Сергей Ильин

Александр Пушкин — создатель современного русского литературного языка. О последней дуэли великого поэта и событиях, приведших к ней, корреспонденту ЛИЦ рассказал кандидат филологических наук Сергей Ильин.

— Мы с детства знакомы со стихами и сказками Александра Пушкина, сопереживали Онегину и Татьяне, читая его роман в стихах. Расскажите, Сергей Александрович, кем был великий поэт, что любил, что ненавидел, кто были его враги и как прошла последняя дуэль?

— «Пушкин — наше все» — эти слова принадлежат замечательному русскому поэту, эстетику, критику Аполлону Григорьеву, и они очень точно отражают наше современное отношение к Пушкину. Он действительно наше все.

Пушкин внес большой вклад в формирование современного литературного стиля. Он, по существу, создатель нашего литературного языка. Пушкин завершил ту титаническую работу, которую начали Александр Грибоедов и Иван Крылов. В XIX веке разговорный и литературный языки сближались. Если вы прочтете произведения писателей XVIII века, например, Михаила Ломоносова, Василия Тредиаковского, Александра Сумарокова, вы почувствуете, какой архаичный синтаксис тогда господствовал в литературном языке. Там много устаревших слов. Сегодня, читая этих писателей, вы уже испытываете напряжение, а читая Пушкина, вы ощущаете его нашим современником.

Фото: Луганский Информационный Центр/Анастасия Стеценко

— Существует множество догадок о причине роковой дуэли поэта. Расскажите, что вынудило Пушкина стать к барьеру?

— Есть много версий дуэли Пушкина, я остановлюсь на двух: на семейной теме, а также на общественно-политических интригах, которые сплелись вокруг поэта.

Предвестники дуэли были ощутимы уже в период сватовства Александра Пушкина к Наталье Гончаровой. Ему отказывали, потом давали надежду, и в конце концов, Наталья и ее семья приняли предложение поэта. Однако некоторые предзнаменования говорили о том, что этот брак будет неудачным: Евангелие падало во время венчания, жених выпускал из рук кольцо.

Кроме того, читая предсвадебную переписку Пушкина с Гончаровой, можно прийти к выводу, что это люди совершенно разного склада ума. Поэт писал одному из своих товарищей: «Я получил от своей невесты абсолютно бестемпераментное письмо». Если в Пушкине бушевала страсть и африканская кровь, то Гончарова была очень холодной и жесткой. Для нее главной ценностью был светский успех.

Среди поклонников жены Пушкина был молодой кавалергард француз Жорж Дантес. Высокорослый, изящный, белокурый, он обладал светским красноречием и нравился женщинам.

Дантес попал в Россию весьма сложным путем. Он был сторонником королевской партии, поэтому покинул Францию во время «Июльской революции». В Германии он случайно пересекся с голландским дипломатом бароном Луи Геккереном, направлявшимся в Россию. Впоследствии барон сделал дипломатическую карьеру и усыновил Дантеса при живом отце.

Геккерен — это сложная фигура, очень хитрый интриган. В XIX веке дипломаты могли привозить необходимые им вещи из-за границы без уплаты таможенных пошлин. Голландский посланник занимался контрабандой, торговал дорогими винами и антиквариатом. Впоследствии его бизнес вырос до таких размеров, что таможенникам пришлось жаловаться на его «несоизмеримые аппетиты» в другие министерства. Это не могло не раздражать Николая I, но ввиду сложной дипломатической ситуации он не мог выслать антиквара-любителя без подходящего предлога.

Геккерен обеспечил Дантесу головокружительную карьеру. Он попал в элитный полк лейб-гвардии, все удивлялись, каким образом он смог так быстро получить офицерский чин.

И вот на одном из балов Дантес познакомился с женой великого поэта и начал за ней ухаживать. Он шел на всевозможные уловки. Одной из последних было организованное им свидание у подруги Натальи Пушкиной, жены полкового командира Дантеса, Идалии Полетики. Там он впервые оказался с Пушкиной наедине. Вскоре поползли слухи, и поэт получил оскорбительное письмо, где его символически принимали в орден «рогоносцев». Что хуже всего, этот пасквиль был разослан друзьям поэта.

Письмо было анонимным, и до сих пор пушкинисты и историки не могут точно сказать, кто был его автором. Оно написано старинной вязью, так что почерковедческая экспертиза в этом случае бессильна. Наиболее вероятно, что автором был князь Петр Долгоруков, известный в то время интриган и сплетник.

