Фото: Пресс-служба Сбера

Банковские услуги становятся более доступными для луганчан. На конец 2025 года в республике будет открыто 17 полноформатных офисов Сбера, одна точка присутствия банка при МФЦ и три мобильных офиса. Но крупнейший финансовый институт строит свою работу не только на классических финансовых продуктах, но и участвует в цифровой трансформации Луганщины, просвещает жителей в области финансовой грамотности и кибербезопасности, продвигает ИИ-повестку. Подробнее об этом и других направлениях работы рассказал управляющий Луганским отделением Сбера Александр Колонцов.

— Александр Владимирович, мы с вами встречаемся то время года, когда принято подводить итоги и озвучивать планы. Чем вам запомнился уходящий 2025-й?

— Наверное, ключевое — это годовщина работы Сбера в Луганской Народной Республике. Первый год закладывает фундамент дальнейшего роста и развития. И мы встретили эту дату с достойными показателями. Всего с июня 2024 года мы помогли решить те или иные вопросы почти 255 тыс. клиентов. Наращивая темп роста, мы продолжаем расширять географию своего присутствия в Республике. Становимся ближе к человеку. На конец 2025 года в регионе будет открыто 17 полноформатных офисов Сбера, одна точка присутствия банка при МФЦ и три мобильных офиса. Помимо этого, банковские услуги оказывают и наши выездные менеджеры. За этот год мы провели более 33 тыс. подобных консультаций.

Фото: Пресс-служба Сбера

— По каким вопросам чаще всего луганчане обращаются в Сбер?

— Базовое — это, конечно, финансовые услуги. Но за этой сухой формулировкой стоит благополучие и качество жизни человека. Например, на 1 декабря мы выдали более 4 млрд рублей по ипотечным программам. Так, только по программе Семейная ипотека более 668 семей смогли улучшить свои жилищные условия. Финансируя строительство новых жилых комплексов в Республике, мы даем людям возможность приобретать квартиры в комфортных домах с современной инфраструктурой.

— Раз уж вы заговорили о финансировании бизнеса, то как развивается это направление?

— В числе наших партнеров ведущие луганские предприятия. У нас были реализованы первые уникальные для Центрально-Черноземного банка проекты с ведущими предприятиями Республики. Важно, что мы сотрудничаем с партнерами по разным векторам: реализуются лизинговые сделки, выдаются банковские гарантии, развиваются международные расчеты, бизнес активно интересуется продуктами экосистемы Сбера.

— Идти вперед можно только с сильной командой. Как решился кадровый вопрос, это приезжие сотрудники?

— Напротив, 78% нашей команды — это луганчане. Остальные действительно переехали вместе с семьями, подтвердив свою готовность служить общему делу. Сейчас у нас 380 сотрудников. И мы воспитываем будущие кадры. В ЛГУ имени Даля уже завершился первый поток Банковской школы Сбера. Это программа, которая погружает студентов профильных направления подготовки в специфику работы Сбера. Уверен, что среди них — наши будущие коллеги.

Фото: Пресс-служба Сбера

— Зачем Сбер занимается образованием?

— Сбер — это флагман цифровой трансформации регионов. На собственном примере мы видим, как меняется работа команды, когда ее потенциал обогащается актуальными знаниями в сфере искусственного интеллекта, навыками работы с нейросетями. И это прослеживается вне зависимости от специфики профессиональной деятельности и выполняемых функций. Поэтому для тех, кто уже завтра выйдет на рынок труда — школьников и студентов — мы проводим различные уроки и лекции, предлагаем курсы для их преподавателей. Есть и другое, не менее значимое направление в просветительской деятельности — это финансовая грамотность и кибербезопасность. Говорить об этом никогда не рано и никогда не поздно — начиная с детского сада и знакомства с деньгами до встреч с пенсионерами с предостережениями о мошенниках и угрозах в киберпространстве. Буквально в этом месяце мы провели День детской цифровой безопасности, рассказали школьникам и студентам о том, как обезопасить себя в интернет-пространстве. Хочу поблагодарить за сотрудничество правительство республики, ведомства и учреждения, которые помогают нам в организации мероприятий и осознают, насколько это важно и актуально.

Фото: Пресс-служба Сбера

— По каким еще направлениям вы сотрудничаете с органами власти?

— Сейчас приоритетными для нас являются образование и здравоохранение. Например, в школах вместе с АО «Расчётные решения» мы реализуем сервисы по безналичной плате питания, внедряя систему «Классная карта». В медицине в работе система дистанционного мониторинга пациентов — пока пилот в одной поликлинике Луганска, но будем его масштабировать. В целях улучшения качества и доступности медицинской помощи для жителей воссоединённых регионов совместно с Министерством здравоохранения ЛНР мы установили в поликлинике Луганска телемедицинскую стойку, которая предоставляет возможность оперативных консультаций с высококвалифицированными специалистами федеральных научных медицинских центров. Уже проведено 40 успешных консультаций с участием специалистов федеральных центров, два пациента получили экспертную оценку состояния здоровья и были назначены соответствующие планы лечения. Буквально в этом месяце телемедстойки поступили еще в десять медицинских учреждений ЛНР.

Конечно, не оставляем без внимания и другие сферы, в том числе бытовой комфорт и сервисы для жизни. Например, мы помогли луганским перевозчикам, оснастив 80% общественного транспорта г. Луганска терминалами для бесконтактной оплаты проезда. За 11 месяцев было совершено около 1,5 млн таких безналичных транзакций. Благодаря взаимному стремлению к новому и изменениям, мы вместе с нашими партнерами внедряем сервисы, которые быстро находят отклик у луганчан. Например, такая бытовая регулярная операция как оплата услуг. Достигая договоренности с ресурсоснабжающими компаниями, мы даем всё большему количеству жителей оплачивать платежи за несколько минут в телефоне или на компьютере. 48 поставщиков услуг заключили договоры на прием платежей через каналы банка.

Фото: Пресс-служба Сбера

— Всё, что вы перечисляете, выходит за пределы классического понимания финансовой организации.

— Нам удается сочетать и банковские услуги, и социальную активность. Причем это взаимосвязанные вещи. Например, в наших офисах можно оформить вклады в металлах, приобрести коллекционные инвестиционные монеты. О преимуществе такого способа инвестирования мы рассказываем на уроках финансовой грамотности. Или, например, наши умные гаджеты, которые видят посетители отделений Сбера. Это устройства, которые помогают экономить время и беречь здоровье и природные ресурсы. Эта тема получает продолжение в наших ESG-активностям и тех принципах устойчивого развития, которое мы транслируем вовне. Мы с уважением и любовью относимся к тем местам, где живем и работаем. Например, юбилею Луганска выпустили карты с индивидуальным дизайном. Их дизайн разрабатывали студенты Академии Матусовского с применением нейросети Kandinsky. Вроде бы платежный инструмент, но более родной и свой, т.к. на пластике — твой город. Кстати, об уважаемом Михаиле Львовиче — к юбилею поэта мы с радостью поучаствовали в реставрации памятника возле Луганской Академии культуры и искусств. Подытоживая всё это могу сказать, что на новые проекты нас вдохновляет сама Луганщина и ее люди. Сбер работает для человека и во благо человека.