О содержании и значении недавно изданного 16-го номера периодического издания Союза писателей (СП) ЛНР литературно-художественного альманаха "Крылья" ЛуганскИнформЦентру рассказывает секретарь правления республиканской писательской организации, известный луганский литератор Андрей Чернов.

СЕДЬМОЙ "ВЗМАХ" ЗА ГОДЫ ВОЙНЫ

Альманах "Крылья" вышел в свет в 16-й раз. Номер 2022 года – седьмой "взмах" за годы войны, убедительное свидетельство твердости духа народа Донбасса, его творческого потенциала и веры в избранный путь. Воплощение в слове коллективного сознания: образов памяти прошлого, осмысления настоящего, мечтаний о будущем.

Литература во все времена стремится ставить вопросы и отвечать на них. И вопросы эти – самые разные, порою простые, тривиальные, кажущиеся пустяком. Другие же давят нас всей тяжестью смысла нашего существования. Но и первые, и вторые определяют человеческую жизнь в каждый момент, каждый миг – в радости и горе, в любви и ненависти. И без единичного, незначительного порою невозможно понять общее, сложное.

Шестнадцатый взмах луганских "Крыльев" раскрывает перед нами череду подобных вопросов. В прозе, поэзии, эссе предстают перед нами живые люди – наши современники, переживающие различные моменты своей жизни. Они в равной степени индивидуальны и типичны. За каждым персонажем рассказов или стихов мы узнаем нашего современника, ищущего ответы в бурном море сомнений.

ФЕНОМЕН ПАМЯТИ

Примечательно, что одним из идейных стержней "Крыльев" выступает феномен памяти – памяти человека, памяти места, памяти народа. Жгучим эмоциональным сгустком, тревожащим самость, предстает память в стихотворении Светланы Сеничкиной ("Память – в душах, / А не в шарах воздушных…"). Не остывающими углями воспоминаний о пережитом явлена память у Дениса Попова: метафора не тления, а сохранения жара любви ("Слово о малой родине"). Наталья Джурович разворачивает перед нами целое полотно образов – о Родине, о близких, о детстве. Утраченное не утрачено, а переплавлено в сознании в удивительное единство настоящего и прошедшего. Прошедшее как факт осталось в прошлом навсегда, прошедшее как воспоминание – навсегда остается в сознании человека, выступая сущностным моментом каждого мгновения жизни.

ОБРАЗЫ ДЕТСТВА

Образы детства – образы истоков становления человеческой личности, здесь ростки всех наших удач и неудач, взлетов и падений. К этим воспоминаниям обращается в стихотворениях Дмитрий Филиппенко: лирично, с надломом, передающий крушение детской мечты. Весь мир раздваивается для лирического героя его стихов на мир мечтания и мир действительности, дисгармония этого двоемирия переживается как экзистенциональная боль.

Иной предстает память детства в рассказе Олега Роменко "Филателисты" (одном из самых ярких в сборнике). Здесь тоска по утраченному скрыта динамичным сюжетом и комизмом повествования. Но за остросюжетным антуражем и добрым юмором просматривается пристальный взгляд в полутьму прошедшего. И угадывается вопрос: что определяет в детстве становление человека? Вопрос, читаемый между строк, остается без ответа – как для героя, так и для читателя.

Лиричное погружение в детские (и не только) воспоминания совершает лирический герой Ивана Привалова. Каждое мгновение здесь – глоток чистой воды, счастье "вновь обретенного" дня. Отрывочность воспоминаний предстает не дискретно, а целостно, будто выстраиваемая из крохотных кусочков смальты огромная картина. Это взывание не столько к конкретным воспоминаниям, сколько к мечте и фантазии, воображению детской мечты.

ЭКСТРАКТ СОБЫТИЯ

Совсем другого рода память мы находим в емких, лаконичных, предельно лапидарных строках рассказов Владимира Пахомова. Автор строит повествование на отрывочных штрихах – это не рассказ в чистом виде, а краткая запись-зарисовка из блокнота. Такие делают, чтобы не забыть важное – nota bene, остающееся как выжимка, экстракт события. Несмотря на щепетильную скудость повествования, рассказы Пахомова бьют в самую цель коллективной памяти. Суровые образы врага удались рельефно. Они предстают в облике омерзительных, отказавшихся от своей женской сущности убийц из СС "Галичина", шокировавших в годы Великой Отечественной своей жестокостью даже немцев. Или в еще более жутком виде – испрашивающем "милости прощения" старике, взявшем на себя грех "оговора" невиновных в трижды проклятые 1930-е годы. Все это – болевые точки народной памяти, то, что не забывается и не забудется никогда.

СУЩНОСТЬ ПЕРЕЖИТОГО

Настоящее каждым своим мгновением неумолимо превращается в прошлое. Очень трудно увидеть ценное и важное в череде мгновений настоящего, выхватить из небытия лики и образы настоящего. Но без этого невозможно сохранить сущность пережитого. Потому так велико значение раздела "Память" в альманахе "Крылья". Здесь сохраняется память о людях Луганщины – живых участниках культурной и общественной жизни Луганска и Республики. В 16-м номере страницы памяти "Крыльев" посвящены Любови Кульбацкой, Анатолию Бондарю и Александру Елизарову. Любовь Кульбацкая – один из известнейших музейщиков Луганщины, научный сотрудник литературного музея Владимира Даля в Луганске с первых дней его открытия. Ее стараниями сохранялась память в нашем городе о Владимире Дале. Анатолий Бондарь – ветеран Великой Отечественной войны, преподаватель-историк, живой свидетель и ученый, отстаивавший правду о подвиге народа многие десятилетия. Александр Елизаров – художник, мобилизованный в феврале этого года и погибший в боях у Камышевахи. Три разных человека, три судьбы, в каждой, будто в раскрытом окне, предстает живая эпоха, очеловеченная, не абстрактная.

Тематика представленных в "Крыльях" произведений необыкновенно широка и отражает широту русской цивилизации. Не зря в луганском альманахе такая широкая география авторов: ЛНР, ДНР, Подмосковье, Калининград, Республика Коми, Крым, Кузбасс, Челябинск, Белгород, Орел, Черногория, Узбекистан, Греция, США. Это единое пространство русской речи, русских смыслов, единой памяти.

***

Литературно-художественный альманах "Крылья" издается с 2006 года. С 2015 года "Крылья" имеют статус печатного органа и периодического издания СП ЛНР. *к15*к29*и