Фото: из личного архива Ирины Ковалевой

Победитель регионального этапа всероссийского конкурса «Мой добрый бизнес», врач-дерматолог, кандидат медицинских наук, руководитель «Центра красоты и здоровья» Ирина Ковалева в материале ЛуганскИнформЦентра рассказывает о том, как ее проект «Красивая кожа — уверенность в себе» превращает работу с физическими следами войны в инструмент психологической реабилитации и как залечивание ран на теле помогает залечивать раны души.

ФИЛОСОФИЯ ПРОЕКТА

Суть проекта состоит в том, что пациенты обращаются к нам после боевых травм, минно-взрывных травм, после ожогов, отморожений, и у них на теле остаются рубцы. Это могут быть лицо, открытые или закрытые участки тела. Пациенты стесняются таких изъянов. Поэтому для меня этот проект — про восстановление не только внешности, но и уверенности человека, когда у него более привлекательная внешность. Когда люди начинают замыкаться в себе из-за изъянов на коже, возникают депрессивные состояния.

Нам важно комплексно подойти к проблеме не только с точки зрения красоты, но и с точки зрения внутреннего мира человека.

ОТ СЛЕДА К ПАМЯТИ

Пациенты приходят с запросом: «Я получил травму, у меня остался шрам». Каждый рассказывает свою историю: например, он был в больнице, когда начался обстрел, и осколки попали в лицо или в тело. Вначале человек выговаривает то, что его волнует. Каждый рубец — это своя история, которую он пронес через сердце, и она у него болит.

Само выговаривание проблемы уже несет терапевтический эффект. Сначала он приходит выговорить случившееся, а потом начинается процесс восстановления кожных покровов. Мы подбираем схемы под глубину шрама. Зачастую люди сами начинают выговариваться, им становится легче. Я привожу примеры фотографий «до и после», показываю, как уменьшилась глубина шрама. Пациент, вдохновляясь результатом других, может начинать исцеляться душевно, психологически.

ОТ ШРАМА К ЗАМУЖЕСТВУ

Когда пациенты приходят, они жалуются: «Я стесняюсь своего тела, стесняюсь шрама на лице». Приведу пример женщины из Северодонецка, одной из первых наших пациенток. У нее был небольшой шрам на лице. Мне как человеку, видевшему разные изменения, он казался маленьким и незначительным, но ее он беспокоил, она чувствовала неуверенность, для нее это было катастрофой. Когда мы начали разговаривать, она рассказала, что получила шрам во время атаки на больницу: стекло посыпалось на нее, доктора спасали ее внешность, шили на конвейере. Она переживала, что останется рубец. Я успокаивала, что он маленький и мы сможем его уменьшить, сгладить. Мы работали около полутора лет. На данный момент пациентка вышла замуж. Она эмоционально раскрылась, почувствовала уверенность, чего не скажешь о первых встречах. Я считаю это успехом: человек пришел с проблемой, не только внешней, но и психологической, а через время устроил личную жизнь, и это в возрасте между 45 и 50 годами. Хорошая история, которая говорит, что мы хорошо работаем и помогаем людям.

БАЛАНС БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ И БИЗНЕСА

Социальными проектами мы занимались давно, просто не знали, что это так называется. У нас есть позиция: обслуживая пенсионеров и определенные категории граждан, мы делаем скидки. Раньше это касалось пенсионеров, студентов, социально незащищенных людей. Когда мы изучили основы социального предпринимательства, начали правильно выстраивать грани. Для социально уязвимых слоев делаем скидки 15, 20, 30% — в зависимости от процедуры. Когда обращаются военнослужащие, демобилизованные, скидка большая — практически по закупке материала, цена только за потраченный материал.

В 2025 году я познакомилась с сообществом мамочек детей с ограниченными возможностями. Меня заинтересовали две девочки, которых я взяла на попечительство. У одной проблемы с кожей — я сказала, что буду помогать без оплаты. Хочется помочь ребенку и маме, понимая, как тяжелы ее страдания, сколько сил и средств уходит на другие нужды. Это моя личная позиция. Но бизнес должен быть бизнесом: есть процедуры, где человек платит полную стоимость. А проект по рубцам социально направлен, здесь мы делаем скидки.

НЕМЕДИЦИНСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ

К нам приходят пациенты с проблемами не только со здоровьем, но и, например, с вопросами получения группы инвалидности. Я как врач консультирую, советую, какие документы оформить, куда обратиться. Есть юридические вопросы. Когда работаю с демобилизованными участниками СВО, возникают вопросы получения льгот. Например, фонд «Защитники Отечества» занимается этим, и мы подсказываем. Раньше, когда начинали, мы прямо направляли их, и это было хорошим подспорьем для решения юридических вопросов.

КОМАНДА И ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ

Я работаю сама, и мне помогают несколько волонтеров — волонтеры-медики, единомышленники, готовые поддержать. Когда нужна помощь, я зову их: они делают подсчет анкетных данных, статистику, помогают писать посты. Это творческая работа. На праздники, например, на Новый год, мы собираемся, отмечаем, благодарю команду за то, что они со мной рядом. Поздравляю с 8 Марта. Легко работать с единомышленниками. Люди отзывчивые, редкие, но мне попались очень хорошие, которые идут со мной в одном русле и смотрят в одну сторону.

