О значении и роли в жизни Республики Луганской государственной академии культуры и искусств (ЛГАКИ) имени Михаила Матусовского ЛИЦ рассказывает отметивший свое 60-летие ректор вуза Валерий Филиппов.
О ПРИХОДЯЩЕЙ МУДРОСТИ
К своему шестидесятилетию отношусь с юмором, потому что, казалось бы, уже и много лет за спиной, но в это верить не хочется. Много есть планов, задумок, и вот тут приходит то, чего не было в юности – приходит мудрость.
То, что раньше огорчало, теперь к этому относишься философски, и в каждом неудачном, тяжелом случае уже видишь что-то хорошее. Нет худа без добра – русская пословица, и она имеет место быть. Этот опыт всегда важен.
О ЦЕННОСТИ КРИЗИСОВ
Новое всегда рождается в эпоху кризиса, тогда новое востребовано. Что такое кризис? Кризис – это когда по-старому уже жить нельзя, нужно что-то новое искать, это становится востребованным. То, что происходит у нас с 2014 года, конечно, это горе, это трагедия, но этот кризис нас закаляет. Если говорить об академии – появляются новые формы работы.
Мы живем в непростых условиях информационной войны, блокады, много грязи льется на нашу Республику, на наше высшее образование, поэтому мы очень активно стали использовать интернет. То же самое с пандемией, это плохо: творческое образование не терпит дистанционного обучения, но мы находим новые подходы к образованию в режиме интернета. У нас и до этого еще была виртуальная академия, лет 15 уже, в основном она была рассчитана на заочное обучение. Теперь она стала востребованной.
Дистанционное обучение позволяет жестко структурировать образование, оно дисциплинирует, это важно и актуально на сегодняшний день. Такой стресс заставляет двигаться.
ПОЗИТИВ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Я всегда работал там, где мне было интересно. Академия – не только мое детище, это коллективный труд, ей в следующем году будет уже 20 лет. Как-то все совпало, я в нужное время оказался в нужном месте. Закончилась моя деятельность как государственного чиновника, возникла работа директором колледжа культуры и искусств, и поработав два года я понял, что на Луганщине есть очень мощный творческий потенциал.
С другой стороны, мне было обидно, что наши лучшие выпускники уезжали из Луганска учиться в другие города и, как правило, уже больше не возвращались. Эту несправедливость надо было каким-то образом исключить, остановить утечку творческого потенциала края.
Колледж возник в 1997 году на базе слияния трех училищ: музыкального, культурно-просветительского и художественного. Объединение всегда позитивно, тем более что они шли через разнообразие к единству. Какие-то вопросы было легче решать сообща, но никто не посягал на творческую индивидуальность, специфику каждого отделения. И постепенно они переросли в академию, в факультеты.
ПОЛНЫЙ ЗАМКНУТЫЙ ЦИКЛ
Здесь произошло все глубже не столько количественно, сколько качественно. Это уже высшее законченное образование.
При колледже академии существует Детская академия искусств, куда приходит детвора с пяти-шести лет. Они там обучаются, кому это нравится, у кого есть к этому способности – они становятся студентами колледжа, потом они поступают в академию после колледжа, а после академии они имеют возможность учиться в аспирантуре и докторантуре.
У нас создан полный замкнутый цикл подготовки творческих кадров.
КВИНТЭССЕНЦИЯ КУЛЬТУРЫ
Любая наука строится на неких философических основах. Что такое культура? А культура – это все. Все думают, что это только песни, пляски, но на самом деле культура – это все то, что сделано человеком. И, в свою очередь, культурная предметность формирует человека. Поэтому культура – вся наша жизнь.
А вот специальности искусства – это квинтэссенция культуры – высшая ступень. Искусство соединяет в себе все черты, все характеристики деятельности.
Чем отличается человек? Тем, что у него есть сознание. И вот искусство работает с сознанием, ментальностью, идентичностью. Нет просто шахтера, инженера. Есть вначале человек. А потом уже человек идентифицирует себя в шахте, у доменной печи, в операционной или школьном классе.
Вначале идет личность. Это его мировоззрение, эмоции, чувства, которые формируют его личность. А потом она уже начинает заниматься какой-то конкретной деятельностью.
Так вот искусство направлено на формирование личности, на создание условий, чтобы эта личность могла развиваться, чтобы человек мог остановиться, рефлексировать и посмотреть на себя со стороны, чтобы он мог сравнить себя с тем идеалом, который, по идее, ему предоставит искусство. Когда мы читаем книгу, смотрим фильм, мы вольно или невольно сравниваем себя с героем. В этом суть искусства.
ИДЕЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ
Любой народ побеждает тогда, когда правда на его стороне. На нашей стороне правда, мы не требуем ничего чужого, мы требуем оставить свое родное, чтобы нам оставили язык, чтобы оставили нашу историю, ценности. И когда в это кто-то пытается залезть своей грязной лапой, это вызывает возмущение, гнев, происходит отторжение, буря.
Я вспоминаю то, что было в 2014 году. Это же не сразу произошло, все же началось в 2004-м, когда был первый майдан. После первого майдана, когда был третий тур (голосования на выборах президента Украины, назначенный вопреки законодательству страны), совершенно непонятный и неконституционный еще тогда, в 2004 году, я помню, как проснулся и вышел ехать на работу, я помню, все деревья в синих ленточках. Все. Я не знаю, кто их вешал. И люди брали эти синие ленточки, передавали их друг другу, вешали на машины, на зеркала, везде, на сумки.
