О работе над муралом образа Богородицы Луганской в интервью ЛуганскИнформЦентру в Великую субботу рассказывает автор — художник из Подмосковья Александр Васильев.
СФЕРА СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
— Расскажите, как начали заниматься живописью?
— Сам я родом из села Еруслан Федоровского района Саратовской области. Там я окончил художественную школу, потом переехал в Саратов и закончил архитектурный колледж. После этого поехал в Москву учиться на графического дизайнера. Сейчас живу в Подмосковье, в городе Пушкино, где взял квартиру в ипотеку. У меня там мастерская. Работаю в сфере современного искусства: расписываю стены, фасады, интерьеры — так и зарабатываю на жизнь.
— Почему выбрали именно вас для проекта в Луганске?
— Думаю, потому что я работаю качественно и быстро. Меня знают по «сарафанному радио», особенно после проектов в Краснодарском крае. К тому же, недавно я выложил в интернет видео, как реставрирую икону. Товарищ из Краснодара увидел это, удивился и предложил мне поучаствовать в проекте в Луганске. Мне самому было интересно. Горжусь этой работой.
О КОНЦЕПЦИИ И ПОДГОТОВКЕ
— Как вы изучали историю Луганской Божьей Матери?
— Мы с напарником из Москвы перед поездкой почитали в интернете краткую информацию. Но подробности узнали уже на месте. Местные ребята, с которыми мы познакомились, сводили нас в святые места: показали «каменное дерево» старца Филиппа, которому было видение Богородицы. Там была бабушка, которая служит в церкви, — она тоже рассказывала истории о местночтимом старце. Это нас очень вдохновило. Мы чувствовали, что участвуем в чем-то важном, и гордились, что попали в такой духовно значимый проект.
— Какое символическое значение вы вложили в мурал?
— Я уговорил всех использовать золотую краску для рамки и ореола Богородицы. Раньше я реставрировал иконы и работал с поталью — это, как сусальное золото, тонкая блестящая пленка. Она создает эффект чего-то возвышенного, духовного. Золото на мурале должно было подчеркнуть святость образа.
— Повлияли ли религиозные традиции Луганска на ваш замысел?
— Точно не знаю, как ответить, но меня очень впечатлил момент, когда архимандрит Макарий Любавцев и Стефан Александрович Генич освящали фасад перед началом работы. Я раньше не видел, чтобы иконы рисовали на стенах зданий. Их энергия и вера зарядили меня. Они буквально «поставили мерки» — так я это называю.
— Были ли другие идеи для изображения?
— У меня не было возможности выбирать. Мне предоставили конкретную икону — ту, что, как говорят, привиделась старцу. Оригинальные образы выглядит иначе, но эта версия мне понравилась своей классической красотой. Как говорится: что дали, то и нарисовал.
О ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ
— Почему выбрали именно эту высотку?
— Место выбирали без моего участия. Говорят, местный реконструктор Александр Кукурекин нашел — он хорошо знает город. Это здание в центре города, одно из самых высоких в Луганске. С него виден весь город, и получилось, что Богородица как бы накрывает Луганск защитным омофором. Мы сами, когда поднялись наверх, были поражены видом — казалось, что образ «смотрит» на каждый дом.
— С какими техническими сложностями столкнулись?
— Первая проблема — краска. Когда заказывали колеровку, в магазине перепутали и прислали два ведра не того цвета. Хорошо, что у нас были колерные пасты — благодаря смекалке смогли подкорректировать оттенок. Вторая накладка — лак. Мы заказали силиконовый, но он не подходит для акриловой краски. Пришлось ехать на окраину Луганска в Стройцентр, чтобы купить местный акриловый лак. Из-за этого сроки немного затянулись, но мы успели закончить все до Пасхи.
— Какие технологии использовали?
— Основной инструмент — безвоздушный покрасочный аппарат. Он мощный, выдает широкий факел краски, но опасный: брызги разлетаются на несколько метров. Чтобы не задеть припаркованные машины, мы выставили предупредительные таблички и натянули ограничительную ленту. Также использовали аэрозольные баллоны для мелких деталей и обычные строительные кисти.
