О юбилейном, 15-м, выпуске периодического издания Союза писателей ЛНР литературно-художественного альманаха «Крылья» в интервью ЛИЦ рассказывает кандидат филологических наук, член Пермского регионального отделения Союза писателей России Галина Чудинова.

С ОСОБЫМ ТРЕПЕТОМ

С момента начала военных действий в Донбассе луганский альманах «Крылья» сделался моим любимым журналом, каждого выпуска которого я ждала, что называется, с нетерпением сердца. С главным редактором журнала Ларисой Черниенко, профессором Луганского педагогического университета, известным всему Донбассу литературоведом, и членом редколлегии Сергеем Прасоловым я проработала вместе семь с половиной незабываемых лет, вплоть до 1995-го года, на кафедре литературы тогдашнего пединститута. Со многими авторами альманаха лично познакомилась в ходе трех поездок в ЛНР и ДНР. С особым, трепетным чувством прочла я 15-й, юбилейный взмах «Крыльев».

СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО

Уникальность журнала в том, что единственный на просторах Русского мира он выходит в тяжелейших условиях непрерывных военных действий на линии соприкосновения с силами украинских неонацистов. Каждый выпуск — это подвиг его авторского коллектива. Однако, альманах уникален и тем, что с момента создания первый его редактор, известный есениновед Анатолий Мальцев решительно отказался от местечковой замкнутости, от публикации произведений только донбасских авторов, что, несомненно, привело бы к понижению планки мастерства и потерям читателей. И вновь в 15-м номере альманаха широко представлены все роды и жанры литературы. Привлечение к участию в юбилейном взмахе тридцати девяти современных авторов из ЛНР, ДНР, России, Белоруссии, Сербии, Греции, Германии позволило высоко поднять художественный уровень журнала, сделать его важнейшим связующим звеном в литературном пространстве Донбасса и России.

РАЗДЕЛ ПОЭЗИИ

В обширном разделе «Поэзия» представлены стихи не только широко известных авторов, но и молодых дарований. Перекличка эпох от античности до наших дней, глубокое осмысление причин и следствий длящейся уже восьмой год трагедии Донбасса — таков лейтмотив большинства стихов. Великолепен повтор-рефрен в «Алгоритме» Юнны Мориц, адресованный западным странам-агрессорам: «Начнут войну, а мы ее кончаем!..» Примечательно название поэтического цикла Алексея Полуботы «На жгучих полях Новороссии».

Вечная проблема поиска смысла жизни, неизбывная вера в торжество любви над смертью нашла свое неповторимое воплощение в стихах Нани Сариду, Драганы Мрджа, Алексея Молодцова, Олега Стельникова, Любови Бондаренко. К высотам человеческого духа устремлено стихотворение Ольги Жогло «Русские витязи», посвященное пилотажной группе покорителей неба. Привлекают внимание трогательные и добрые стихи Веры Давыденко в рубрике «О детях и для детей». Легендарному прошлому и настоящему Луганска адресованы строки Михаила Бондарева. Поэты-песенники Андрей Бабожен и Оксана Макасеева воспели лучшие качества русского народа. К сожалению, объем рецензии не позволяет сказать обо всех поэтах и их стихах.

ОРИГИНАЛЬНЫЙ СЦЕНАРИЙ

Своего рода шедевром в «Крыльях» стал оригинальный сценарий Вадима Комкина и Глеба Боброва «Исход Гарегина». Необычайная, редкостная художественность достигнута перемещением условной кинокамеры с одной «съемочной площадки» на другую. Читатели зримо видят колонну машин со скарбом армянских беженцев да людей, бредущих по дороге из брошенных сел и деревень Нагорного Карабаха. Характеры двух главных героев драмы, пожилой женщины Гаянэ и ее мужа, старика Петроса, переданы не в словах, а в их решительных действиях. Таково возвращение Гаянэ с ополченцами в покинутое село, где для старика Петроса драгоценной памятью о прошлом стало выкопанное из земли гранатовое дерево и старинное, доставшееся от предков, зеркало. Кульминация драмы — поджог стариком собственного дома. Потрясающ финал — старое кладбище с разрытыми могилами. Страшный исход 19-летнего бойца из могилы — это бумеранг из прошлого, из кровавых событий армяно-азербайджанской войны 1992-1994-го годов. Трагедия одной семьи, как и уход армян с веками обжитых мест, повторилась на новом витке истории, обрела подлинно библейский скорбный пафос.

