13 декабря любители музыки отмечают Всемирный день скрипки. Дата праздника связана со смертью великого мастера по изготовлению смычковых инструментов Антонио Страдивари. Артистка группы первых скрипок академического симфонического оркестра Луганской академической филармонии Алена Петрунина посвятила этому инструменту более десяти лет. Ко Всемирному дню скрипки она рассказала в интервью ЛуганскИнформЦентру об особенностях своей профессии и о том, как стать хорошим скрипачом.
— Почему вы решили связать свою жизнь с игрой на скрипке?
— С детства мне хотелось играть в оркестре и ездить по разным городам. Еще маленькой меня на скрипку отдала мама, я очень ей благодарна. В 2007 году я поступила в музыкальный колледж Академии Матусовского, затем училась в бакалавриате и магистратуре и вот уже около десяти лет работаю в филармонии. Скрипка — это необыкновенный инструмент с почти безграничными возможностями. У нее необычайное богатство тембров. Я уже достаточно долго играю на этом инструменте и не представляю ни одного дня без игры на скрипке.
— Какими качествами должен обладать хороший скрипач?
— Умением слушать других, работать в команде — быть частью оркестра как единого организма. Это ежедневное самосовершенствование и упорная работа, изучение технического материала (ранее не известных исполнителю приемов и техник игры на инструменте — прим. ЛИЦ), новых произведений. Музыканты, как и спортсмены, должны постоянно находиться в хорошей форме.
— Что самое интересное в вашей работе?
— Мы всегда знакомимся с новыми произведениями, композиторами, к нам часто приезжают различные дирижеры, солисты. Конечно, это и поездки в различные города, знакомства с новыми сценическими площадками, коллегами. У нас необыкновенная работа. В ней никогда не будет рутины и однообразия.
— Что самое сложное в вашей профессии?
— Наверное, постоянная концентрация внимания. В одном концерте бывают разнохарактерные произведения, относящиеся к разным эпохам и жанрам. Нужно уметь перестраиваться с одной композиции на другую. Музыкант должен быть максимально сконцентрирован для того, чтобы выполнить все поставленные задачи.
— Вы выступали не только в ЛНР, расскажите об этом.
— Еще во время обучения в колледже академии у нас были поездки в Бельгию с камерным оркестром «Серенада». Это был мой первый опыт поездки за границу, знакомства с новой культурой, менталитетом, он запомнился мне навсегда.
У нашего оркестра были гастрольные поездки по России. Это и Центральная Россия, и Москва. Там мы исполняли «Половецкие пляски» Александра Бородина, «Ночь на Лысой горе» Модеста Мусоргского, также играли виолончельный концерт с солистом Московской филармонии Александром Раммом. Например, в прошлом году у нас были гастроли в Удмуртской Республике, там мы играли «Венгерские танцы» Иоганнеса Брамса и шедевры Петра Чайковского. Также были гастроли по Сибири, мы доехали до самого Красноярска.
Везде нас принимают хорошо, везде очень теплая публика, но хочется отметить, что, играя в родной филармонии, мы всегда чувствуем особенно большую поддержку наших слушателей.
— Какой совет вы бы дали человеку, который хочет научиться играть на скрипке?
— Любить инструмент, больше слушать музыку различных эпох, написанную для скрипки, много трудиться, не останавливаться на достигнутом, и тогда результат не заставит себя ждать.
— Какое произведение для скрипки вы бы порекомендовали послушать всем?
— Скрипичный концерт Петра Чайковского. Мне он очень нравится. Там необыкновенно красивые мелодии, и это достаточно непростое произведение, в котором можно услышать различные технически сложные элементы для скрипача.


