Фото: Прокуратура ЛНР

На вопросы отвечает старший помощник прокурора ЛНР Елена Усачева

Кто такие киберпреступники?

Киберпреступность, а именно так мы в обиходе называем преступления в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, весьма разнообразна.

Это и неправомерный доступ к различным электронным сервисам и продажа наркотиков с использованием сети Интернет или через мессенджеры, публикация запрещенного контента и недостоверной общественно значимой информации. Конечно же самым распространенным видом являются различного рода хищения, осуществляемые как с использованием так называемых фейковых, то есть поддельных ресурсов, так и методов социальной инженерии.

Было бы заблуждением считать, что киберпреступники это хакеры, проводящие большинство своего времени у компьютера. Это далеко не так. Практика надзора за расследованием уголовных дел о данной категории преступлений говорит, что это обычные преступники, которые используют цифровую среду для своих противоправных целей. К сожалению, в эту деятельность вовлекается все больше молодых людей, в том числе и несовершеннолетних.

 

Какая категория граждан наиболее уязвима?

 

Результаты недавнего анализа уголовных дел показали, что жертвами преступлений становятся и молодежь и старшее поколение, люди разных специальностей и профессий, поэтому говорить о том, что какая-то категория наиболее уязвима, я бы не стал. По результатам проведенного Банком России опроса, чаше попадаются в сети мошенников люди от 25 до 44 лет со средним уровнем доходов

 

Какие меры профилактики существуют, как-то можно обезопасить себя от телефонных мошенников?

 

Конечно, можно. Есть незыблемые правила, соблюдение которых сведет на нет все уловки мошенников.

Во-первых, лучше не принимать вызов, если вам звонят с неизвестного номера, и вы не ждете чьего-то звонка.

Даже если вы начали разговор с незнакомцем, который сообщает о том, что кто-то получил доступ к вашему личному кабинету и пытается похитить деньги либо взять кредит, предлагает замену сим карты или продление срока ее действия, сообщает, что в отношении ваших близких совершено преступление или они попали в больницу, то есть, когда вы получаете какую-то неожиданную информацию, прекратите разговор. Сами перезвоните в банк, проверьте личный кабинет, позвоните родственникам, поделитесь с ними услышанным.

Второе. Необходимо запомнить, что сотрудники банков, правоохранительных органов, работники социальных служб, сервиса «Госуслуги» не звонят при помощи мессенджеров. То есть от них не может поступить звонок в телеграмме, по Watts up или Viber.

Третье. Никогда не сообщайте звонящему лицу пароли, которые приходят в смс, даже если он говорит, что сейчас этот пароль прейдет на ваш телефон. Нельзя сообщать код вашей банковской карты, нанесенный на ее обороте. Ни и безусловно не может идти речь о передаче данных паспорта и других документов. Такие данные нужны только мошенникам. Повторю, что работники правоохранительных органов, банков, государственных учреждений такой информацией не интересуются.

Четвертое. Ни под каким предлогом не устанавливайте на свои мобильные устройства приложения, рекомендованные по телефону неизвестными людьми.

Пятое. Если вы пользуетесь электронными сервисами, для доступа к ним необходимо установить двухфакторную аутентификацию.

 

Что делать, если ты стал жертвой мошенников?

 

Если такое случилось, необходимо сразу проинформировать о случившимся банк. Карту лучше заблокировать. Если вы сообщили преступникам свои персональные данные, смените пароли на «Госуслугах», в приложении банка и вообще везде, где имеется ваша платежная и иная важная личная информация. Не удаляйте данные с телефона, они помогут полиции в установлении злоумышленников.

 

Какая вероятность того, что деньги, которые заявитель потерял из-за мошенничества, вернуться ему?

 

К сожалению, данные статистики свидетельствуют о незначительной вероятности возврата денежных средств.

Однако от действий самого потерпевшего зависит много. В первую очередь как быстро он проинформирует о происшествии банк и обратится в полицию. Счет идет даже не на часы, минуты.

В июле этого года вступили изменения в законодательство, суть которых заключается в том, что банк должен проверить, есть ли в совершаемой операции признаки осуществления перевода денежных средств без добровольного согласия клиента либо с его согласия, полученного под влиянием обмана. При наличии таких признаков, банк обязан приостановить платеж, а если он производится с использованием карты или путем перевода электронных денежных средств, то отказать в выполнении операции.

Органы прокуратуры также нацелены на отстаивание прав потерпевших. В соответствии с законом прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Если же потерпевший не попадает в эту категорию, то прокурор в обязательном порядке поможет составить исковое заявление о возврате денежных средств, если к этому есть основания.