Фото: Луганский Информационный Центр

Лошади издревле были надежными помощниками человека как в быту, так и на войне. Перевозка людей, доставка грузов и помощь в хозяйстве — традиционные занятия для этих животных. Однако они могут выступать и в роли докторов, помогая не только излечить физические недуги, но и справиться с психологическими проблемами.

Корреспондент ЛИЦ отправился в конный клуб «Декурион» в Хрящеватом, познакомился с его четвероногими обитателями и выяснил, как иппотерапия применяется в ЛНР, какой должна быть лошадь для реабилитации, какую подготовку проходят животные-«спортсмены» и почему «конь в пальто» — не фигура речи, а реальность.

РУБЕЖАНСКИЕ ЛЕКАРИ

Сотрудник «Декуриона», иппотерапевт Юлия Бусенкова работает в клубе с 2022 года. Вместе со своими питомцами Искандером и Донной она переехала в Хрящеватое из Рубежного.

«Сама я — переселенка из Рубежного, в 2022 году выводила из-под обстрела двух своих лошадок — Искандера и Донну. Благодаря руководству клуба я и мои лошади обрели второй дом. И с того времени мы живем мирно и спокойно», — рассказывает она.

Уже через год после переезда сотрудник клуба прошла в Москве специальное обучение и стала иппотерапевтом.

«Помогаю особенным деткам и нашим мальчикам-защитникам. Иппотерапия сейчас очень востребована — благодаря ей мы лечим и физическое, и ментальное здоровье. На благотворительной основе к нам приезжают заниматься особенные ребята из Луганского центра „Возрождение“ и очень много наших защитников», — отмечает Бусенкова.

Фото: Луганский Информационный Центр

ОБМЕН ЭНЕРГИЕЙ

Реабилитация приносит ощутимый эффект в любом возрасте. Об этом говорят и результаты, которых удалось достичь некоторым посетителям «Декуриона».

«Есть у нас и свои яркие примеры. Так, ребенок с ДЦП не мог ходить, с 2015 года начал заниматься иппотерапией. В данный момент малышка передвигается с помощью вспомогательных предметов и уже делает самостоятельные попытки ходить», — рассказывает иппотерапевт.

А участникам боевых действий, на долю которых выпали серьезные испытания, четвероногие реабилитологи помогают справляться с последствиями стрессов.

«Очень хорошо иппотерапия помогает на ментальном уровне, это как раз примеры наших защитников. Многие из них приезжают с „поломанной“ душой, приходят после сильнейших стрессов. А когда человек находится рядом с лошадью, происходит энергообмен и лошади помогают человеку восстанавливать ментальное здоровье», — поясняет сотрудник клуба.

СМОЖЕТ НЕ КАЖДЫЙ

В клубе находятся 14 лошадей, у каждой из них — своя специализация. Небольшие занимаются с детьми, а крупные и выносливые помогают защитникам Родины.

«Подобрать лошадь — это определенная наука, здесь есть свои критерии отбора, и не каждое животное может стать иппотерапевтическим. Нужно учитывать моменты и по биомеханике, и по темпераменту, и по породам. Для малышей мы подбираем лошадей невысокого роста, это более удобно деткам. Под каждое заболевание подбирается определенная лошадь, отбирается по ширине спины и грудной клетки. А для мужчин-защитников лошадка должна быть покрупнее, потому что ребята все у нас довольно-таки статные», — подчеркивает иппотерапевт.

Специалистами в общении с детьми выступают ее рубежанские подопечные Искандер и Донна, которые и сами в свое время столкнулись с нелегкими испытаниями.

Донна — любимица детей, страдающих ДЦП. Ласковая и добрая лошадка не отличается мощным телосложением, зато всегда готова дарить любовь и поддержку малышам.

«За счет своего маленького роста она очень удобна. Среднее телосложение — малышам комфортно. В свое время Донна находилась у цыган, видела многое нехорошего. Приехала перепуганная, задумчивая. Она оттаяла, когда поняла, что не все люди злые. Особенным малышам она разрешает делать все», — отмечает хозяйка лошади.

Искандер специализируется на работе с детьми, страдающими аутическими расстройствами. Вместе с хозяйкой он демонстрирует любимый трюк — здоровается и кланяется.

«Обычный деревенский парень, намешано кровей. У него есть особенность — очень хорошо работает с детками с аутическими расстройствами. Такие дети по-своему реагируют на окружающий мир, очень часто при виде лошади пугаются. Но к Искандеру подходят все. Например, к нам приходил полуторагодовалый малыш, испугался всех лошадок, потому что они большие, а к Искандеру подошел спокойно», — рассказывает Бусенкова.

Фото: Луганский Информационный Центр
Фото: Луганский Информационный Центр
Фото: Луганский Информационный Центр
Фото: Луганский Информационный Центр
Фото: Луганский Информационный Центр
Фото: Луганский Информационный Центр
Фото: Луганский Информационный Центр
Фото: Луганский Информационный Центр

ЛОШАДИ С ХАРАКТЕРОМ

Защитникам в реабилитации помогают лошади с «мощными» именами — Энергия, Богучар, Лава.

Как поясняет иппотерапевт, у каждого животного свой темперамент, и для реабилитации лучше всего подходят сангвиники. Как раз такой характер у Энергии.

