О возможностях вузов ЛНР, потенциале молодежи Республики, популярных профессиях, помощи фронту в интервью ЛИЦ рассказал ректор национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) Никита Анисимов.
- Никита Юрьевич, Высшая школа экономики давно и плотно курирует луганские вузы. Вы сами к нам часто приезжаете. Скажите, почему Вышка выбрала ЛНР?
- Когда было принято решение, что НИУ ВШЭ будет работать именно с университетами Луганской Народной Республики, мы сразу поехали в Луганск. Осенью 2022 года мы заключили соглашение с Главой ЛНР Леонидом Ивановичем Пасечником. Когда все формальности были улажены, университеты перешли в подчинение профильных министерств: министерства науки и высшего образования, просвещения, здравоохранения, сельского хозяйства, культуры, — у каждого вуза, согласно общероссийскому законодательству, появился свой учредитель. Каждый университет прошел определенную трансформацию. После этого осенью прошлого года было заключено уже многостороннее соглашение между Вышкой, луганскими вузами и правительством ЛНР. На церемонии его подписания присутствовали Премьер-министр ЛНР Сергей Иванович Козлов и все ректоры университетов.
- Часто общаетесь с ректорами?
- Конечно, мы постоянно общаемся. В Луганске очень сильная команда ректоров. К тому моменту, когда мы познакомились, они уже успешно решали непростые задачи и делали это на протяжении нескольких лет — с 2014-го по 2022 год. Некоторые из ректоров — ветераны боевых действий. Каждый из них — личность, руководитель, лидер с большой буквы. Мы работаем вместе уже два года. Могу сказать, что не только ВШЭ помогает вузам ЛНР развиваться, но и луганские коллеги помогают нам. То есть это дорога с двусторонним движением.
На недавно прошедшем ПМЭФ команду ЛНР представляли глава региона Леонид Иванович Пасечник и ректор Донбасского государственного технического университета Дмитрий Александрович Вишневский. Они в тандеме рассказали на форуме, как видят дальнейшее развитие системы высшего образования в Республике. И это был очень интересный доклад. В нем дан подробный анализ ситуации, показано видение перспектив, выделены приоритеты научно-технологического и промышленного развития ЛНР.
У каждого из регионов своя специфика, свой путь, но главное, что теперь он проходит в составе России. Мы идем по этой дороге вместе в одной команде. Наша цель — развитие и процветание как отдельных регионов, так и страны в целом.
- Пока еще идет у нас переходный период, и старшеклассники наших новых регионов пока не сдают ЕГЭ. А как им поступить в Высшую школу экономики, если они его не сдавали?
- Для начала хотел бы сказать, что молодые специалисты очень нужны сейчас в Донбассе и Новороссии. И та система высшего образования, которая есть в новых регионах нашей страны, дает достойный уровень образования для любого абитуриента. Я общаюсь много с ректорами университетов ЛНР и слышу, что молодежь приезжает поступать в луганские университеты и из других регионов России, чтобы получить очень качественное образование.
Все изменения, которые происходят в российский системе высшего образования, направлены на то, чтобы появлялось как можно больше сильных университетов, позволяющих найти работу в своих регионах. Уровень образования повышается по всей России. И мы активно трудимся на этом направлении.
Отвечая же на ваш вопрос по поводу поступления в НИУ ВШЭ, мы университет топ-уровня, один из лучших по ряду рейтингов. Конечно, многие абитуриенты из самых разных уголков нашей страны хотели бы попасть к нам. В прошлом году мы зафиксировали двадцатикратный рост интереса от абитуриентов Донбасса. То есть если в 2022 году в ВШЭ пыталось поступить около 20 абитуриентов из Луганска, то в 2023 году — уже почти 300. Мы создали специальные условия поступления для молодых людей из новых регионов. Они будут действовать до 2026 года, пока не завершится интеграция в российскую систему образования.
- А есть сомнения, что успеют интегрироваться?