ШРАМ КАК СИМВОЛ

Когда мы сталкиваемся с рубцами и шрамами, надо понимать: вылечить или полностью убрать изъян невозможно. Можно уменьшить проявления. Пациент, обращаясь с изъяном на коже, всегда имеет психологическую проблему. Он пришел с маленькой проблемой, но мы должны воспринимать его на макроуровне как единую цельную личность. Чтобы правильно отработать, мы должны вести его как единый организм — чего сейчас, к сожалению, нет.

ЭТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП

Шрам или рубец полностью излечить нельзя. Мы договариваемся сразу. Я говорю пациенту: «Смотри, у тебя большой шрам. Наша задача — немного его уменьшить, осветлить». Сразу даю понять, что полностью не излечится. Самое главное — быть честным с собой и с человеком. Если обманешь, он не придет, не поверит. Надо говорить: «Это нельзя убрать, можно сделать лучше, вот так можно, вот так нельзя». Важно правильно рассказывать об ожидаемом результате. Обещать, что вылечим полностью, и кожа будет как раньше, нельзя. Главный принцип — честность. Лучше пообещать меньше, но сделать больше, чем расхваливать себя и говорить, что все уберем. Так не бывает.

МАСШТАБИРОВАНИЕ: ГЛУБИНА И ШИРИНА

Проект работает с 2023 года. Начинался, как стартап в Школе социального предпринимательства. Тогда у меня уже пошел поток пациентов, и я поняла, что это именно то, что сейчас важно: проект, направленный на восстановление кожи после минно-взрывных травм, рубцов. За несколько лет он перерос в большой проект, больше ста человек воспользовались услугами. Есть куда расти и в глубину, и в ширину. Как врач я понимаю, какие процедуры можно добавить, чем расширить проект и улучшить состояние кожи. Но если у коллег есть необходимость, можем масштабировать — и Донецкая Народная Республика, и Запорожье, Херсон, те регионы, где нужны такие проекты. С удовольствием поделимся наработками.

ТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО

Ключевые технологии — медицинские. Сейчас много аппаратов, которые помогают уменьшить рубцовые изменения. Также цифровые технологии: медицина с цифровизацией идет в ногу. Много приложений, оцифровок. Было бы интересно использовать цифровые технологии для фотодокументирования «до и после», сравнивать промежуточные результаты. Например, добавлять ультразвуковые исследования кожи, цитологические показатели, чтобы понять, как меняется рубцовая ткань не только снаружи, но и изнутри. Это больше научный подход. Много интересных моментов, за которыми будущее, и их можно внедрять в наш проект.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА

Проект важен и актуален. Люди должны знать, что есть такие проекты, к кому обратиться в своем регионе. Первое — информационная поддержка, чтобы жители понимали, что мы готовы помогать. Второе — с точки зрения медицины: военные действия продолжаются, постоянные атаки дронов, пожары, ожоги, травмы ведут к увеличению числа пациентов. Хотелось бы сотрудничества с большими медицинскими центрами, куда мы могли бы передавать пациентов с большими травмами.

Также интересно обучение в центрах Москвы, Санкт-Петербурга — обмен опытом. Я была на национальном форуме по пластической хирургии и косметологии, рассказала о своей работе. Мне сказали: «Вы готовый спикер, можете участвовать». Нам есть чем делиться на форумах, но и опыт с «большой земли» хотелось бы получить. Еще интересно сотрудничество с фармацевтическими компаниями, которые разрабатывают препараты для восстановления кожи, например, содержащие ПДРН (полидезоксирибонуклеотиды — фрагменты ДНК, которые используют в косметологии для поддержки процессов восстановления кожи — примечание ЛИЦ), пептиды. Было бы полезно сотрудничать.

ГЛАВНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ

Для меня победа в региональном этапе — показатель моей работы. Важны те люди, которым мы помогли. Это главный показатель. Добрые слова, когда они присылают: «Спасибо, я вышла замуж», «Спасибо, я шевелю пальчиками», «Ножка зажила». Когда читаешь такие послания или слышишь, понимаешь: все не зря. Социальное предпринимательство — это предприниматели с душой, для души и для людей. Для меня важны цифры — количество людей, которым помогли. Мы помогли более чем ста пациентам.

В 2023 году я уже была победителем федерального конкурса «Мой добрый бизнес», награждали в Ельцинской библиотеке на Санкт-Петербургском экономическом форуме. Это не первое участие. Мне важно, чтобы о наших делах узнавали жители Республики, прифронтовых территорий и могли спокойно обращаться за помощью.

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

Сейчас мы часто рассматриваем человека не как единый организм, а посистемно. В медицинской и социальной реабилитации нужно подходить к пациенту как к личности, единой цельной личности. Почему это важно? Казалось бы, кожа и психология — где они? А они прямо стыкуются. Если у жены шрам, она замыкается. Важна не только работа с пациентом в комплексе, но и с членами семьи, чтобы они помогали в домашних условиях. Взаимодействие должно быть и с пациентом как с личностью, и с семьей. Это высший пилотаж реабилитации, когда два фактора — комплексность самой личности и поддержка семьи, друзей, общества, государства — работают вместе. Тогда человек чувствует себя защищенным, понимает, что он не один на один со своей проблемой.