Фото: Луганский Информационный Центр/Анастасия Стеценко

О «фишках» луганской школы восточного танца, знаменитом танце живота, реквизите, костюмах и возрастных ограничениях для танцовщиц в интервью ЛИЦ к Международному дню танца рассказала создатель и руководитель народной студии восточного танца «Нейла» Светлана Ротай.

РОВЕСНИЦА РЕСПУБЛИКИ

Студия «Нейла» открылась в Луганске десять лет назад, в этом году 3 октября мы будем праздновать юбилей. Начинали заниматься в Луганском Дворце культуры, которым руководит Татьяна Семеновна Литман. Стартовали с одной группы, сперва она была смешанной — танцовщицы всех возрастов занимались вместе. А потом уже начали делить на взрослых, детей и подростков. Сейчас у нас три группы, около 30 человек, которые занимаются постоянно.

В первые послевоенные годы было сложно — кто мог, тот приходил. Танцевали в костюмах, какие были, кто какой имел возможность пошить. Но Республика потихонечку развивалась, и мы вместе с ней. Начали шить общие костюмы, были какие-то концерты на маленьких площадках, и мы везде выступали.

Девочки понемногу получали опыт и потом уже стали на больших концертах выступать. А затем, когда нам исполнилось три года, сделали и свой первый отчетный концерт. Участвовали и маленькие, и взрослые, были разные костюмы, чтобы можно было показать их разнообразие. Потому что зрителю неинтересно, когда все номера в одном и том же костюме танцуются.

КОСТЮМ, ПРИНЕСШИЙ ВДОХНОВЕНИЕ

Вообще моя любовь к восточным танцам началась с того, что я помогала своей двоюродной сестре создавать костюм — ей надо было срочно, за две недели, его сделать. Помимо того, что я расклеивала камушки, стразы, бусинки, еще была «манекеном», на меня костюм потом примеряли. И мне тоже захотелось носить такой же.

По итогу мы успели его сделать, и сестра в нем выступила. Она еще какое-то время позанималась восточными танцами и бросила, но зато начала заниматься я. Вот это и было толчком — так меня вдохновил этот костюм.

А в целом еще с детства мы с соседскими девочками любили организовывать концерты. Одна из старших девочек нам придумала что-то вроде восточного танца. Мы достали у моей бабушки из шкафа все платки, наряжались, как хотели. Даже мальчик соседский поучаствовал, он у нас был шейхом.

ОБШИРНАЯ ГЕОГРАФИЯ

Сейчас мы участвуем во многих конкурсах. Совсем недавно у нас в Луганске проходил межрегиональный конкурс. Были судьи из разных городов России, очень много участников.

Еще выступали в Ростове-на-Дону, там были успешные результаты. Весной ездили в Ярославль, в Волгоград, Анапу, Геленджик, были и в Пушкино. Везде показали себя хорошо, есть что вспомнить. Много участвуем в онлайн-конкурсах, отправляем видео.

В ТРЕНДАХ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ МОДЫ

Костюмы у нас бывают разные. Есть открытые — это классический восточный костюм, который состоит из лифа из юбки, юбки и пояса или топа и юбки, живот получается открытым. Есть костюмы более закрытые, слитные. Они по фасону выглядят как платье, то есть могут использоваться и для классического танца, и для фольклорного. Также могут быть штаны, брюки.

В целом, у нас разнообразие, сейчас такая мода на костюмы, что каждый день все меняется.

ОТ РОЗЫ ДО РОССИЙСКОГО ТРИКОЛОРА

Образы у нас подбираются под разную тематику. Например, у нас есть «Танец розы». Там у девочек костюмы, где на голову надевается роза, и получается, что танцовщицы олицетворяют эти цветы.

А есть танец «Огонь и вода», там девочки представляют две стихии, и костюмы у них по цветам отличаются. Еще один образный танец –"Русалочка», это такой номер с героями по сюжету известной сказки, все распределено по ролям.

