ВСУ принимают участие граждане многих стран мира. Как правило, в качестве добровольцев в составе российских частей и подразделений. В этом плане силы КНДР стоят несколько особняком, так как воюют в рамках своих собственных подразделений, однако отмечать одних иностранцев и не отмечать других было бы не порядочно.

ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР

В-третьих, и это, скорее всего, является важнейшим фактором в заявлении начальника Генштаба, пришло время заявить всему миру, что подписанный договор о сотрудничестве с КНДР действует и выполняется в точности. Это реально обязывающие правила, которые высокие стороны намерены соблюдать.

ПРИНЦИП ВЗАИМНОСТИ

В международном праве существует принцип взаимности. Он гласит, что общепринято в отношениях между государствами придерживаться линии поведения, аналогичной поведению партнера по взаимодействию. Российская Федерация всегда уважала и соблюдала этот принцип. Равно как и принцип добросовестного выполнения международных обязательств, зафиксированный в Уставе ООН. А это означает, что если КНДР направила своих военных в помощь России, то и в случае нападения на КНДР Россия будет обязана направить свои силы в согласованном сторонами объеме для защиты КНДР.

ЯДЕРНАЯ ДОКТРИНА

При этом стоит отметить, согласно ядерной доктрине России, «агрессия любого государства из состава военной коалиции (блока, союза) против РФ и (или) ее союзников рассматривается как агрессия этой коалиции (блока, союза) в целом, а агрессия против РФ и (или) ее союзников со стороны любого неядерного государства с участием или при поддержке ядерного государства рассматривается как их совместное нападение» и может являться основанием для применения ядерного оружия. Это означает, что если на КНДР или Беларусь, нападет любое государство, поддерживаемое ядерной державой, то Россия будет вправе применить ядерное оружие.

ОСТУДИТЬ ГОРЯЧИЕ ГОЛОВЫ

Это принципиально важно в контексте того, что вместо торговой войны между США может усилить военное давление на КНР. Одной из форм такого давления может быть свержение дружественного Пекину руководства соседних государств, одним из которых без сомнения является нынешнее руководство КНДР.

В таком случае слова начальника Герасимова — это еще предупреждение о том, что нападение на КНДР в рамках любых стратегических планах иных государств может привести к ядерной эскалации. Этот сигнал должен в некотором роде остудить «горячие головы», в первую очередь, в США, часть руководства которых стремится решить проблему отношений с Китаем «с позиций силы».

***

Представитель МИД РФ Мария Захарова ранее подтвердила, что военнослужащие из Северной Кореи участвовали в операции по освобождению Курской области в рамках четвертой статьи Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Россией и КНДР.

Северокорейское правительственное агентство ЦТАК также сообщило об отправке войск в Россию. «Товарищ Ким Чен Ын на основании анализа и оценки сложившейся обстановки пришел к выводу, что она подпадает под действие статьи 4 Договора о всестороннем стратегическом партнерстве между КНДР и РФ, и принял решение о направлении наших Вооруженных Сил для участия в боевых действиях, уведомив об этом российскую сторону», — говорится в заявлении.