О духовно-исторических и сакральных значениях отмечаемого сегодня Дня народного единства ЛуганскИнформЦентру рассказывает исполняющий обязанности руководителя миссионерского отдела Луганской епархии, клирик луганского подворья в честь Всех Святых Вознесенского мужского монастыря протоиерей Димитрий Кузнецов.
ДУХОВНЫЕ УРОКИ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ
День народного единства празднуется в сочетании с чествованием Казанской иконы Божьей Матери. Этим дата уникальна для России, поскольку объединяет в себе историко-политическую и духовно-религиозную составляющие. Мы вспоминаем не только преодоление государственного кризиса начала XVII века, но и вершины русского духа. Говоря об этом празднике, важно извлекать духовные уроки, которые помогли бы нам объединяться и противостоять современным вызовам. Для этого нужно понять, что разъединяло народ тогда и что стало силой для его объединения.
ЧТО РАЗЪЕДИНЯЛО НАРОД
Корень всех кризисов всегда лежит в греховном состоянии, в тяжелейшей болезни души человеческой. Основу для Смутного времени заложили последние годы правления Ивана Грозного и его сына Федора Иоанновича, вместо которого фактически управлял страной Борис Годунов. Со смертью Федора Иоанновича, последнего царя из династии Рюриковичей, начался политический кризис: прекратилась династия, законная власть.
Надо сказать, что в Библии как Книге книг можно найти ответы на многие вопросы как личной духовной, так и в целом государственной жизни. Вспомним, как через израильский народ Бог открывает нам причины появления царской власти у тех, кто до этого управлялся Самим Богом! Царская власть появляется как последствие недоверия Богу, результат стремления быть похожими на других вопреки своей идентичности: «поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов.» (1Цар. 8:5)
И Господь дал им царя, но напомнил, что правитель, будучи страстным человеком, будет погружать народ в испытания. Это, с одной стороны, напоминание о том, что любой властитель тоже человек и может впадать в грехи, но ответственность за его проступки несет весь народ, а с другой — указание на важность сохранения собственной идентичности, культурного кода, духовной основы.
Природный катаклизм, трехлетний голод, сопровождавший кризис власти того времени, также благодаря библейской истории можно рассматривать, как следствие греховности человеческой. Когда Адам и Ева были изгоняемы из Рая за свою нераскаянность, Господь сказал Адаму: «проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; […] доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.» (Быт. 3:17–19). То есть, человек неразрывно связан с землей, из которой он сотворен, а потому и вся природа несет на себе отпечаток его духовного состояния.
Все это самым катастрофическим образом отразилось на общественной жизни русского народа, погрузив его в социальный кризис. Этим не замедлили воспользоваться соседние государства, развернув против Руси иностранную интервенцию. И вновь, благодаря Библии, нам открывается, что военные интервенции — это последствия богоотступничества, или, если хотите, признак богооставленности народа. Таким образом, погруженное в греховную немощь российское государство оказалось тогда на грани исчезновения.
ЧТО ПОСЛУЖИЛО КЛЮЧЕВЫМ ИМПУЛЬСОМ К ОБЪЕДИНЕНИЮ?
Переломным моментом, заставившим народ возродить свое самосознание, стало поругание веры православной. Когда поляки вместе с Лжедмитрием вошли в Москву, они демонстративно пренебрегали святынями, не снимали головные уборы в церквях, входили с оружием и громко разговаривали в храмах, нарушая богослужения, грабили царскую казну… Их лицемерное отношение к православию, когда они лишь видимо меняли веру, чтобы управлять русской землей, было настолько явным и пренебрежительным, что русский человек не выдержал. Именно отношение к святыням стало главным мотивом к оздоровлению сознания. Русский народ вдруг увидел себя через призму Псалтири: «Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились.» (Пс. 11:9).
И тогда русский дух стал являть великие примеры подвигов. Личный подвиг явил патриарх Ермоген, 80-летний старец. Из заточения он рассылал грамоты, призывая к противостоянию, и отказался предать анафеме лидеров ополчения, напротив, предав ей самих интервентов. Его молитвенное стояние и патриотизм укрепляло дух людей.
Народный подвиг проявился в героической обороне Троице-Сергиевой лавры, которая пятнадцать месяцев противостояла превосходящему польскому войску, не пустив его в духовное сердце Руси. Другой пример — оборона Смоленска, длившаяся 627 дней и сковавшая огромные силы врага. Первое ополчение, пусть и потерпев поражение, дало важнейший импульс к объединению и вере в победу.
Особую роль сыграло благословение на подвиг. Преподобный Иринарх Затворник, носивший 80-килограммовые вериги, благословил Минина и Пожарского на свержение оккупантов. Он же пророчески предсказал гибель польскому военачальнику Яну Сапеге, который не внял его словам.
ВЕРШИНА ПОДВИГА И ДУХОВНОЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ
Вершиной образцов самозабвенного служения Отечеству этого периода стали Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. Промыслом Божьим оба еще в детстве были крещены в честь одного и того же святого бессребреника Косьмы Асийского. Минин, честный посадский человек, стал вдохновителем и организатором освободительного движения. Пожарский, опытный воевода из рода Рюриковичей, раненый в первых боях, возглавил военную силу.
Важнейшим событием стала стоянка в Ярославле, куда стекались ратники из разных земель, включая казанское ополчение, принесшее список Казанской иконы Божией Матери. Но прежде чем выступить на Москву, ополчение совершило ключевое действие — начало поход с пятидневного строгого поста и усердной молитвы перед образом Богородицы. Это было желание духовно преобразиться. Пост и молитва, приводящие к покаянию, самый короткий путь к примирению с Богом. Покаяние есть изменение сознания. Нет греха, от которого Господь не мог бы очистить человека, кроме одного — греха нераскаянного.
Именно духовное преображение русского человека принесло победу. После взятия Китай-города и капитуляции польского гарнизона Казанский образ Пресвятой Богородицы был торжественно внесен в Кремль как знамя победы. Народ, стоявший на грани гибели, преобразился, объединился и создал новое государство.
УРОК ДЛЯ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ
Сегодня Луганщина, как передовая линия нового противостояния, проходит тяжелейшие испытания. И в этот период прославляется новый образ — Луганская икона Божьей Матери. Царица Небесная вновь и вновь являет себя нам через дивные иконописные образы, чтобы помочь духовно укрепиться каждому из нас. Она призывает к преображению — к изменению сознания, к покаянию, к расставанию с грехом.
Вот главный урок Смутного времени. Чем раньше мы, русские люди, осознаем это и встанем на путь своего духовного совершенствования, тем скорее наступит наше истинное объединение, и мы придем к общей Победе. Ибо русский — значит православный.
***
День народного единства ежегодно отмечается в России 4 ноября. Праздник учрежден в честь событий 1612 года, когда народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. День народного единства символизирует гражданскую сплоченность, историческую преемственность и единство многонационального народа.
                                            