- Если говорить о том, что мы наблюдаем по ЛНР, то университеты в основном уже интегрировались. Действующий регламент позволяет молодежи из новых регионов поступать в вузы без результатов ЕГЭ, на базе собственных вступительных испытаний университета. То есть они могут попробовать сдать ЕГЭ, а потом все равно сдать экзамен в университете. Это дает им больше возможностей для поступления. Такие абитуриенты идут вне выделенной квоты, как это было раньше, но у них есть возможность сдать университетский экзамен, причем сделать это в онлайн-формате. Для этого им не нужно куда-то ехать. Сейчас есть технологии, которые полностью обеспечивают контроль качества и объективности проведения удаленного экзамена. Они позволяют следить за тем, чтобы никто не подсматривал, не списывал, проверяется реальный уровень знаний.
Поэтому для молодых людей все условия созданы, и они могут при желании поступить в ведущие вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Также подчеркну, что Высшая школа экономики находится в четырех регионах Российской Федерации. Не обязательно поступать в Москву, можно, например, выбрать Санкт-Петербург, там у нас тоже большой, хороший кампус.
Кстати, Санкт-Петербург — город-побратим Мариуполя, и наш питерский кампус тоже активно ему помогает. В 2022 году, когда у Мариуполя был очень сложный период, к нам приезжали студенты оттуда. Мы поддержали их тогда и продолжаем это делать сейчас.
У ВШЭ есть также кампусы в Нижнем Новгороде и Перми. И в этих городах студенты могут получить общежитие и образование высокого уровня и качества, соответствующего столичному. В итоге неважно, выпускником какого кампуса станет студент, он все равно получит диплом Высшей школы экономики, признаваемый во всем мире.
- А сколько из наших абитуриентов поступили в Вышку?
- Из трех сотен ребят, которые поступали в прошлом году, поступили 32.
- Это хороший процент.
- Действительно, это хороший показатель. В Вышку очень высокий проходной балл. Чтобы попасть на бюджет, нужно набрать по разным направлениям подготовки от 270–280 до 305 баллов на трех экзаменах. Есть направления, где проводится четыре экзамена, и на них максимум — это 400 баллов. Но 300 баллов по итогам трех экзаменов иногда не хватает, чтобы пройти конкурс на популярное направление. Требуются дополнительные баллы. Например, их дает золотой значок ГТО.
- Все ребята, которые поступили, сдавали ЕГЭ? А были те, кто не сдал ЕГЭ и прошел только по внутреннему экзамену?
- Да, такие были. Если кто-то не записался на ЕГЭ, это никак не влияет на его возможности поступления. Можно же сдавать экзамены. Просто те, кто сдавал ЕГЭ, имеют возможность выбрать из двух оценок по одному предмету — из оценки за ЕГЭ или, собственно, за экзамен в университете. Главное сейчас — настроиться на поступление в университет. Мы много встречаемся с молодежью из ЛНР и ДНР. Они все амбициозные и энергичные. Так, недавно в Москву приезжали студенты из Северодонецка, они посещали Вышку, и я с ними виделся. Они задали огромное количество вопросов о будущем, технологиях, университетской жизни. У них столько планов и сил их воплощать. Я очень рад, что молодые люди, живя в Северодонецке, смотрят вперед с оптимизмом. Уверен, их ждет светлое будущее.
- Вы дали такую высокую оценку нашим вузам. А скажите, в чем-то можно им еще усилить интеграцию? Какие еще стоят задачи в принципе на этом пути вливания в большую российскую семью? А что можно улучшить?
- Мы уже одна большая российская семья. С учетом этого перед каждым ректором университетов новых регионов стоит непростая задача. Во-первых, нужно работать с той же скоростью и в том же темпе, как и остальные российские ректоры. Это сложно, потому что сейчас, чтобы оставаться на высоком уровне, университеты должны очень быстро меняться. Коллеги сейчас справляются, но иногда после быстрого старта не хватает сил держать темп. Важно правильно рассчитать силы, это ежедневная работа.
