ФОТО: из личного архива Владимира Кузьменкова

В День ВДВ о роли и месте воздушно-десантных войск в формировании личности, своем участии в горячих точках, Крымской весне, разминировании Мариуполя и территорий ЛНР ЛуганскИнформЦентру рассказывает ветеран ВДВ, командир группы разминирования, крымчанин Владимир Кузьменков.

ФОТО: из личного архива Владимира Кузьменкова

ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК ОФИЦЕРОВ СССР

Родился в Крыму, там же закончил школу. В 1987 пытался поступить в РВВДКУ (Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии Василия Филипповича Маргелова — все примечания ЛИЦ), но сказали, мол, прикус зубов неправильный — совершать прыжки с парашютом нельзя, и это при наличии на тот момент 18 прыжков в ДОСААФ. Поэтому поступил в Тюменское ВВИКУ (Тюменское высшее военно-инженерное ордена Кутузова командное училище имени маршала инженерных войск Алексея Ивановича) которое окончил в 1991 году — последний выпуск офицеров СССР.

ФОТО: из личного архива Владимира Кузьменкова

ГОРЯЧИЕ ТОЧКИ

К сожалению, а, может, и наоборот, в Афган не попал. Но хватило горячих точек при развале Союза: Литва, Азербайджан, Осетия, Чечня.

По окончании училища попал служить в ВДВ. Начал с 242-го учебного центра Гайжюнай (242-й учебный центр подготовки младших специалистов ВДВ), закончил в 1998 в ВДД Иваново (98-я гвардейская воздушно-десантная дивизия).

В первую очередь ВДВ для меня — великолепная школа по воспитанию настоящих мужчин, это на всю жизнь. Полосатая натура. Да, я горжусь, что служил в этих прославленных войсках, которые и сейчас с успехом выполняют поставленные задачи.

ФОТО: из личного архива Владимира Кузьменкова

КРЫМСКОЕ ОПОЛЧЕНИЕ

Для меня Русская весна символична — Крым всегда был русским, и эти события были предсказуемы.

Как по мне, самым запоминающимся событием Крымской весны было — когда все как будто вымерли после сообщения, что к нам в Крым едут «поезда дружбы» (организованные праворадикалами), и просочились ДРГ. Я был тогда первым командиром четвертой роты Крымского ополчения.

Очень ярко запомнился день референдума, когда я со своими ребятами из организации находился в крымскотатарском массиве, мы охраняли три избирательные комиссии. Помню, как долго народ не шел на них, и вот, гуляя по территории школы, увидел таблички героев ВОВ из татарского населения, дал команду съездить в город и купить цветы. А когда их привезли, то все построились и пошли к этим табличкам и возложили цветы. И вот тогда народ пошел, но сразу приехали иностранные наблюдатели, куча телеканалов и давай расспрашивать, что произошло.

ФОТО: из личного архива Владимира Кузьменкова

СОЮЗ ДЕСАНТНИКОВ КРЫМА

Наша ветеранская организация Союз Десантников Крыма существует с 2011 года. Самым главным я считаю создание отделений по Крыму. В 2014-м году установлен памятник — бюст Василия Маргелова. На открытии присутствовал его сын — Герой России Александр Маргелов, на тот момент еще живой.

Также мы первые, кто начали ко Дню Победы водружать Знамя Победы на всех горных вершинах Крыма. Еще мы восстановили единственный в мире памятник — братскую могилу, в которой захоронены восемь Героев Советского Союза (Сакский район, село Геройское).

С 2014 года организацией подготовлено и поступило в РВВДКУ 87 человек, многие уже служат в войсках и находятся на хорошем счету. Также в трех школах открыты военно-патриотические клубы, где с воспитанниками занимаются члены нашей организации. С 2022-го группой инструкторского состава было подготовлено боле тысячи военнослужащих перед отправкой на СВО.

ФОТО: из личного архива Владимира Кузьменкова

УЧАСТИЕ В СВО

В 2022-м летом мне позвонили однокашники и сказали, что не хватает профессионалов — нужно учить и выполнять задачи. Потом вышел Указ Президента, и я поехал в Нахабино — в Международный противоминный центр Минобороны РФ. После повышения квалификации убыл под Мариуполь разминировать территории.

Зрелище было печальное: город разрушен, где-то дымится, где-то срабатывали мины, и шла стрельба. Город вымер — редкие люди, сотрудники Следственного комитета, могилы во дворах… Все дома в центре разрушены и заминированы. На «Азовстали» вообще печаль — много, очень много неразорвавшихся боеприпасов, мины, прилеты, кости с остатками формы. Если честно, напомнило это мне первую Чечню.

ФОТО: из личного архива Владимира Кузьменкова

ДОЛГ ПАТРИОТА

Сюда в ЛНР мы приехали по зову совести и приказу. Историй много, но печальных — потеря друзей и боевых товарищей. Тут, в ЛНР, я –командир группы разминирования. Помогаем в очистке территорий, где будут производиться реконструкция и строительство энергосистем. И самое главное — чтобы гражданские не пострадали от мин и неразорвавшихся боеприпасов. Работы очень много.

Для меня СВО — это долг патриота и гражданина перед Родиной. Знаю многих, кто прячется под юбкой. Да, страшно, но с этим можно бороться, а вот быть трусом — это не по-мужски. Поэтому СВО нужно не только для очистки территорий, но и мозгов.

ФОТО: из личного архива Владимира Кузьменкова