Вот здесь мы переходим к той общественно-политической интриге, которую сплели вокруг Пушкина.

Дело в том, что, когда поэт находился в своем имении — селе Михайловском, к нему приехал лицейский друг Иван Пущин и рассказал о готовящемся восстании декабристов. Поэт решил ехать в Санкт-Петербург, но он был очень суеверным человеком: когда он уже собрал свои вещи и вышел из дома, ему встретилась крестьянка с пустыми ведрами. Пушкин вернулся домой и переждал несколько часов. Потом снова собрался ехать, но на выезде из Михайловского дорогу перебежал заяц. Он и спас Пушкина для русской литературы, сегодня этому зайцу установлен памятник в Михайловском.

Пушкин просто чудом не оказался на Дворцовой площади в день восстания. В январе из Северной столицы прибыл фельдъегерь и потребовал поэта к царю. Сам факт его доставки к императорскому двору очень символичен: Пушкин в пыльной одежде, сопровождаемый фельдъегерем, входит во дворец, в приемной сидят министры, мимо которых проводят поэта. Николай I очень долго беседует с Пушкиным, а когда они заканчивают, император выходит и говорит: «Господа, я только что беседовал с умнейшим человеком в России». С этого момента начинается сближение Пушкина и Николая I.

Влияние поэта на императора все росло, и это очень не нравилось министрам. По существу, после этого разговора сформировалось антипушкинское сообщество. Именно в этих кругах оказались Геккерен и Дантес.

— Поддержка министров не могла не повлиять на Дантеса. Вероятно, он усилил напор?

— Ухаживания Дантеса становились все более настойчивыми, он стал бывать в доме у Пушкина все чаще и ухаживать за его женой. Тогда поэт, не видя другого выхода, послал ему вызов. Геккерен, конечно, очень испугался и за свою карьеру, и за жизнь своего воспитанника. Тогда эти двое пошли на очень неординарный шаг. С Натальей Пушкиной жили ее сестры Екатерина и Александрина Гончаровы. Дантес, чтобы как-то выпутаться из ситуации и объяснить свои частые посещения, сделал предложение влюбленной в него Екатерине Гончаровой. Многие современники указывали на то, что она была некрасива, ей не удалось составить партию, она безумно влюбилась в Дантеса. Пушкин вынужден был отозвать свой вызов, а кроме того, император потребовал от поэта не предпринимать никаких действий, не поговорив с ним.

Дантес вел себя все более и более вызывающе, а его молодая жена никак не мешала ему продолжить ухаживания за Натальей Пушкиной. Более того, свадьба состоялась, и теперь он мог на совершенно законных основаниях бывать у нее в доме. Хотя Екатерина Гончарова переехала в дом барона Геккерена, но она встречалась со своими сестрами. Дантес перешел грань, и Пушкин на этот раз послал вызов уже не Дантесу, а его отцу, причем с очень резкими выражениями. Не принять его было нельзя, но дипломатическое лицо обладало неприкосновенностью, поэтому сам барон драться не мог, и за него вышел Дантес.

Для Пушкина это была не первая дуэль. По разным сведениям, он около 20 раз выходил барьеру. Владимир Даль в своих воспоминаниях о Пушкине говорил о четырех поединках, но на самом деле их было больше. Пушкин дуэлировал в Молдавии, Москве и Санкт-Петербурге. Его окружали офицеры, а он был частным, гражданским лицом. Известно, с каким высокомерием офицеры относятся к гражданским. Вот Пушкину и приходилось доказывать, что, хотя он не офицер, но вопросы чести для него очень существенны.

Непосредственно перед поединком Пушкин не занимался физическими упражнениями. Он всегда носил с собой чугунную трость для твердости руки, но поэт был далеко не в блестящей форме. Кроме того, в последнее время он болел, даже в день дуэли у него была совершенно необъяснимая лихорадка.

Если у Дантеса сразу же нашелся секундант, причем опытный, секретарь французского посольства виконт д’Аршиак, то Пушкин только в день дуэли случайно встретил своего лицейского друга барона Константина Данзаса. Он повез его во французское посольство, даже не говоря о предстоящем поединке, там они встретились с д’Аршиаком, и только тогда он спросил у Данзаса: «Согласны ли вы быть моим секундантом?» Барон согласился.

По закону участие в дуэли каралось смертной казнью, но чаще всего обходилось разжалованием в солдаты, ссылкой на Кавказ или гауптвахтой.

— Какими были последние часы поэта перед роковой дуэлью?

