ФОТО: из личного архива Артема Драбкина

О нескольких военно-исторических, краеведческих и литературных проектах, реализуемых сегодня на территории ЛНР, в материале ЛуганскИнформЦентра рассказывает член ученого совета музея Победы на Поклонной горе, известный российский писатель и общественник Артем Драбкин.

РЖЕВСКАЯ БИТВА

Приехал в Луганск поработать над тремя проектами. Расскажу о них по очереди.

Первый военно-исторический. Последние три года занимаемся изучением Ржевской битвы 1942–1943 годов. Собрали большую команду специалистов, точнее группу единомышленников в 10-12 человек, с идеей воссоздать истинную картину и итоги этого значимого эпизода Великой Отечественной войны. Проблема в том, что в обществе об этой битве сформировался миф, как о некой бессмысленной мясорубке с огромными потерями и прочей абсолютной мифологией.

Случилось это так. В начале, как всегда, была некая фигура умолчания, когда мы не говорили о том, что там происходило на самом деле. Потом появилось воспоминание Хорста Гроссмана, командира шестой пехотной дивизии Вермахта, назвавшего битву под Ржевом «краеугольным камнем Восточного фронта». Потом появилась Светлана Герасимова, привлекшая к этой теме большое внимание за счет некоторой, так скажем, драматизации событий. Это дело подхватила наша пропаганда. В том числе Владимир Мединский с Российским военно-историческим обществом. Хорошо в принципе они это делали, привлекли к этому событию внимание общественности. Потом, в 2019-м, вышел фильм «Ржев» по повести Вячеслава Кондратьева. Вот так постепенно все это накапливалось, наслаивалось и появилась целая мифология о том, что там происходило нечто такое невиданное.

Мы поставили задачу заложить фундамент, создать фактологическую базу. В результате получилась книга «Ржев 42-43. От Марса до Бюфеля». «Марс» — это наша операция, проводившаяся в ноябре 1942 года с целью перехватить немецкие коммуникации и заставить гитлеровцев уйти из Ржевского выступа. Мы считаем, что вообще все это сражение происходило в рамках Битвы за Москву. То есть Битва за Москву окончилась не в апреле 1942 года, а в апреле 1943 года. И задача наших войск была снять эту угрозу, ведь до Москвы от Ржева 150 километров. «Бюффель», соответственно, немецкая операция.

Если говорить конкретно по потерям, то в Ржевском выступе, а это огромная территория размером с Бельгию — 200 на 160 км, всего погибло 650 тыс. человек с разницей в один-два процента максимум. И это вот прям последняя цифра, финальная. Немецкие потери существенно меньше, пропорции пять к одному, примерно.

Книга — вдумчивая переработка документов обеих сторон — у нас есть определенный стандарт исследований. Это абсолютно научно-исторические исследование, и оно не для широкого круга читателя. Грубо говоря, это такой себе фундамент, например, для написания диссертаций — толстый том с картами работы Василия Карасева, он рисует совершенно потрясающие карты.

Тираж у нее, правда, небольшой — 1,5 тыс. экземпляров, но в Луганск я ее привез — она есть теперь в библиотеке имени Горького.

ТРАССА М1

Второй проект — это заказ от Госкомпании «Автодор», которая здесь работает и много сделала для создания оборонительных рубежей в Запорожской области, в частности. Они попросили нас провести исследование истории трассы М1 «Москва-Минск» — как она создавалась, и территории вообще, где она проходила.

Мы начали с неолита, с археологии: какие племена и кто там жил вообще на территории условно части Московской области, Смоленской области и немножко Белоруссии? Как возникли, какие славянские племена там жили? Это же часть легендарного пути «из варяг в греки». Потом, соответственно, появление централизованного Московского государства. Создание там «ямской гоньбы», то есть почтовых станций по Смоленскому тракту. Люди ездили в Москву, посольства из Европы туда и обратно сухопутными путями двигались, путешественники в обе стороны. Немало есть воспоминаний. Далее нашествие Наполеона. Где-то к 30-м годам прошлого века СССР решает строить дорогу М1, трассу «Москва-Беларусь». Строили «зэки» и по объему работ, на самом деле, это стройка была сопоставима с «Беломорканалом». Отдельная интересная история — успели к 1941-му году построить дорогу практически целиком, но тут очередное вторжение с Запада в 1941 году, и трассу разнесли в хлам. После войны отстроили заново, и это была лучшая дорога Советского Союза, на ней, в частности, всякие гонки проводились.

В итоге у нас получилось книга — два тома альбомного формата. И она, конечно, для более широкого круга читателей. Очень много фотографий. Мы проехали по всей этой трассе, сфотографировали — там огромное количество памятников стоит, естественно. Она такая насыщенная историческими событиями ведь, я бы сказал, это древнейшая дорога в нашей стране.

Книга теперь также находится в Луганской библиотеке имени Горького.

«Я ДРАЛСЯ В СВО»

Третий, очень важный для меня проект — это сбор интервью для будущей книги, условно говоря, формата «Я дрался в СВО», по аналогии с известной серией моих книг «Я дрался…»: документальные очерки реальных участников событий — живых свидетелей истории.

Записываю с бойцами, участниками СВО. Слава Богу, у меня есть командиры, решающие технические проблемы и вопросы контактов с военнослужащими. Планирую издать книгу или в конце этого, или в начале следующего года и привезти ее на презентацию в Луганск. Ведь большинство героев моих очерков не просто сражаются на территории ЛНР, но и сами уроженцы этих мест.

Работа, по правде говоря, не простая. Пример: разговариваю с бойцами, но никто из них не знает — что произойдет завтра? Вообще! Самая большая проблема в том, что ни у кого из них нет понимания, как будет выглядеть победа. Да, они все хотят победу. Все, абсолютно все. Но никто не знает, как она выглядит. Нет картинки в голове, понимания формата, который можно назначить «победой». Ни один человек из тех, кого я записываю, подчеркиваю. Это большая проблема. Все очень устали, и хотят домой, но все понимают — победа важней, как бы она ни выглядела.

***

Артем Драбкин — российский общественный деятель и писатель. Руководитель интернет-проекта «Я помню», автор сборников интервью и воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны, а также сценариев документальных фильмов и сериалов.