Я прихожу на работу и вижу девочку расстроенную, я у нее спрашиваю: "Что такое?". А она отвечает: "Мне сказали, чтобы я сняла куртку". Она куртку положила в пакет и держит, а уже прохладно было. Она ее достает, я смотрю, а куртка оранжевого цвета. Вообще человек привык жить в состоянии свободы, но в обществе не всегда можно быть свободным, тогда появляется такое понятие, как справедливость – это среднее между свободой и требованиями общества. Но если эта идея справедливости нарушается, вот тогда происходит взрыв. Это закономерно.
КРИЗИС КУЛЬТУРЫ
Мне больно за Украину, потому что когда они считают, что Иисус Христос был украинцем – это уже точка, все, бедные и несчастные люди. Да и в целом в настоящее время культура переживает кризис. Потому что она должна апеллировать к сознанию человека. А современная культура апеллирует не столько к сознанию человека, сколько к желудку.
Современное искусство – это во многом провокация, это во многом эпатаж, оно чем непонятнее, тем лучше, но оно не выполняет самую главную свою миссию – сохранять традиции и показывать все самое лучшее, идеальное.
Вот этого сейчас нет, оно куда-то пропало. Есть крайности. Ситуация кризиса налицо. Тут, скорее всего, много причин. Сейчас все больше хотят иметь что-то, а не быть кем-то.
ВОЗМОЖНОСТЬ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
У академии такая задача: мы должны дать возможность самореализоваться творческим способностям наших студентов. Но мы призываем их самореализовываться в некотором фарватере, без крайностей, по центру, в классическом, академическом русле. В крайности, если они потом захотят уйти – они и так уйдут.
Человек искусства должен получить базовое классическое образование, получив это образование он может двигаться туда, куда ему интересно. Новое – это то, чего не было раньше. А для того, чтобы сделать новое, надо знать, что было раньше. Если ты не знаешь, что было раньше, ты можешь просто изобрести велосипед, а это глупо и смешно.
Я говорю своим студентам: "Вы должны знать, что было раньше, что делали люди раньше. Когда вы будете это знать и это уметь, вот тогда пожалуйста – идите и занимайтесь". Без этого невозможно, без этого будет просто профанация.
ПРИНЦИП ЕДИНСТВА
У нас простая миссия – давать качественное образование людям. В академии существует принцип единства теоретического и практического обучения, и это важно очень. Особенно в искусстве. Ты работаешь для зрителей.
Художник не работает для себя – ему важна оценка, реакция, зритель. И когда твое произведение доходит до зрителя, самое важное для художника – понять реакцию, зацепило его или нет, пошло или не пошло, есть ли аплодисменты в зале. Пусть они еще только студенты, но они должны почувствовать этот зрительский зал. Потому что искусство – это коммуникация.
Художник запредмечивает искусство, а зритель распредмечивает. Без этого нет искусства. Студент чувствует, где он, зачем и что он делает. Поэтому у нас при каждой кафедре есть практическая структура – ансамбли, телевидение, пиар-центры, анимационные центры, каждая кафедра имеет такую структуру. И каждый студент должен в ней поучаствовать в обязательном порядке.
Плюс у нас хорошая система сотрудничества с учреждениями культуры и искусств. Мы серьезно относимся к практике, и мы стараемся по итогам, чтобы они что-то конкретное сделали и вышли на зрителя. Пошел ты, например, на практику в какой-то ДК, ты должен там поставить какое-то действо, если ты режиссер, должен его показать, должны прийти зрители и посмотреть. Если ты художник, то ты должен сделать выставку, пусть небольшую, но сделать. И мы это показываем, поэтому у нас в академии каждый день что-то происходит, каждый день какие-то показы, спектакли, концерты, акции.
Без этого говорить об эффективном и качественном творческом образовании просто не приходится.
ПРЕОДОЛЕТЬ РАВНОДУШИЕ
Меня удивляет все большая и большая степень равнодушия. Думаю, это все-таки последствия кризиса культуры, о котором я уже говорил. Все больше и больше людям становится все равно. Ну, есть это - и хорошо, нет – ну, и ладно. На мой взгляд, это самое тяжелое, что сейчас происходит.
Быть отделенными от общества невозможно, поэтому это распространяется и на академию Матусовского, это плохо. Равнодушие – это смерть для творчества. Творчество – это когда человек не равнодушен, когда он хочет вникнуть, узнать, переделать, создать. А когда человек равнодушный, творчества не будет. И такая тенденция, к сожалению, имеется. Это опасно.
Понимаете, в академии это преодолеть можно, а вот в социуме это должен быть тренд, идущий по всем направлениям, тогда это получится. Это, наверное, и есть наша миссия, чтобы искусство было искусством, чтобы искусство апеллировало к сознанию людей.
И только так можно победить равнодушие. Новые факультеты, новые направления – нам уже открывать нечего, потому что все, что есть в культуре, искусстве – у нас уже есть, мы уже открыли, залицензировали, прошли аккредитацию, ну, за исключением архивного музейного дела, а все остальное у нас есть. Поэтому задача развиваться не вширь, задача развиваться внутрь, вглубь, в качество. *к15*к3*п