— Поединок проходил у Комендантской дачи у Черной речке. Сейчас туда можно доехать на метро, но тогда это была окраина города. Соперники прибыли на место только около пяти вечера.

Прошу обратить внимание на организацию поединка. Пушкин заказал пистолеты в «Магазине военных вещей» Алексея Куракина, а Данзас забрал их только перед дуэлью. По дороге на Черную речку им совершенно случайно встретилась карета жены поэта. Она была с детьми на утреннике и возвращалась домой, но из-за близорукости не увидела Данзаса и Пушкина.

— Как проходила дуэль?

— Когда приехали на место, дул очень сильный ветер. Снег был по колено, и где-то минут 30 ушло на то, чтобы его утоптать. Противников расставили на 20-ти шагах, а барьеры установили на десяти. Они дуэлировали, по существу, в темноте. Ведь мы прекрасно знаем, что Санкт-Петербург — северный город, и уже в три часа там начинает темнеть. Но Пушкин был в таком состоянии, что ему было абсолютно безразлично — где, когда и как.

Существуют разные способы ведения дуэли. Одни предпочитают быстро выйти к барьеру и выстрелить, другие, наоборот, полагают, что нужно стрелять вторым. Пушкин был сторонником второго способа, потому что если бы он выстрелил первым и не попал, то вынужден был бы подойти к барьеру и дать противнику спокойно прицелиться. Дантес сделал выстрел, не доходя до барьера. Пуля попала в область таза, и, ударившись о берцовую кость, вошла в живот. Пушкин упал, но пришел в себя. Поэт долго целился, но все же выстрелил, и Дантес упал. Дело в том, что противник поэта прикрывался рукой и пуля, пробив ее между кистью и локтем, попала в пуговицу. Так как пуговицы на мундире Дантеса были костяные, она просто отрикошетила, контузив его. Дантес упал, Пушкин крикнул «Браво!», но его противник тут же встал. Рана на руке была сквозной.

Недалеко от места дуэли находился барон Геккерен, ожидавший Дантеса в карете. Он уступил ее раненому поэту. В квартиру Пушкина внес его слуга Никита Козлов. Тут же рядом с квартирой поэта собралась толпа, и его друг поэт Василий Жуковский постоянно вывешивал на дверях сведения о состоянии Пушкина.

— Известно, что в последние дни поэта рядом с ним был наш знаменитый земляк Владимир Даль. Расскажите, как Казак Луганский познакомился с Пушкиным? Что их объединяло?

— Владимир Даль был врачом и товарищем поэта. Пушкин познакомился с ним в Санкт-Петербурге. Поэт и лексикограф встречались и в Оренбурге, когда Пушкин собирал материал для «Истории Пугачевского бунта».

Даль был военным врачом, поэтому как только он узнал о дуэли, пришел в квартиру к умирающему поэту и не отходил от него ни на шаг. Пушкина лечили лучшие врачи, но Ангел Хранитель, как называли Даля его друзья, все время был рядом. Несмотря на все усилия, 29 января, по новому стилю 10 февраля, 1837 года два часа сорок пять минут пополудни Даль закрыл ему глаза.

После смерти Пушкина Даль получил от вдовы его перстень. Позже он вспоминал: «Теперь перстень Пушкина для меня настоящий талисман. Как гляну на него, пробежит по мне искорка и хочется приняться за что-нибудь порядочное».

Можно предположить, что этот прощальный подарок вдохновил Казака Луганского на создание «Толкового словаря живого великорусского языка», а также на сборники «О поверьях, суеверьях и предрассудках русского народа» и «1000 русских пословиц и поговорок».

Имя Пушкина не только не забыто, его поэзия стала основанием русской культуры. Сам поэт стал национальным символом России. Для каждого, кто открывает его стихи, они звучат по-своему, лично. Это касается как строк, посвященных любви и дружбе, так и написанных к определенному событию. Например, «Бородинская годовщина» звучит сейчас совершенно по-новому:

Не вся ль Европа тут была?
А чья звезда ее вела!..
Но стали ж мы пятою твердой
И грудью приняли напор
Племен, послушных воле гордой,
И равен был неравный спор.
И что ж? свой бедственный побег,
Кичась, они забыли ныне…

— Сергей Александрович, скажите, что в вашем понимании значит любить Пушкина?

— Владимир Набоков сказал: «Любить Пушкина — это значит любить Россию». Я с ним полностью согласен.

Фото: Луганский Информационный Центр/Анастасия Стеценко