Фото: ЛИЦ/Анастасия Стеценко

Дети попадают сюда по разным причинам — из-за конфликтов в семье, зависимостей, болезни или смерти родителей. Отличаются и сроки пребывания в центре, и дальнейшая судьба воспитанников — кто-то возвращается к родной семье, кого-то усыновляют или берут под опеку, а кого-то ожидают детский дом или интернат. За всех детей здесь переживают, как за родных, радуются счастливым поворотам их судьбы. Неравнодушие и искренность — главный лейтмотив непростой работы в этих стенах.

Корреспондент ЛИЦ побывал в отделении по работе с несовершеннолетними Семейного центра Луганска и пообщался с персоналом и воспитанниками учреждения.

РАЗНЫЕ СИТУАЦИИ

«Целью деятельности нашего отделения является профилактика безнадзорности и беспризорности, обеспечение временного проживания несовершеннолетних в возрасте от трех до 18 лет, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях или оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот», — рассказывает заведующий отделением по работе с несовершеннолетними Семейного центра Луганска Ирина Колягина.

В учреждении находятся не только луганчане, сюда принимают детей из Лутугинского округа и с освобожденных территорий.

«По состоянию на сегодня у нас 27 воспитанников, но численность детей ежедневно может меняться. Некоторых деток мы возвращаем или устраиваем в семьи, передаем под опеку или в другие образовательные учреждения, дома-интернаты, детские дома. Мы принимаем детей круглосуточно», — отмечает завотделением.

Фото: ЛИЦ/Анастасия Стеценко
Фото: ЛИЦ/Анастасия Стеценко
Фото: ЛИЦ/Анастасия Стеценко
Фото: ЛИЦ/Анастасия Стеценко
Фото: ЛИЦ/Анастасия Стеценко
Фото: ЛИЦ/Анастасия Стеценко

По ее словам, чаще всего дети оказываются в луганском Семейном центре по причине алкогольной или наркотической зависимости родителей или склонности к бродяжничеству. Однако бывают и жизненные ситуации, которые вынуждают родителей отдать ребенка.

«Есть такие жизненные ситуации, когда это необходимо. Например, если мама одна воспитывает ребенка и ей необходимо длительное лечение, ребенок может находиться у нас на полном гособеспечении. Или, допустим, родитель уехал в командировку или на заработки. Есть и семьи военнослужащих, где возникает необходимость поместить детей к нам», — поясняет руководитель отделения.

По данным статистики, за последние полгода к родителям удалось вернуться 11 детям.

«За период с января по 1 июля 2024 года в семьи биологических родителей возвращено 11 воспитанников, в семьи опекунов-попечителей — двое деток, устроены под опеку и попечительство шесть детей, усыновлен один ребенок. В образовательные, интернатные учреждения и детский дом попали 18 детей», — рассказывает Колягина.

ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ

Во время нахождения в центре дети обеспечены всем необходимым, они посещают занятия в школе, проходят медицинское обследование и дополнительно занимаются с репетиторами в режиме онлайн.

«У нас заключен контракт с территориально удобно расположенной школой № 33. Налажена транспортировка детей, у нас на балансе стоит автомобиль, который доставляет их в школу и обратно. Также у нас заключен контракт со 2-й детской больницей, которая нас обслуживает — мы возим детей в больницу, привозим специалистов к нам, сдаем необходимые анализы, проводим обследования», — отмечает завотделением.

Фото: ЛИЦ/Анастасия Стеценко
Фото: ЛИЦ/Анастасия Стеценко
Фото: ЛИЦ/Анастасия Стеценко
Фото: ЛИЦ/Анастасия Стеценко
Фото: ЛИЦ/Анастасия Стеценко
Фото: ЛИЦ/Анастасия Стеценко
Фото: ЛИЦ/Анастасия Стеценко

Дополнительную помощь маленьким жителям ЛНР оказывают педагоги и волонтеры со всей страны.

«В этом году у нас появился проект „Репетиторы — детям Донбасса“ по образовательной помощи, организованный женами российских дипломатов. В его рамках репетиторством занимаются более 80 преподавателей со всей страны. Происходит онлайн-репетиторство с преподавателями и волонтерами-студентами вузов. Они бесплатно занимаются по этой программе с нашими детьми», — поясняет Колягин.

Досуг воспитанников тоже организован всесторонне — дети посещают учреждения культуры, кинотеатры, зоопарк. Проводятся и профориентационные мероприятия.