У каждого университета есть что улучшать. ВШЭ, конечно, тоже есть куда расти. Изменения, которые нам необходимы, зафиксированы в программе развития Высшей школы экономики, утвержденной нашим учредителем — правительством Российской Федерации. По российскому законодательству, каждый университет должен иметь свою индивидуальную программу развития. И я хочу отметить, что это было одним из ключевых элементов нашего взаимодействия с луганскими вузами — помочь им максимально сконцентрироваться на формировании собственной программы развития. Хотя вузы ЛНР только в 2022 году стали частью российской высшей школы, но уже в 2023 году там были разработаны такие детальные программы развития, в составлении которых помогали эксперты Вышки. И эти программы были максимально синхронизированы с общими стратегиями социально-экономического развития регионов, которые параллельно формировались в недрах стратегического управления в правительстве Российской Федерации, в Координационном центре. Над ними работали и Председатель Правительства, и вице-премьеры, и главы субъектов, и многие члены Госсовета России. Изменения в наших новых регионах колоссальные, их динамика в разы выше, чем в других регионах России.
- Я хотела задать "количественный" вопрос. Собственно, хватает ли того количества вузов, которое есть сейчас на Донбассе и в Новороссии, для подготовки специалистов, чтобы удовлетворить этот взрывной рост?
- Необходимо соотносить количество университетов с количеством выпускников школ, с въездной и выездной динамикой абитуриентов всех уровней высшего образования, прежде всего, конечно, основного высшего образования. Сейчас, на мой взгляд, университетов достаточно. Тем более что — и это главы новых регионов говорят мне напрямую — помимо самого высшего образования, есть важнейшая задача подготовки специалистов рабочих профессий. Республики необходимо восстанавливать, заниматься инфраструктурой, коммуналкой, транспортом, сельским хозяйством. И это не только труд специалистов с высшим образованием…
- Но и синих воротничков.
- Именно. Это труд выпускников профессионалитета, колледжей, системы среднего профобразования. И неправильным будет выделять на территории новых регионов только высшее образование, забывая про все остальные элементы системы. Это комплексная задача. Обсуждение дефицита кадров на рынке труда сейчас не случайно происходит: идет борьба за квалифицированных специалистов, а это не только те, кто получил высшее образование. Профессиональный сантехник или водитель автобуса — на вес золота, за них давно конкурируют.
- Газосварщик, кстати.
- Да, и газосварщик. Сейчас активно развивается экономика, строится огромное количество новых предприятий. Они не просто восстанавливаются, а появляются новые с новыми технологиями. Поэтому нужны квалифицированные специалисты. Система образования нуждается в комплексной настройке. Где-то нужно принимать сложные решения по отказу от непрофильных, невостребованных направлений подготовки.
Поэтому важно, чтобы команда, которая координирует развитие образования в регионе — и школьного, и системы послешкольного образования, и среднего профессионального и высшего, — и та команда, которая координирует развитие экономики, промышленности в регионе, составляли единое целое.
- Мы знаем, что ВШЭ объявила сбор средств на беспилотники для бойцов из числа добровольцев вуза. Как эта работа идет? Расскажите, пожалуйста, о той помощи, которую университет оказывает и своим ребятам, и всем защитникам нашей Родины. Участвуют ли в этом студенты вуза?
- Сейчас происходят цивилизационно значимые изменения в мире, и любой человек, кто задумывается о происходящем, понимает, что формируются они там, где проходит линия фронта.
В Вышке есть мобилизованные сотрудники, которые сейчас на фронте. Также у нас есть студенты-добровольцы. Они пришли ко мне и попросили предоставить им академический отпуск, чтобы пойти на фронт. Когда я приезжаю в наши новые регионы, то встречаюсь с нашими парнями — они воюют, и мы не первый раз уже собираем и привозим им то, что можем. В сборе помощи активное участие принимают наши студенты. Это посильная помощь бойцам, находящимся на линии фронта. В зимний период это теплая одежда, спальники, предметы первой необходимости.
Например, мы покупали антенны. Парней разбомбили, и они нам позвонили, сказали, что "птички" мешают им выйти и нужны антенны. Мы срочно собрали деньги и за 12 часов привезли новые антенны.
- А что с тем парнем, Максимом, с которым ранее было интервью?
- Парня ранило, у него сухожилие разорвало. Как только сшили, он сразу обратно вернулся, говорит: "Я своих не брошу".
- А почему последний сбор был именно на дроны?
- Студенты Вышки служат в разведывательном батальоне и им не хватает разведывательных дронов. Мы объявили сбор на такие дроны, потому что это недешевое оборудование, но при этом оно служит расходным материалом.
