Великая Отечественная война — это трагическая страница в истории России, но вместе с преступлениями нацистов на ней кровью записаны подвиги наших бойцов. О временах оккупации Ворошиловграда и героизме воинов-освободителей корреспонденту ЛИЦ рассказал директор Луганского краеведческого музея Артем Рубченко.
ПРОМЫШЛЕННОЕ СЕРДЦЕ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
К началу войны Донбасс обеспечивал углем порядка 60% страны. Ворошиловградская область выделялась высоким процентом городского населения: к началу 1941-го года в ней проживало порядка двух миллионов человек, из них около 200 тысяч в самом Ворошиловграде и более 50 тысяч в городах области. Из больших предприятий в Ворошиловграде действовали патронный завод № 60, тепловозостроительный завод имени Октябрьской революции, пороховой завод № 59 имени Петровского, в области — Алчевский металлургический комбинат, Лисичанский содовый завод и Рубежанский химический комбинат. И это только основные, самые крупные предприятия.
ИЗ ДОНБАССА НА УРАЛ
В августе 1941-го все предприятия перешли на производство военной продукции. На заводах выпускали автоматы ППШ, минометы, корпусы авиабомб и гранат, но уже в октябре в Ворошиловградской области начались бои. Промышленные мощности активно вывозили на Урал, а вместе со станками уезжали и квалифицированные рабочие. В Оренбурге, например, до сих пор действует предприятие, основанное на оборудовании Луганского патронного завода.
В июне 1942 года немцы перешли в очередное наступление, и началась вторая волна эвакуации. Заводы, электростанции и шахты взрывались при отходе. Все, что не удавалось вывести со складов, раздавали населению, а сельскохозяйственную технику выводили в колоннах, но немцы слишком быстро продвигались, очень многое было утеряно.
Захватчики перехватили линии отхода в районе Миллерово, поэтому многие из северных районов Ворошиловградской области просто не успели эвакуироваться и остались в оккупации.
ПРОВАЛ ХАРЬКОВСКОГО НАСТУПЛЕНИЯ
Область оставили после провала нашего наступления на Харьков в мае 1942-го года. Немцы окружили несколько наших армий под Барвенково. Соответственно, образовалась брешь в обороне, которую сложно было закрыть действующими частями, а оккупанты готовили новое наступление. Они хотели взять Сталинград. Немецкие части вышли к Воронежу, а оттуда вдоль Дона пошли на юг. Советское командование решило отвести войска и оставило город.
Порядка шести наших дивизий было окружено под Миллерово, а остальные, сумели выйти к Ростову-на-Дону. Например, 395-я стрелковая дивизия через Ростову-на-Дону вышла на Кавказ, а в дальнейшем обороняла Туапсе и освобождала Таманский полуостров.
НЕ ЗАБУДЕМ, НЕ ПРОСТИМ!
Формально оккупация началась 17 июля 1942 года и длилась порядка семи месяцев. Наши части вели сдерживающие бои на подступах к городу. Немцы уже подходили к Сталинграду, перехватывали пути отхода. Последний город, который оставило наше командование, был Свердловск. Советские войска ушли из него 20 июля 1942 года. С этого дня началась оккупация Ворошиловградской области.
Город был закреплен за немецкой фронтовой администрацией. Оккупанты нашли людей, которые с ними сотрудничали, сформировали здесь «городскую управу» и начали «зачищать» город: 1 ноября 1942 года, все еврейское население Ворошиловграда собрали в районе нынешнего стадиона «Авангард». Оттуда их вывозили к противотанковому рву невдалеке от аэродрома военно-авиационной школы. Порядка трех дней немцы проводили расстрелы. Прежде всего казнили еврейское население, потом тех, кто подозревался в работе на наше подполье. В этом рве лежат более трех тысяч погибших. Сейчас на месте немецких расстрелов установлен мемориал «Не забудем, не простим!».
НАРОДНЫЕ МСТИТЕЛИ
При каждом райкоме создавались вооруженные подпольные отряды. Они уничтожали немецких старост, возвращали продовольствие, отобранное у мирного населения, пускали под откос железнодорожные составы, взрывали мосты и склады. Однако среди подпольщиков был предатель — водитель одного из наших партийных деятелей. Он выдал немцам расположения партизанских частей, и они уничтожали бойцов сопротивления звено за звеном.