«Социокультурная программа для наших детей организована масштабно: мы сотрудничаем со всеми учреждениями культуры — посещаем театры, филармонию, музеи, цирк, выставки… Наших детей всегда и везде рады видеть. По трудовой ориентации — у нас заключен контракт с центром занятости, проводятся экскурсионные выезды по предприятиям. То есть детям проводят экскурсии в рамках профориентационной работы», — уточняет заведующая отделением.

НЕ РАБОТА, А ПРИЗВАНИЕ

Скрасить ожидание, отведенное на исправление родителей, или пережить трагические события ребятам помогает персонал отделения. Работники луганского Семейного центра переживают все тяготы вместе со своими воспитанниками: радуются, если ребенку удается вернуться в семью, огорчаются и переживают, если не все получилось так, как хотелось бы. Весь персонал придерживается единого мнения — это не работа, а призвание.

В отделении работают 32 сотрудника: социальные педагоги, логопед, психолог, педагог-организатор и музыкальный руководитель, медицинские работники, помощники воспитателей, дежурные по режиму, работники кухни, машинист по стирке и ремонту одежды, кастелянша, уборщики территории и помещений.

КТО, ЕСЛИ НЕ МЫ?

Социальный педагог Юлия Орлова трудится в учреждении почти девять лет — с 2016 года.

«У меня педагогическое образование, поэтому и пришла сюда. Работа непростая, но кто, кроме нас, кто, если не мы? Вот так и осталась. Получается, это мое призвание: если бы не нравилось, не приносило удовольствия — я бы не осталась. Сейчас работаю с самыми маленькими, до этого со средней группой — 7–10 лет. Теперь занимаюсь с малышами», — рассказывает она.

Каждый день у юных воспитанников учреждения проходит по режиму, но всегда насыщенно. Есть место и творчеству, и спорту, и развлечениям.

«Мы много путешествуем, у нас много социальных партнеров — музеи, галереи, детские комнаты. Взрослые дети сейчас посещают спортивный клуб, ездим туда на занятия, а малышей возим в развлекательные комнаты. Ребятам нравится творчество, проводим занятия — рисуем, лепим из пластилина, осваиваем разные развивающие техники. У нас есть развивающая программа „Всезнайка“, но летом мы ее не проводим, сейчас у нас каникулы. Много занятий и по окружающему миру — с помощью компьютеров и телевизоров рассказываем и показываем детям, как устроена наша планета», — отмечает педагог.

Фото: ЛИЦ/Анастасия Стеценко
Фото: ЛИЦ/Анастасия Стеценко
Фото: ЛИЦ/Анастасия Стеценко
Фото: ЛИЦ/Анастасия Стеценко
Фото: ЛИЦ/Анастасия Стеценко
Фото: ЛИЦ/Анастасия Стеценко

Каждый сотрудник старается найти индивидуальный подход ко всем детям, учесть особенности характера и психологическое состояние каждого.

«У каждого ребенка свой характер. Есть спокойные, эмоционально устойчивые дети, есть и с нарушениями, эмоциональными или интеллектуальными расстройствами. Ничего — общаемся, находим общий язык и подход к каждому. Но равнодушия в любом случае нет — иначе бы я здесь не работала. Мне кажется, что эту профессию так просто не выбирают. Если это не твое — рано или поздно бросишь. А мы не бросаем — идем и радуемся с ними, и переживаем, и огорчаемся. Они у нас как дома, и мы с ними живем как дома», — подчеркивает Орлова.

По ее словам, расставание с подопечными тоже происходит по-разному.

«У нас есть книга отзывов, и взрослые дети, которые умеют писать, пишут благодарности. А малыши просто обнимаются, могут нарисовать и подарить картину или даже всплакнуть. Некоторые дети вообще отказываются ехать домой, возвращаются к нам. Историй очень много, они все разные», — резюмирует педагог.

БОЛЬШИЕ ТРАГЕДИИ МАЛЕНЬКИХ ЛЮДЕЙ

Восьмилетняя Юля попала в учреждение во второй раз. Девочке нравится делать поделки своими руками и заниматься спортом.

«Мама у меня есть, но домой не хочется. А здесь мне нравится, я тут уже второй раз. Люблю лепить из пластилина и ходить в школу, любимый предмет — труд. Нравится и заниматься спортом, делать зарядку», — рассказывает девочка.

Мама 16-летней Саши скончалась из-за тяжелого заболевания. Девушка мечтает поступить в техникум и стать парикмахером.