— Кто помогал в работе?
— Основную часть сделал я. Со мной был Юра из Москвы — на фасадной люльке нельзя работать одному по технике безопасности. Он помогал грунтовать стену и готовить поверхность.
Огромную поддержку оказал местный парень Никита. Когда у нас не хватило аэрозольных баллонов нужных оттенков, он достал их из своих запасов. Еще он подсказал, где купить материалы, и познакомил нас с местными художниками.
Куратор проекта Евгений решал все организационные вопросы: договаривался с подрядчиками, вел переговоры. Без него мы бы не справились так быстро.
РЕАКЦИЯ ЛЮДЕЙ И ЛИЧНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
— Как отреагировали жители Луганска?
— Большинство подходили к нам, благодарили, говорили теплые слова. Негатив видел только в интернете, но мы его специально не читали — было некогда. Думаю, мурал стал для многих символом надежды. Как сказал один местный: «Теперь у нас есть свой оберег».
— Какие эмоции вы испытывали во время работы?
— С одной стороны — гордость, что участвую в таком проекте. С другой — постоянное напряжение: боялись не успеть к Пасхе. Хотелось сделать подарок городу и тем, кто за нас молился. А еще переживал, чтобы родители мной гордились. Раньше, когда я рисовал на стенах, не всем это нравилось, а здесь — совсем другая история.
— Какой момент запомнился больше всего?
— Еще меня впечатлила фраза отца Макария. Когда журналистка «Вестей Луганска» боялась подняться на высоту, он сказал: «Не надо бояться. У нас всего два пути — либо вверх, либо вниз». Мы все тогда посмеялись, а потом мы эту фразу повторяли как мем.
— Изменилось ли ваше отношение к муралу после завершения?
— Да. После того как знакомые увидели работу и начали писать восторженные комментарии, я понял, что такие проекты важны. Многие просят сделать что-то подобное в их городах. Теперь я уверен: искусство может сохранять историю места.
ИСКУССТВО В УСЛОВИЯХ КОНФЛИКТА
— Как, по-вашему, искусство влияет на общество?
— Оно поднимает дух. Местные рассказывали, как устали от всего, что происходило здесь раньше. Мурал стал для них символом мира. А еще искусство объединяет: благодаря проекту мы подружились с ребятами из Луганска. Каждый вечер они водили нас по городу, показывали памятные места — это было очень душевно.
— Было ли давление извне?
— Нет. Никто не указывал, что рисовать. Просто дали изображение и контакты людей для связи. Я не пытался выражать какую-то позицию — делал то, что мне нравится.
— Что посоветуете художникам в сложных условиях?
— Не падать духом. Ищите единомышленников — даже среди тех, кто далек от искусства. В Луганске нам помогали люди, которых я едва знал. Например, тот же Никита — он не художник, но без него мы бы не справились. И верьте в чудо. Иногда все складывается само собой, как пазл.
ИСТОРИИ, КОТОРЫЕ ОСТАЛИСЬ ЗА КАДРОМ
— Знак свыше
— Перед этим проектом я реставрировал старую икону для родителей — она пережила пожар и долго лежала в забвении. Когда я закончил работу, отец отвез ее освятить. В тот же день мне позвонили с предложением расписать Богородицу в Луганске.
— «Икона вам поможет»
— В первые дни погода испортилась: шел дождь, и мы боялись не успеть. Но отец Макарий и местные верующие говорили: «Не переживайте, сама Богородица вам поможет». И правда — за десять дней управились, хотя сроки были жесткие.
— Неожиданная встреча
— Как-то я выложил в соцсети историю с началом работы. Мне написал парень из Ставрополя, с которым мы когда-то пересекались на фестивале «Карда». Он оказался местным и устроил нам экскурсию по Луганску, познакомил с друзьями. Благодаря ему город стал для нас по-настоящему родным.
— Чтоб родители гордились
— Я делал этот мурал, чтобы мои родители гордились. И чтобы люди, глядя на икону, чувствовали, что они под защитой. Даже если кому-то это не нравится — пусть. Главное, что для многих это стало символом надежды. А искусство должно давать надежду.