«Для иппотерапии желательно подбирать лошадей с темпераментом сангвиников. Она знает, в какой момент надо быть активной, проявлять эмоции, а когда надо вести себя сдержанно и уравновешенно. Энергия умеет это делать лучше всех», — рассказывает специалист.

СЧАСТЛИВАЯ СЛУЧАЙНОСТЬ

В «Декурионе» развивается не только иппотерапия, но и спортивное направление. Янина Гуславская занимается конным спортом с детства, и, оказавшись в клубе, стала тренером.

«Спортом я начала заниматься с детства, это любовь всей моей жизни. В клуб попала случайно — был спортивный перерыв в четыре года, и я все мечтала вернуться, но в детскую школу пойти не могла в силу возраста. Мои друзья сделали мне подарок — сертификат на занятие по верховой езде. Я приехала, а потом начала помогать как волонтер. И два года назад, при помощи и поддержке директоров, сама стала тренером», — вспоминает сотрудник клуба.

По ее словам, конный спорт популярен у детей и молодежи ЛНР вне зависимости от целей.

«Занятия у деток востребованы, многие ребята стремятся именно к спорту. Цели у всех разные — кто-то хочет именно достижений, но есть и ребята, для которых лошадь — верный друг и помощник, это хобби, отдушина», — поясняет тренер.

У спортсменов из ЛНР уже есть первые результаты на соревнованиях за пределами Республики.

«Мы выезжали в Нижний Новгород с двумя воспитанниками. Оттуда привезли первое и третье места (а лучше — „золото“ и „бронзу“). Ездили и в Москву, в конноспортивный клуб „Максима“. Там ездили, к сожалению, не на своих лошадках — не получилось их транспортировать. Оттуда привезли два четвертых и пятое места», — отмечает тренер.

КОННАЯ ПЕНСИЯ

Тренер рассказывает, что спортивную карьеру лошади начинают с четырех–пяти лет, а на заслуженный отдых уходят в 17–18.

«Если говорить о серьезной спортивной карьере, которая подразумевает высоты от 120 до 160 см, это в среднем лет до 17-18. Есть, конечно, уникальные лошади, которые готовы и „на пенсии“ двигаться дальше. Но в среднем в этом возрасте лошади заканчивают карьеру и несут менее серьезные нагрузки. Они продолжают прыгать, но высоту мы снижаем и подбираем тренинг для нормального самочувствия», — поясняет она.

А вот у спортсменов-людей многое зависит от умения бороться со страхами.

«Детки есть разные: кто-то готов с корабля на бал ехать, ничего не боится. Есть и те, кому нужно привыкнуть к лошади, к движению. Например, у меня есть спортсменка, которой восемь лет, мы с ней уже свободно едем галопом и начинаем подготовительную работу к преодолению препятствий. А есть ребята достаточно взрослые, которые пока осторожничают. В среднем самый благоприятный возраст для начала занятий — 11–12 лет», — рассказывает тренер.

Фото: Луганский Информационный Центр

БУДЕННЫЙ И ПАЛЬТО

Известное устоявшееся выражение о лошадях — совсем не поговорка, а действительность, ведь животные тоже чувствуют зимние холода.

«Есть поговорка — „Конь в пальто“. Это реальность — так лошади спасаются от суровых холодных зим. У каждой лошадки есть персональная попона — то самое пальто. Они у нас все в „пальто“ стоят — укутанные и не мерзнут», — отмечает Янина Гуславская.

Одна из таких ее воспитанниц — Эстер, наполовину буденновской породы.

«Буденный специально выводил лошадей для ведения Гражданской войны. Есть легенда, что лошадь буденновской породы будет нести своего всадника даже смертельно раненая, до последней капли крови. Зерно истины в этом есть: она очень выносливая. В большинстве случаев готова работать, когда всадник уже устал», — рассказывает тренер.

Компанию Эстер составляют «коллеги» по спортивному направлению.

«Вектор — спортивная лошадка ольденбургской породы с сильным характером, любит вредничать и баловаться. Парень очень активный, мы учимся быть спокойнее. Пока у нас на счету только одна победа — третье место. Но мы не отчаиваемся, все впереди», — смеется сотрудник клуба.

Джентльмен Абадан, которого в «Декурионе» ласково зовут Бодя, — настоящий дамский угодник. А вот к незнакомым людям относится с осторожностью.

«С новыми людьми он осторожничает и переживает. Но стоит на него сесть ребенку — будет носить как хрустальную вазу», — подчеркивает тренер.

ВМЕСТЕ — К НОВЫМ ВЫСОТАМ

В ближайших планах у спортсменов и их четвероногих друзей — начало весеннего стартового сезона.

«Съездим в конный клуб в Луганске, попытаем силы там. Есть ребята, которые будут дебютировать, оттачивать навыки. Надеемся, что в 2026 году сможем поехать и дальше, все будет зависеть от старта, насколько все удастся. Сейчас у меня в работе пять лошадей. Они все спортивного направления, мы с ними преодолеваем препятствия. Кто-то уже опытный, с некоторыми только начинаем путь. Точно так же, как и со спортсменами — тренируемся, оттачиваем навыки и в паре достигаем высот», — говорит Гуславская.