Мы стараемся, чтобы раз в два-три месяца от ВШЭ была поставка. Сейчас через фонд Владимира Соловьева собираем помощь.
В ВШЭ есть патриотическая студенческая организация, называется «Белый ворон», у нее выстроена своя линия связи с добровольцами. Часть наших добровольцев — это, собственно, парни из этой организации, которые пошли на фронт. Мы поддерживаем их со стороны администрации. В общем каналы взаимодействия между Высшей школой экономики и фронтом есть.
- А семьям таких ребят помогаете?
- Это отдельная задача — поддержка семей военнослужащих, — они обращаются к нам с разными просьбами. Сейчас, например, супруга одного из наших мобилизованных бойцов попросила помочь детям. Кому-то нужна путевка в летний лагерь, кому-то — репетитор перед поступлением. Мы всеми силами стараемся помочь. Один из наших ребят, кстати, тоже участник СВО, который поступил к нам в прошлом году в магистратуру за счет средств вуза, решил на бесплатной основе подготовить дочь нашего мобилизованного работника к ОГЭ по математике. Такие благородные инициативы объединяют бойцов, которые находятся в совершенно разных подразделениях.
- А ребята, вернувшиеся с СВО, участники программы "Время героев"? Есть ли у вас специальные программы, планы, квоты для них?
- Мы с руководителем фонда "Защитники Отечества" Анной Евгеньевной Цивилевой виделись на ПМЭФ. Она рассказала, что было очень сложно: 40 тысяч заявок поступило на "Время героев", огромное количество супермотивированных ребят, а нужно выбрать 70. ВШЭ в этом смысле легче. У нас 55 тысяч студентов, и мы еще год назад приняли решение и объявили о нем публично: с 2023 года участники СВО и их близкие родственники (не только дети, но и супруги, родные братья и сестры) могут поступить в Вышку за счет средств университета. Это решение действует и сейчас. Если такой человек поступил к нам на платное обучение, мы его полностью профинансируем.
- Вот сейчас очередная приемная кампания начинается. Куда хотят поступать, какие специальности предпочитают? И как в принципе изменились пожелания и интересы молодежи за последние 10 лет?
- Молодежь все та же, она следует за модой. Раньше они считали престижными профессии, связанные с экономикой и юриспруденцией. Было очень много фильмов, где демонстрировалась успешность этих профессий. Конечно, молодежь шла туда, куда ее направляло "сарафанное радио". Сейчас наиболее престижной и оплачиваемой стала профессия айтишников. Государство помогло стать престижной и инженерной профессии — на это направление подготовки также вырос конкурс.
В ВШЭ мы в целом замечаем значительный рост интереса к IT, инженерии, педагогическим направлениям. Я считаю, что в будущем вырастет спрос на направления подготовки специалистов в сфере туризма и сельского хозяйства. Государство увеличивает продовольственную безопасность страны, а это означает развитие сельского хозяйства. Огромное внимание туризму уделяет сейчас лично Президент России. При этом развитие туризма будет уже двигать вперед и большое количество связанных с ним отраслей: это и строительство, и сервис...
- И последний вопрос. Ваше отношение к ЕГЭ. Сейчас пошла новая волна —отменять — не отменять, скандалы с обысками…
- Я работал пять лет в Дальневосточном федеральном университете. Мне задавали этот же вопрос. Я сказал: если вы отмените ЕГЭ, сюда не приедет никто из центральных регионов. Поэтому если не будет ЕГЭ, то не будет опережающего развития Дальнего Востока. Поверьте, если не будет ЕГЭ, не будет опережающего развития новых регионов России. Хотя бы для того, чтобы они развивались более динамично, нужен ЕГЭ. Он дает возможность молодежи, к примеру, с Урала или из Сибири поступить в Луганске, Донецке, Мелитополе или Мариуполе. А если абитуриентам нужно самим лететь, чтобы сдать там экзамен, то не будет такой мобильности. Поэтому для опережающего развития страны ЕГЭ нужен. Но это сугубо мое мнение.
- Никита Юрьевич, спасибо Вам огромное.