Так, отряд под командованием секретаря городского комитета партии Ивана Яковенко попал в окружение под Станицей-Луганской. Погибли семеро, остальные рассеялись по местности. Позже сотрудник НКВД Яков Сиворонов принял командование уцелевшей частью отряда и увел подпольщиков в Кременские леса. После освобождения Сталинской и Ворошиловской областей отряд ушел на левый берег Днепра, где продолжал разрушать немецкие коммуникации.
ХРОНИКА ОСВОБОЖДЕНИЯ ВОРОШИЛОВГРАДА
31 января 1943 года наши войска подошли к Северскому Донцу. Наступала 3-я гвардейская армия под командованием Дмитрия Лелюшенко (порядка семи тысяч личного состава). Оборонялась 3-я горно-пехотная дивизия и пехотная группа «Фреттер Пеко». Также у немцев были французские и итальянские резервные части.
Красноармейцы начали наступление с севера. Дивизия полковника Мухина переправилась через реку, взяла Комиссаровку и Новосветловку.
5 февраля начались городские бои. Советские войска захватили здание мелькомбината и попытались развить наступление, но немцы успели закрыть брешь в обороне. Позже бойцы Красной армии взяли «Острую Могилу», оттуда пытались наступать на аэродром, но попытка не увенчалась успехом. Наши части сильно устали. 279-я стрелковая дивизия вела городские бои пять дней, три — в полном окружении.
Уже 10 февраля 8-й кавалерийский корпус попытался прорвать немецкую оборону с юга. В его состав входили три дивизии, по 3,5 тысячи бойцов в каждой. Атака оказалась неудачной, и кавалеристы отправились в рейд по тылам противника. Они должны были дойти до станции Дебальцево и прервать подвоз снарядов и резервов в оккупированный город. Конные части пробили брешь в обороне противника и пошли вдоль железной дороги Перевальск — Чернухино. Но противник успел подтянуть резервы в Дебальцево. Из Франции прибыла пехотная дивизия, и кавалеристам не удалось взять станцию. Неделю части 8-го кавкорпуса вели бои под Чернухино, но все же попали в окружение. Они совершили обманный маневр и, несмотря на метель, атаковали немецкие гарнизоны в Фащевке и Красном Куте. Кавалеристам удалось выйти к Петровскому, оттуда они пробились к нашим войскам, но понесли большие потери. Уже после освобождения Ворошиловграда 8-й кавкорпус преобразуют в 7-й гвардейский. Их рейды сыграли свою роль:
14 февраля оккупанты уходят из города, чтобы выровнять линию фронта. Видя, что немцы готовят отход, наши войска усилили напор. В этот же день на центральной площади города поднялось красное знамя. Ворошиловградская область была полностью освобождена 4 сентября 1943 года.
БРАТСКАЯ ПОМОЩЬ
Город пострадал достаточно сильно. Немцы уходили организованно, целенаправленно взрывая все заводские постройки. Линия фронта почти семь месяцев держалась в 20 километрах от города.
Как отмечают историки, оккупанты сожгли и разрушили 1700 жилых домов, 30 школ, здания краеведческого музея, драматического театра, педагогического института, все кинотеатры и больницы. Ущерб, нанесенный городу, составил более миллиарда советских рублей.
На момент освобождения из довоенных 200 тысяч в городе оставалось около 1 700 жителей. За весь период оккупации более 70 тысяч ворошиловградцев были угнаны в Германию, до 100 тысяч погибло од голода и морозов.
Город периодически подвергался авианалетам, но, несмотря на это, местные жители активно восстанавливали заводы и жилые постройки. Еще шла война, а уже работали школы, поликлиники и библиотеки. Рабочие извлекали из развалин разрушенные станки, собирали из уцелевших запчастей необходимое оборудование, но только после нашего наступления на реке Миус можно было полноценно приступить к работе. Весь Советский Союз участвовал в этом процессе. Промышленные предприятия Советской России прислали в Ворошиловград более 100 профильных специалистов и свыше 300 молодых рабочих.
Были и области, закрепленные за пострадавшими регионами Донбасса. Башкирия буквально с момента освобождения области официально стала нашим «шефом». С февраля 1943 года она направила городу более 200 вагонов леса, станки, инструменты и стройматериалы. В 1948 году была учреждена медаль «За восстановление угольных шахт Донбасса».