ФОТО: Луганский Информационный Центр/ Анастасия Стеценко
ФОТО: Луганский Информационный Центр/ Анастасия Стеценко

О пути и жизни в кинематографе, о Тарковском и Панфилове, сибирских староверах и фильме о них, о новом луганском кинопроекте и впечатлениях об ЛНР в интервью ЛуганскИнформЦентру рассказывает известный российский кинематографист, режиссер екатеринбургской кинокомпании "СНЕГА" Павел Фаттахутдинов.

КИНО ПО СОСЕДСТВУ

Кино – это сильная ментальная инфекция. Если в детстве ты контактировал с работниками кино, то в дальнейшем, как бы не изворачивался, кино возьмет тебя за горло. Так случилось и со мной.

Отец - скульптор - получил от Союза художников СССР новую квартиру. В советское время работников культуры селили кучно. Наша семья попала в дом, где его половину занимали работники свердловской киностудии.

Мне, подростку, страшно хотелось иметь собаку, просто до страсти. Но молодая моя маменька, понимая, что уход за животным ляжет на нее, даже слушать не хотела. А кинематографисты в нашем доме все держали собак. Я предлагал всем погулять с их собакой. Пожилые люди охотно соглашались. Среди них был знаменитый Литвинов, которого когда-то Ленин похвалил за фильм о малых народах Дальнего Востока. Я до сих пор как наяву вижу его высохшую фигуру, испещренное морщинами лицо и слышу низкий потусторонний голос. Иногда он удостаивал меня беседой. Возможно, именно тогда и произошло "заражение".

СОВЕТ ТАРКОВСКОГО

Тем не менее я закончил математическую школу, поступил на матмех Уральского университета и распределился в академический Институт математики и механики. Казалось, судьба моя решена. Но тут вышел фильм Тарковского "Зеркало". Я вдруг почувствовал, что кино может с такой силой воздействовать на душу человека, что потерял покой. Поехал в Москву и нашел Тарковского. Он посоветовал поступать на Высшие курсы Госкино СССР в следующем году. Сказал, что ему дадут мастерскую. Так я и сделал. Тарковскому не дали мастерскую, но дали Глебу Панфилову, который меня взял.

Все последующее обучение в мастерской Панфилова прошло в постоянной полемике мастером о творчестве Тарковского. Что не помешало мне оказаться на практике у Тарковского на "Сталкере" в Таллине, когда он снимал с оператором Георгием Рербергом. Сейчас, когда Глеба Анатольевича (Панфилова) уже нет в живых, я порой вспоминаю его откровения о партийной номенклатуре – ведь именно партийная верхушка сдала Западу Советский Союз, а он был сыном второго секретаря Свердловского обкома КПСС.

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО

Долгое время я считал, что только игровое кино достойно внимания. Кино, думал я, создает режиссерская фантазия и мастерство оператора, понимающего замысел режиссера.

Когда Свердловская киностудия приказала долго жить, я некоторое время работал на ТВ. Неожиданно кинокомпания "СНЕГА" предложила выручить их – молодой документалист завалил картину. На оставшиеся деньги надо было снять фильм с нуля. И тут для меня случилось открытие! Я вдруг увидел, что простой человек может проживать свою жизнь талантливее, чем это показывают за него артисты кино. Что в драматические моменты своей жизни люди играют много лучше народных артистов. И вопрос только в том, чтобы суметь это снять и показать зрителю. Вот это открытие определило мою любовь к документальному кино и общий разворот от собственных фантазий к человеку.

Первую мою картину "Лиза" заметили в кинокомпании. О ней много писали, показывали по ТВ. Похоже то, что меня потрясло в доке (документальном фильме), удалось в какой-то степени донести и до зрителя. Формулировали это так, цитирую неточно: "иногда документальное кино может быть не хуже игрового".

СИБИРСКИЕ СТАРОВЕРЫ

Документальному сообществу полюбился наш фильм "Бирюса". Для меня, русского по матери, староверы - носители глубинного национального характера. Мне очень хотелось рассказать о жизни этих мужественных людей, о том, как они через века пронесли свой уклад. Именно с таким планом съемочная группа отправилась на Бирюсу к сибирским староверам. По прибытии нарисовался облом. Несмотря на уверения начальницы сельсовета – "приезжайте, я с ними договорилась", – староверы сниматься отказались. Как я ни выплясывал перед ними, ни уговаривал – жесткий отказ. В итоге нас из села просто прогнали. И тот материал, который опытный оператор снимал вне плана, стал основным в фильме. Неожиданно получился мудрый смешной фильм о доле документалистов и о России.

ВОЙНА ОЧИЩАЮЩАЯ

Кинокомпания "СНЕГА" постоянно старается высказываться по самым насущным для страны темам. С 2014 года наши сердца с восставшим Донбассом! Да, война - это людское горе! Но в России война - это еще и оздоровление общества. Наша общая Родина мучительно выбирается на свободу из колониальной зависимости. И, даст Бог, освободится! Надежды на это мы связываем с началом СВО на территории бывшей УССР. Именно здесь, в Донбассе, мы видим начало будущего оздоровления жизни всей страны. Здесь мы пробуем искать современных Мининых и Пожарских. Своего единомышленника я нашел в Луганске. Это писатель Глеб Бобров. Он познакомил меня с героем Луганска Александром Унгером и написал сценарий о нем. На питчинге Минкульта России сценарий получил государственное финансирование.

ЛУГАНСК – НАСТОЯЩАЯ РОССИЯ

Я в Луганске первый раз. И должен сказать, что Луганск – это абсолютная, настоящая Россия. И по людям, и по храмам, и по всему остальному. Луганск будит чувство гордости за русского человека. Когда на него начинают давить, он восстает. Спасибо за это переживание!

ПРЕЗИДЕНТСКОЕ ПОСЛАНИЕ

Как стреляный воробей, я стараюсь заранее встретиться с героями будущего фильма. Успеть до начала съемок сойтись, подружиться, преодолеть начальную скованность, а, главное, понять – правильный ли я сделал выбор. Раньше "ум, честь и совесть нашей эпохи" отдавали партии. Должен сказать, что все эти качества у Александра Унгера в наличии. Трудно даже представить, что Александр почти перешел грань жизни и смерти, восстановился и снова стал молодцом. Причем опыт "смерти" дал ему какую-то мудрую спокойную смелость, человеческую широту и обаяние. Эх, если бы такие люди могли попадать куда-то наверх… Горя бы не знала Россия. И об этом, кстати, тоже говорил наш Президент в своем послании Федеральному собранию.

ПОКАЗЫВАТЬ ДЕТЯМ ГЕРОЕВ

Часто после премьеры зрители говорят мне, что фильм надо показывать в Госдуме и во всех школах. Про Думу не уверен, но в школах, хотя бы в Луганске, хотелось бы показать. Детям надо предлагать своих героев. А если он еще и живой, и красивый, и обаятельный - это может повлиять на ребенка. А значит, мы принесли стране маленькую пользу!