Фото: Луганский Информационный Центр/Марина Сулименко

25 января российские студенты отмечают свой «профессиональный праздник» — Татьянин день. Именно в этот день в 1755 году был подписан указ об основании Московского университета, ныне — Московского государственного университета имени Михаила Васильевича Ломоносова, главного вуза России. Сегодня в святая святых МГУ — церкви великомученицы Татьяны на Моховой улице в центре Москвы — пройдут праздничные богослужения. В этот же день традиционно завершается сессия и студенты (за исключением двоечников, которым предстоят пересдачи) отправляются на каникулы до середины февраля.

Татьянин день — праздник веселый, в МГУ до сих пор существует традиция снимать перед сегодняшними посиделками скатерть со стола («Где пьют, там и льют»). А мы попросили наших сотрудников и читателей поделиться забавными историями, которыми им запомнились студенческие годы.

Анна

Из студенческих времен мне больше всего запомнился самый первый день, 1 сентября. Для нас, первокурсников, все было новым и неизведанным, преподаватели казались ужасно строгими, а названия предметов — страшными. Наша группа, еще не знакомая ни с преподавателями, ни с другими студентами, испуганно уселась за парты. В расписании у нас было целых две пары по литературе.

Преподаватель строго сказала подготовить тетради и ручки и записывать за ней каждое слово лекции. И началась бешеная гонка! Целых три часа без перерыва мы фиксировали бесконечные имена, названия произведений, даты… К концу второй пары у всех отваливались руки и появились мозоли на пальцах. Вот такое «боевое крещение» мы прошли в первый же день. Зато следующие занятия казались нам настоящей «халявой» и воспринимались легко.

Кстати, эта преподаватель оказалась совсем не такой злой, как нам показалось в первый день и в последующие годы обучения больше ни разу не применяла к нам такую «пытку». На ее занятиях мы всегда по-дружески общались, делились мнениями и рассказывали о наших студенческих приколах. А еще — сдавали зачеты и экзамены на хорошие оценки.

Валерия

Сразу всплыла в памяти защита магистерской работы. Я училась на кафедре кино, -телеискусства, у меня была тема, связанная с анимацией, все строилось вокруг знаменитых мультфильмов Уолта Диснея.

Когда председатель комиссии меня попросил назвать свои любимые мультфильмы после моего выступления, я так нервничала, что не вспомнила ни один мультик. Даже Микки Маус, Король Лев и Чип и Дейл попрощались с моей памятью, а ведь я выросла на них! Было стыдно, но когда мне дали одну подсказку, я быстро вернулась в реальность и дополнила ответ уже своими знаниями.

Теперь вспоминаю это с улыбкой, а вот мультфильмы нужно пересмотреть. И вам советую.

Вероника

Мое любимое студенческое время — это дистанционка! Когда занятия начинались в восемь утра, вставать было испытанием, а путь до вуза казался настоящим квестом с элементами экшена. На дистанционном обучении я могла просто подключиться к паре и продолжить свой сон, не испытывая стресса от утренних сборов.

Экзамены и зачеты превратились в приятное приключение: доступ к интернету давал возможность находить всю необходимую информацию, что значительно облегчало процесс. В университете говорили, что «знания — это сила», но для меня это выражение изменилось на «знания и доступ к интернету — это суперсила!»

С каждым днем выходить в свет и включать камеру становилось все сложнее. Вместе с группой мы придумывали десятки забавных причин, почему камера не может быть включена. А когда все же приходилось активировать камеру, всегда было весело наблюдать не за одногруппниками, а за их задним фоном. Например, домашними животными, которые всегда пытались привлечь к себе внимание.

Такие моменты добавляли веселья в учебный процесс и создавали атмосферу единства, даже несмотря на расстояние. В целом я очень рада, что застала время дистанционок — это был период, когда учеба была не только более гибкой, но и гораздо удобнее.

Ирина

Я училась на историческом факультете МГУ в «нулевые». Мне повезло: я застала великую плеяду выдающихся преподавателей еще советской школы и одновременно — их преемников, талантливую молодежь.

Одним из самых тяжелых экзаменов на первом курсе всегда была археология, которую как раз сдавали в 20-х числах января. Принимал у нас ее блестящий специалист, профессор Александр Степанович Хорошев, которого, к сожалению, уже нет с нами. Даже к людям, очевидно ничего не знающим, он относился с юмором. Одним из таких оказался мой одногруппник Дима. Пришел он на экзамен полным нулем. Его профессор одно спрашивает, другое, третье — все мимо. Наконец задает свой фирменный вопрос, ответ на который должен знать каждый студент-историк:

— Как называется скифский меч?

— Никаааак … — мычит Дима после нескольких минут раздумья.

— Правильно! Акинак! — восклицает профессор, рисует Диме двойку и отправляет его благополучно домой.

Меня он, кстати, в тот день очень хотел засыпать, но я была готова на все 100%.

— Что же, посмотрим, что вы еще… тоже хорошо знаете, — сказал мне Александр Степанович, задавая какой-то каверзный вопрос. Я ответила, получила свою «пять» и под вздох «идите уже гулять, в вашем-то возрасте что еще делать» радостно побежала домой.

Такие «Димы» были, конечно, на всех факультетах. Какое-то время я встречалась с парнем с мегасложного физического факультета. И он рассказывал про одного своего однокурсника, который пришел сдавать теорию механики с ужасного похмелья. Сидит, ничего не соображает — кто он, где. О чем его ни спрашивают — молчит. Преподаватель уже в отчаянии задает вопрос:

— Что будет, если ударить кулаком в стену?

— Больно будет… — выдает внезапно очнувшийся студент.

— Дурак, деформация будет! — не выдержал экзаменатор, нарисовал «лебедя» в зачетке и отправил парня восвояси.

Кстати, как предупреждал в начале второго семестра преподаватель по античности: «Вторая сессия будет тоже сложной для вас, учитывая эпидемию гриппа и ваши весенние „болезни“. Но, к счастью, все обошлось.

— Я иногда забываю фамилии, имена, даты, — предупредила как раз во время второй сессии моя подруга экзаменатора по древнерусской истории. Сказать, что он был в шоке, — ничего не сказать. А она взяла и выдала ему идеальный ответ на все вопросы. Вот что значит, Исторический факультет!

Сергей

Готовились мы к экзамену по основам журналистики. Первый курс, все волновались, учили основательно скучные дефиниции. Но один из одногруппников, Миша, решил, что вместо привычной зубрежки можно использовать «инновационный» подход, и написал шпаргалку на длинной ленте туалетной бумаги.

Когда пришло время экзамена, он развернул ленту под партой. Поначалу все шло хорошо. Но когда преподаватель подошел к нему, Миша, нервничая, неудачно потянул своего пятиметрового подсказчика, и тот предательски вырвался из-под парты, представ во всей своей длинной красе прямо у ног преподавателя. И тот, не потеряв самообладания, сказал: «Михаил, у вас явно размах свободы слова!»

За «инновационный подход» Мише влепили трояк, а его шпаргалка украсила наш факультетский музей, говорят, до сих пор там хранится!