Но есть много танцев, которые не слишком отображают образ, они просто показывают стиль танца и направление, которое представляют.

У нас также есть патриотический танец «Россия», там используются красные, синие и белые платки. В финальной точке, когда девочки дотанцовывают, на сцене получается флаг России.

Фото: Луганский Информационный Центр/Анастасия Стеценко
Фото: Луганский Информационный Центр/Анастасия Стеценко
Фото: Луганский Информационный Центр/Анастасия Стеценко
Фото: Луганский Информационный Центр/Анастасия Стеценко
Фото: Луганский Информационный Центр/Анастасия Стеценко
Фото: Луганский Информационный Центр/Анастасия Стеценко
Фото: Луганский Информационный Центр/Анастасия Стеценко
Фото: Луганский Информационный Центр/Анастасия Стеценко
Фото: Луганский Информационный Центр/Анастасия Стеценко
Фото: Луганский Информационный Центр/Анастасия Стеценко
Фото: Луганский Информационный Центр/Анастасия Стеценко
Фото: Луганский Информационный Центр/Анастасия Стеценко
Фото: Луганский Информационный Центр/Анастасия Стеценко
Фото: Луганский Информационный Центр/Анастасия Стеценко
Фото: Луганский Информационный Центр/Анастасия Стеценко

СВЕЧИ, КРЫЛЬЯ И ЗМЕЯ

В восточных танцах часто используется реквизит. Например, свечи. Сейчас мы репетируем номер, в котором у некоторых девочек свечи в руках, а две танцовщицы солируют по центру, им на головы надевается канделябр со свечами.

Еще у нас есть танец с реквизитом-крыльями, которые надеваются на шею, застегиваются, девочки как будто ими управляют. Выступление получается очень зрелищным.

Также могут использоваться шали, пои (пара шаров, связанных веревкой или цепью, инвентарь для кручения и жонглирования — прим. ЛИЦ), шелковые веера. Все это очень красиво на сцене смотрится.

Однажды я даже танцевала со змеей на концерте. Это была змея из Краснодона, я с ней знакомилась перед выступлением, а потом мы вместе выступали. Было непривычно, потому что это же не мягкая пушистая кошка. Но ничего, назад дороги не было — станцевала, и фото с видео на память есть, будет что вспомнить. Такие номера не очень доступны — не в каждом концертном пространстве можно вот так станцевать и плюс очень трудно где-то найти змею. А выступление очень яркое получается.

ТАНЕЦ ЖИВОТА

Танец живота — это то же самое, что и восточный танец, это как бы его второе название. В переводе — Bellydance, отсюда пошло. Но вообще мы танцуем не только волну животом, все части тела у нас задействованы — и глаза, и голова, и руки, и ноги.

НИКОГДА НЕ ПОЗДНО

Вообще мы принимаем в студию детей с пяти лет. Но бывает, что приходят девочки в четыре годика, и мы начинаем с ними что-то уже делать. А самой старшей нашей танцовщице 67 лет.

Заниматься можно в любом возрасте — главное, чтобы было желание. На конкурсах есть отдельные возрастные номинации, соперники подбираются по возрастам. Нет такого, что исполнилось 25 лет — и все, танцевать уже нельзя, скоро на пенсию. Важно только желание, здоровье и дисциплина.

СЕКРЕТ ЛУГАНСКОЙ ШКОЛЫ

У нашего региона из-за напряженной обстановки свой взгляд на все, в том числе и на танцы. Многие девочки сами предлагают создавать какие-то смысловые номера на тему войны. Плюс отношение к участникам и костюмам более трепетное, чем у тех, кто не жил в ЛНР или ДНР.

Наши девочки как-то больше ценят все — концерты, реквизит, номера, потому что достаточно долгое время ничего не происходило. И получается, танец для многих стал спасением, эмоциональной отдушиной, помог в каких-то трудных ситуациях. Мне кажется, поэтому у танцоров из наших регионов особая проникновенность, особая любовь к этому занятию. И это всегда ощущается на сцене.