Фото: из личного архива Ирины Шамсутдиновой

О спектакле Туймазинского государственного татарского театра «Яралылар» по пьесе «Женщины» луганчанки Светланы Тишкиной ЛуганскИнформЦентру рассказывает старший преподаватель кафедры теории и истории искусства Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова, театральный критик Ирина Шамсутдинова.

СЕТИ

ГРУНЯ. Жизнь, она такая! Преподносит сюрпризы: кидает то вверх, то вправо, то влево, то на глубину затягивает, но и держит тебя на плаву тем, что тебе дорого, что с детства привык считать своим…

В нашей жизни мы плетем самые разные сети с различными узелками. У каждого они получаются по-своему. В новом спектакле Туймазинского государственного татарского театра «Яралылар» в постановке заслуженного работника культуры Республики Башкортостан, режиссера Редика Ганиева одним из главных образов становится маскировочная сеть. А между ними, словно между кулисами, разворачивается история о женщинах. Собственно, основой спектакля стала пьеса современного драматурга из Луганска Светланы Тишкиной под названием «Женщины».

КАТЯ. Все вяжешь?

ГРУНЯ. Вяжу, Катенька, вяжу. Куда деваться? Это счастье, когда в таком возрасте и в такое тяжелое время для страны хоть чем-то полезным можешь быть. Да и так… Меньше переживаешь.

С сетей начинается пьеса, плетением сетей она и завершается. Но если вначале маскировочную сеть плетет только одна героиня — Груня, то в финале такое действие приобретает совместный характер, где плетение носит не только практический характер, но становится неким ритуалом. Оттого эти сети приобретают символическое значение.

Если практическая их функция — спрятать, сокрыть или утаить, то ритуал, наоборот, обращен на обнаружение и раскрытие ключевых человеческих ценностей. Главные героини, представленные в трех возрастах, стараются сохранить эти ценности.

ТРИ ПОКОЛЕНИЯ

Женщины в спектакле — представительницы трех поколений: мама Груня (народная артистка Республики Башкортостан Гульназ Латыпова, заслуженная артистка Республики Башкортостан и Республики Татарстан Рима Ключарева), сестры Даша (Динара Гимадиева) и Алена (заслуженная артистка Республики Башкортостан Динара Вахитова), дочь Даши Катя (Гульнур Зиангирова, Айзиля Галяева), соседка Валерия (Алсу Ганиева, Лейла Ижбулатова).

В спектакле роль мужчин сведена к минимуму. Только раз мы встречаем героя Толика (Ильсур Миннигалин, Фирдус Гареев), возникающего исключительно в лирической сцене, где раскрываются отношения любящих людей.

Как отмечено в пьесе, именно женщины остаются одни вести хозяйство, пока их мужчины стоят на защите своего родного дома, своей родины, своего Отечества! Но, стоит отметить, что скромно упомянутое Светлой Тишкиной слово «хозяйство» выходит далеко за пределы бытового понятия. Женщины несут тяготы повседневности, именно они встают на защиту своего дома, своей семьи и памяти.

ЗА ПРЕДЕЛАМИ

Постановка Туймазинского театра выходит далеко за пределы просто бытовой драмы или, как завялено в афише, документальной драмы. Через внешние конфликтные ситуации раскрывается конфликт внутренний. Объектом режиссерских размышлений Ганиева, да и самого драматурга Тишкиной, становится процесс очищения души от скверны и излечивание душевных ран. Поэтому точно определенное название спектакля «Яралылар», что в переводе с татарского языка означает «Раненые», раскрывает весь смысл сценической постановки.

Несмотря на то, что затрагивается военная тема, действующими лицами становятся не воины и солдаты, а простые женщины в тылу. И говорят они не о телесных и физических ранах, а о душевных.

Значимым событием и двигателем действия является конфликт героини Алены с окружающей ее действительностью, куда она попадает, а именно с ее семьей. И главной задачей ее близких людей становится изменение мнения и отношения Алены к своей родине, к которой она все это время испытывала неприязнь и ненависть. Из европейской девушки ЕВРОАЛЕНЫ, как отмечено в пьесе, она должна перевоплотиться в просто АЛЕНУ, то есть очиститься и излечиться от внутренней злобы и неприязни ко всему.

