О жизни, творчестве и впечатлениях от встреч с луганской детворой в интервью ЛуганскИнформЦентру рассказывает детский писатель из Москвы, популяризатор науки Дарья Мультановская.
ПАМЯТИ НАСТАВНИКА
По образованию я редактор книг и периодики. В 2008 году окончила Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова.
Ох, как и кто нас там учил! Один Михаил Федорович Ненашев чего стоит: глыба, легенда отечественной журналистики и редакторского дела. А еще – Человек с большой буквы.
Когда восемь лет назад я начала преподавать на журфаке столичного Института международного права и экономики имени Грибоедова, решила, что буду стремиться к образу такого наставника, которым был Ненашев.
НАЧАЛО ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ
Первая моя детская книга выросла из личных детских переживаний.
"Тайная жизнь растений" – научная сказка о том, какие удивительные приключения ждут нас в саду и огороде буквально под каждым листом. То есть она об агрономии.
Изначально планировалось, что настоящий ученый-агроном подберет сухие научные факты об овощах и прочих растениях, а я из них, как из семян, проращу сказочный сюжет. Но агроном ушел в закат, остались я и идея книги. А я-то уже, сами понимаете, загорелась, погрузилась в тему, отступать некуда.
Сижу, размышляю над книгой и вспоминаю, как впервые столкнулась с огородной темой. Мне было семь лет – столько же, сколько моим читателям. Родители только что купили участок в шесть соток.
О, как я его не любила! Ну какое удовольствие копаться в земле? Грязно, мокро, червяки. И так, и этак пытались родители привить мне любовь к земле. Без толку. Нет, я, конечно, помогала: копала, полола, поливала, но, мягко говоря, без души.
"Вырастешь – поймешь, – говорила мама. – Земля потянет".
И потянула. Как только агроном растворился.
Я стала сама искать научные факты, говорить со специалистами, смотреть научно-популярные передачи. Находила факт, крутила его, пробовала на вкус – уляжется в мою сказку или нет.
На улице лето, самый сезон. Работаю, в общем, над книгой, езжу на огород – там хорошо пишется. Устану – пойду над морковной грядкой зависну, к помидорам в теплицу зайду.
Постепенно сакральный смысл слова "огород" начал мне открываться. Я влюбилась в землю, почву, растения. Влюбилась в природу, ее циклы рождения, смерти и снова жизни.
Я решила рассказать детям о том, что такое огород на самом деле. Это место интересных приключений, а агрономия – ничуть не скучнее, чем палеонтология.
Как только закончила рукопись, отправила в издательство. В тот же день приходит ответ: "Дарья, берем в серию "Научные сказки", печатаем!"
НАУЧНЫЙ РЕДАКТОР
Научного редактора в моем детском научпопе нет. Но это не значит, что можно выливать на страницы книги непроверенную информацию. Нет, так нельзя, в этом и заключается ответственность писателя перед читателями.
Поэтому все научные факты тщательно проверяю сначала я – в нескольких источниках, заслуживающих доверия. Потом редактор, затем корректор. Все серьезно.
ПУБЛИКАЦИИ
Мои книги выходят в издательстве АСТ, в редакции "Аванта". Я уже упоминала серию "Научные сказки". Недавно в ней вышла новая моя книга "Дорожные истории" – о транспорте и правилах дорожного движения. Надеюсь, она так же быстро найдет своих читателей, как "Приключения в мире динозавров", "Тайны зоопарка", "Как устроена Земля".
"Было бы здорово сделать не просто научпоп книгу, а еще и научные прописи", – как-то подумали мы с моим редактором и – сделали. В новой серии "Учимся писать буквы" вышли уже две познавательные прописи – "Космобуквы" и "Буквозавры". В них есть алфавит, описание научного термина на каждую букву, например, А – Астероид, картинка для разукрашивания и, конечно, поле для письма, чтобы тренировать руку.
