Андрей Стаханов — обычный 30-летний парень, работавший в шахте «Центральная–Ирмино» Луганщины. Мало кто знает, что Алексеем его нарек случайно Сталин, прочитавший о его рекорде в «Правде» «А. Стаханов» как Алексей. Никто вождя не поправил, и Стаханов так и остался дальше Алексеем. А паспорт ему быстро поменяли.
В ночь на 31 августа 1935 года Стаханов не собирался спускаться в забой — была не его смена, но руководство настояло. Якобы для проведения «эксперимента». Еще и посулили крупную премию. Эксперимент заключался в том, чтобы дать шахтеру возможность добывать уголь, не теряя времени на крепление стенок шахты, погрузку и отвоз вагонеток. По замыслу руководства шахты, без побочных работ шахтер мог многократно перевыполнить норму добычи.
В забой спустились вместе со Стахановым еще шестеро: два крепильщика, два откатчика, парторг с фонарем и редактор заводской многотиражки с блокнотом. Суточная норма далась всего за 40 минут, а за смену Стаханов нарубил 102 тонны угля — 14 норм, что стало мировым рекордом.
Рекорд Стаханова положил начало «Стахановскому движению», охватившему всю страну. Причем не только в угольной отрасли, а почти во всех сферах народного хозяйства были свои «стахановцы» и «стахановки». А Донбасс стал кузницей достижений и передовиков.