ПРОЗА АЛЬМАНАХА

Многообразием тем и самых необычных сюжетов привлекает проза альманаха. В рассказе Дмитрия Игнатьева «Два иероглифа», созданного в лучших традициях мировой и отечественной фантастики, ощутимо предостережение Герберта Уэллса о несоответствии ускоренного научно-технического прогресса замедленному нравственному развитию человечества, что чревато планетарной катастрофой. Историк воспрепятствовал стремлению фараона-физика уничтожить прежний и создать «дивный новый мир» небывалой ранее египетской деспотии, однако, жена фараона вознамерилась продолжить дело мужа, подобно тому, как владелец кабачка Марвел пытается разгадать тайну Гриффина по его сохранившимся бумагам в финале романа Уэллса «Человек-невидимка».

ЛАКОНИЧНЫЕ КАРТИНКИ

В цикле микропрозы «О мелочах» Наталье Чекер удалось достичь максимальной художественной выразительности при минимуме изобразительных средств и приемов. Метафизическая сущность бытия ощутима в зарисовке о непокоренном Луганске в 2014-м году. Хороши лаконичные «картинки» о нравах зверей и птиц. Невольно вспоминается знаменитый афоризм Чехова: «Краткость — сестра таланта».

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАСЛАЖДЕНИЕ

Рассказ Ивана Привалова «Озеро» доставит его читателям эстетическое наслаждение великолепной русской прозой. В его основе — поэтика воспоминаний, мотив однодневного путешествия героя-повествователя с другом Витькой Яровым к таинственному лесному озеру, рыбалка на котором в протекающей лодке едва не закончилась для мальчишек трагически: «День, в котором я был викингом, Робинзоном, первооткрывателем терпящим бедствие, замерзающим полярником, отчаянным первопроходцем и пиратом… День моего повзрослевшего детства».

НА ПРЕДЕЛЕ ЭМОЦИЙ

На приеме градации, усиления во сне чувства страха, переходящего в кошмар, построен короткий, но предельно эмоциональный рассказ Александра Цыба «Мой кошмар». Повторяемость сна о старушке в заброшенной хатке с чертами матери героя, старушке, что никогда словами не просит о помощи, но взывает к ней всем своим существом до последних дней, вызывает у повествователя ощущение неизбывной вины перед матерью, обделенной при жизни любовью и вниманием сына. Примечателен финальный призыв: «Спешите делать добро. Это лучшее лекарство от кошмаров».

ПЕРЕКЛИЧКА ЭПОХ

«Сомнение» Александра Крамера — антитеза между мирами правящих паразитов и тружеников-мастеров. Рассказы Инны Часевич «Фа, си, ля…» и «Глубочица» переносят читателей в трагическое прошлое времен Великой Отечественной войны, когда фашисты расправлялись с мирными жителями, не щадя ни детей, ни стариков. Контраст человечности и дичайшего варварства в этой впечатляющей прозе зримо перекликается с нынешней ситуацией в Донбассе. «Заветный список» Александра Ралот — художественно воссозданные чувства и переживания молодого абитуриента, перипетии перехода от надежды к отчаянию, завершившиеся его поступлением в вуз, обретением профессии и друга.

ЛОЖКА ДЕГТЯ

В ряду замечательной прозы отторжение у меня вызвал лишь рассказ Александра Пономарева «Вечерний Отортен». Его версия гибели группы Дятлова от рук украинца Якуба Пацук, зверя в человеческом обличье, и антисоветчика Пярна, прошедшего обучение в спецшколе абвера, не что иное, как конъюнктура на близкой и больной для всех уральцев теме. Неправдоподобна вся сцена расправы двух бандитов над студентами-туристами, как и пятиконечная звезда, вырезанная на лбу у Зинаиды Колмогоровой. Прошло более шестидесяти лет со дня трагедии на перевале, но только сейчас приближаемся мы разгадке тайны, обусловленной сочетанием двух факторов: аномального места и сильнейшего допинга, испытание которого в труднейших природных условиях поручено было Семену Золотареву.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ И ЭССЕИСТИКА

Традиционный раздел «Литературоведение и эссеистика» открывается воссозданием сущности героических характеров людей Донбасса на материале судьбы шахтера и писателя Владислава Титова, чья повесть «Всем смертям назло» стала бестселлером в советские времена, да и теперь формирует у молодежи волю к победе. Автор эссе Людмила Елькина не случайно озаглавила его «Остался в шахтерском строю». Примечателен вывод: «Донбасс, богатый традициями защитников, стоял и стоять будет!».

ПОЭТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

Тема поэтического искусства одна из ведущих в творчестве луганской поэтессы Елены Заславской. Ее стихотворение «Марсий, вызови Феба!» послужило отправной точкой для глубокого литературоведческого анализа поэзии формы и поэзии чувств на материале античных мифов и их преломления в современности. Этому посвящено исследование Нины Ищенко «Дионис против Аполлона. Марсий как прообраз поэта», автор которого доказательно утверждает, что в единстве противоположностей заключается подлинная сила поэзии.

Самобытность культуры Японии привлекла внимание поэта и литературоведа Олега Стельникова. Его «Концепт „Зима“ в японской культуре» высветил не только очарование зимней природой, инеем, заснеженными горами, воспетыми в поэзии японцев, но и двойственное отношение к символике зимы, страх крестьян перед голодом и холодом в устном народном творчестве. Привлекает высочайший уровень этих культурологических исследований.

ИМЕНИ ДАЛЯ

Имя Владимира Ивановича Даля давно стало знаковым для луганчан, и в юбилейном выпуске альманаха внимание читателей, несомненно, привлекут два глубоких исследования ученых далеведов, основанных на документальном материале с привлечением писем всех ценителей творчества «казака луганского». Эссе Любови Кульбацкой «Так рождаются легенды» — увлекательный поиск родства двух выдающихся, разносторонне одаренных однофамильцев: Владимира Даля и Олега Даля, артиста, поэта, писателя и режиссера. Не менее интересна история работ известных советских скульпторов над памятниками и бюстами великого уроженца Луганщины. О ней читателям поведали Елена Склярова и Людмила Соколова, старший научный сотрудник и заведующая литературным музеем Даля.

РАЗДЕЛ ПАМЯТИ

Значимый для «Крыльев» раздел «Память» открывают «Записки о Мальцеве» Владимира Исаева. Их автор был хорошо знаком и дружен с этим удивительным человеком, отличительными качествами которого были честность, вера в Бога, доброта, любовь и талант. Валерий Кук органично продолжил воспоминания об Анатолии Мальцеве, первом редакторе «Крыльев». Мне было приятно узнать, что мой очерк об Алексее Ивакине, человеке скромного и неброского героизма, вызвал благодарные отклики у читателей. Идущие из глубины души строки посвящены памяти Светланы Руденко.

КРИТИКА

Характерной особенностью пятнадцатого взмаха стал раздел «Критика», где ряд обширных и содержательных статей посвящены творчеству наших современников. Ольга Блюмина в статье «Миг постижения мира» детально анализирует стихотворение Алексея Полуботы «Обрыв». Лариса Черниенко делится размышлениями о Луганске и луганчанах в поэзии Владимира Спектора: «Главное, на мой взгляд, — отношение к родному Луганску-Ворошиловграду как к живому существу, с которым можно говорить, советоваться, упрекать». Актуальнейшая тема поднята известным за пределами Донбасса культурологом и критиком Ниной Ищенко «Война и единство русской земли в творчестве Александра Пономарева». Завершают раздел две обстоятельные рецензии Андрея Чернова «Путешествие по саду расходящихся тропок» — на книгу Нины Ищенко «Локусы и фокусы современной литературы» и «Чудо человечности Ивана Привалова» — на его сборник «Самый западный день». Автор глубоко прав в том, что война побуждает вопрос о ценности человечности, который переходит из рассказа в рассказ.

УНИКАЛЬНОСТЬ ИЗДАНИЯ

Уникальность 15-го выпуска альманаха — в его энциклопедичности, где каждый читатель может найти что-то родное и близкое для себя. Но главное то, что «Крылья» обозначили вектор развития всего Русского мира — бережное отношение к советскому наследию и несгибаемую борьбу за нашу достойную жизнь.

***

Литературно-художественный альманах «Крылья» издается с 2006 года. Редколлегию «Крыльев» возглавляет известный в Донбассе литературовед, профессор Луганского государственного педагогического университета Лариса Черниенко. С 2015 года «Крылья» имеет статус периодического издания СП ЛНР. В 15-м номере представлены произведения 39 авторов из ЛНР, ДНР, России, Белоруссии, Сербии, Германии, Греции. *к15*к29*с