А на днях вышла дебютная книга серии "Познавательные сказки". В ней я беру известные сказочные сюжеты – про Красную Шапочку, Белоснежку – и сопровождаю их научными объяснениями разных явлений и процессов. Например, идет Шапочка через лес, а что такое лес, что такое царство растений, какие в лесу живут деревья и водятся звери?
САМОЕ СЛОЖНОЕ, САМОЕ ЛЕГКОЕ
Самое легкое – поймать идею. Они роятся у меня в голове в огромном количестве. Я все время нахожусь в процессе придумывания разных историй, образов, даже слов.
А самое сложное… Пожалуй, закончить книгу в срок. Столько всего хочется успеть – и с читателями встретиться, и на авторские встречи съездить, и со студентами поработать. Да и личная жизнь. Но ничего, когда сроки совсем горят, откладываю все дела, расчищаю пространство и время и ныряю с головой в книгу.
ПРОЕКТ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ВСТРЕЧ
Я – выступающий писатель. Встречи с писателем побуждают детей заинтересоваться книгами в целом и темами, о которых я пишу. Вот стоит книга на полке – кто ее написал? Какой-то незнакомый автор. Кстати, многие дети считают, что писатели все вымерли как динозавры.
А тут приходит автор, живой, близкий, рассказывает интересные вещи, показывает яркие картинки. И книга тоже становится живой.
Я не берусь точно сосчитать, сколько встреч я провела в Москве и близлежащих регионах. Больше 150 точно. Но ведь там, подальше, тоже живут мои читатели, дети, которым самое время заинтересоваться книгами и научным знанием, чтобы потом не было поздно. И я поняла – надо ехать…
…надо ехать в Луганск.
ЗДРАВСТВУЙ, ЛУГАНСК
Мои книги впервые оказались в ЛНР в мае этого года. Их передали волонтеры из сообщества "Профсоюзный фронт и добровольцы-железнодорожники". Здесь, на месте, книги встретили Глеб Бобров, глава Союза писателей ЛНР, и Антон Кондратенко, председатель комиссии по культуре и образованию Общественной палаты ЛНР, директор Луганского учебно-воспитательного комбината "Восток". Они и стали организаторами нашего совместного проекта.
После этого маховик завертелся. В октябре в Новороссошанскую школу волонтеры доставили прописи серии "Учимся писать буквы". А в ноябре вместе с книгами в Луганск приехала я.
Тут отдельное спасибо управлению образования администрации Луганска и Луганскому региональному отделению Союза женщин России в лице Валентины Григорьевны Кияшко. Поддержка чувствовалась железобетонная.
И, наконец, тот, без которого даже идея той, майской, передачи книг не могла бы появиться. Это Платон Гурьянов – волонтер и самый надежный товарищ в таких важных приключениях.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА В ЛНР
За полтора дня я успела побывать в четырех учебных заведениях – школе № 50, учреждениях "Интеллект" и "Академия детства", гимназии № 60. Более тысячи детей посетили эти встречи. Когда я приезжала в школу, там все было готово, все подключено-настроено. Одно удовольствие выступать в таких условиях.
НЕЗАБЫВАЕМЫЙ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Я счастлива, что у меня была возможность пообщаться с луганскими ребятами. Они потрясающие: открытые, добрые, непосредственные, смышленые. А какие они задавали вопросы! И о книгах, и о личном – наперебой. Они любопытны, а значит, могут и будут учиться, постигать, узнавать.
Еще мне было важно поговорить со взрослыми – о том, как они были тогда и как они сейчас. Какие стойкие, отважные люди у вас в Луганске. Такие разговоры важны нам всем – и луганчанам, и мне, и тем, кто все это время помогал, доставлял гуманитарку, был рядом.
ПЛАНЫ
Продолжать писать и ездить выступать, знакомиться с детьми по всей огромной прекрасной России. Пускай наши дети везде читают общие книги.
Ведь в них зашит наш культурный код. Я обнимаю всех ребят, с которыми мы повстречались. И передаю приветы тем, с кем еще увидимся. Дай Бог, чтобы вы, друзья, были самыми счастливыми на свете.