«У меня случилась не очень приятная ситуация — заболела мама, ее долго лечили, лежала в больнице. У нее был отек головного мозга, инсульт, и она 30 мая в этом году умерла, а меня отправили сюда. Так как я уже была здесь, захотела вернуться — я тут все знаю, мне хорошо дышится. Здесь у меня много подруг, со мной хорошо общаются воспитатели. Мне хотелось бы стать парикмахером, планирую учиться в техникуме в Луганске. Уже окончила девять классов школы, буду поступать», — отмечает Саша.

17-летний Кирилл — мастер на все руки, может починить все: от дверного замка до сложного технического устройства. Парень уже учится в колледже, а в центре проводит летние каникулы.

Фото: ЛИЦ/Анастасия Стеценко
Фото: ЛИЦ/Анастасия Стеценко
Фото: ЛИЦ/Анастасия Стеценко
Фото: ЛИЦ/Анастасия Стеценко
Фото: ЛИЦ/Анастасия Стеценко
Фото: ЛИЦ/Анастасия Стеценко
Фото: ЛИЦ/Анастасия Стеценко
Фото: ЛИЦ/Анастасия Стеценко
Фото: ЛИЦ/Анастасия Стеценко
Фото: ЛИЦ/Анастасия Стеценко

«От меня отказались родители. Сейчас обучаюсь в колледже, сюда приехал на летние каникулы, потому что в общежитии ремонт. Буду автослесарем, ремонтировать машины, мне это нравится. Я уже в четвертый раз здесь, это место вполне можно назвать моим домом», — говорит юноша.

Данилу 14 лет, он находится в центре чуть более полутора месяцев. Кем стать, мальчик пока не определился, но одно знает точно — хочет помогать людям.

«У меня погибла мама, я здесь с 1 июня. Здесь классно, мне очень нравится, и уже появились друзья. В школе нравится заниматься спортом, люблю физкультуру. Кем хотел бы стать, пока не знаю, хотелось бы помогать людям, которые нуждаются в помощи», — рассказывает подросток.

Саша из Сватово в учреждении восемь месяцев. Девочка мечтает стать дизайнером, а пока ее поддерживают педагоги и друзья в луганском Семейном центре.

«Я здесь нахожусь уже восемь месяцев — сложились проблемы со школой и документами. Конечно, хочется домой, но и здесь неплохо. Много друзей, педагоги тоже отлично относятся, как к своим детям. Здесь и окончила девятый класс, буду поступать, но пока думаю. Хотелось бы стать дизайнером», — отмечает девушка.

СЧАСТЛИВЫХ ИСТОРИЙ ХВАТАЕТ

Елена Гончаренко работает в учреждении старшей медсестрой более 20 лет — с момента окончания учебы в медицинском училище.

«Работаю здесь с 2002 года, тогда учреждение называлось приютом для несовершеннолетних. Так получилось, что, когда я только закончила училище, проходила практику в 3-й городской больнице. Там была старшая медсестра, которая работала здесь. Она предложила мне попробовать поработать здесь месяц после окончания училища. Так я и влюбилась в свою работу, мне очень понравились дети. Отношусь ко всем как мамочка, всех люблю и получаю отдачу, положительные эмоции. Работа дает очень большой заряд», — подчеркивает она.

Сотрудница центра рассказывает, что весь персонал по-настоящему переживает о том, как сложится судьба воспитанников. И, по ее словам, счастливых историй немало.

«Когда родители встали не на тот путь, дети находятся здесь месяц или два, их все равно забирают обратно. А есть и трагические ситуации, когда забирать некому — за этих детей, конечно, болит душа, как дальше сложится их судьба. Бывает, что к нам возвращаются, бывает, что и опекуны не справляются. И общение с педагогами, психологами, медсестрами — это очень большое дело для них. Расстаемся мы по-разному. Бывает, что приезжают, проведывают, дарят подарки, это очень приятно. У меня дома очень много подарков от наших детей», — отмечает Гончаренко.

Одну из счастливых историй старшая медсестра поведала ЛИЦ.

«Буквально сегодня мне написала бывшая воспитанница из Питера — у нее все хорошо, уже родила мальчика, ему три года. Очень приятно было узнать о ее судьбе. Она была сиротой, вышла замуж и уехала. Приятно, что есть дети, которые становятся на правильный путь. Сейчас многие ребята, у которых уже есть свои дети, общаются со мной, это очень приятно. Счастливых историй хватает», — резюмирует она.