АЛЕНА. Это я-то посторонняя? Я ж твоя родная тетка!

КАТЯ. Вы родная по крови, это правда, но вот по духу — вы не родная какая-то.

СКУПОЕ ПРОСТРАНСТВО

Процесс «излечения» происходит в темно-сером и довольно скупом пространстве, которое лишено света и красок. Перед нами — высвеченное и выжженное место с грубым, угловатым оформлением, созданное художником-постановщиком Рустамом Баймухаметовым. Время от времени в небольших лучах рассеивающего света (художник по свету — Марина Нурмухаметова) возникает сухой белый дым, как напоминание о боевых действиях. А глубинное звучание виолончели в звуко-музыкальной партитуре спектакля, сочиненное композитором Радмиром Исмагиловым, становится символом скорби. Живой тканью является визуализация и проекция (художник по видеоинсталляции — Урал Махиянов), а также пластическое решение спектакля (хореограф — заслуженный работник культуры РБ Александр Родионов).

Именно в таком пространстве создается образ не столько внешнего мира, где разворачиваются различные драматические события, а раскрывается внутренний мир человека, душа которого оказывается абсолютно обнаженной и незащищенной перед окружающей действительностью.

ПРОЦЕСС ЗАЖИВЛЕНИЯ

Несмотря на мелодраматические ходы, некоторые наивные действия, сентиментальные фразы, авторам спектакля, в число которых входят драматург, постановщики и актеры, удалось главное — не сжать кровоточащие раны и сделать еще больнее, а помочь ускорить процесс заживления. И уже к финалу спектакля, когда разрешаются все конфликты героев, происходит перипетия (перемена события к противоположному), благодаря которой раскрывается истина, то происходит исцеление, то есть — «обретение целостности», что проявляется в воссоединении Алены с семьей.

Как меняется отношение героев друг к другу, так и меняется музыка и декорации спектакля. К примеру, в моменты лирических сцен тоскливые, тягучие звуки виолончели сменяются на мягкие и легкие звуки фортепиано, под которые парят в танце Алена и Толик, возрождая прошлую, такую чистую и светлую подростковую любовь. И именно в этот момент маленькие пулевые отверстия на стене, в большей степени благодаря игре света и теней, трансформируются в звездное небо. Темное, глухое пространство, представленное бездушным и безликим, становится могучей крепостью, символизирующей вселенную, в которой бережно хранятся гуманистические ценности. Так в центре внимания спектакля оказывается человек.

Благодаря этому зрителей не покидало чувство некоей защищенности и ощущение того, что человек в этом мире не одинок. В частности, это проявляется в сцене, когда Алена наконец-то снимает с себя строгий костюм со стильным, но таким тугим, не дающим спокойно дышать, корсетом. И вот — она уже в своем старом девичьем платье, которое будто возвращает ее в далекое прошлое. Это прошлое очень теплое, уютное, светлое, потому что там можно вспомнить запах маминой утренней выпечки, резвиться и дразниться с сестрой, взобраться на стул, стать такой, какая есть. Что и делают две уже давно повзрослевшие девочки — Алена и Даша. А теплый, наполненный слезами радости, взгляд мамы Груни подтверждает мысль о том, что счастлив тот человек, в ком живет память.

ГРУНЯ. Ну вот, другое же-ш дело! Сегодня узнаю свою Аленушку. В домашнем — сразу взгляд потеплел.

ЖИВОЙ ОТКЛИК

Как показывает история, современное не всегда является актуальным, а актуальное — не всегда современное. Но именно драма есть живой отклик на подлинные, реальные события. И спектакль живет до тех пор, пока он волнует, трогает, заставляет сопереживать и, возможно, даже вызывает катарсическую эмоцию, о чем говорил еще до нашей эры великий философ и теоретик античного театра — Аристотель. Так сложилось, что и драматург, и режиссер представили современную и актуальную тему, через призму которой они затронули темы вневременные, вечные.