Энергетический сектор России вновь попал под удар отчаянно борющегося против нее Евросоюза. 18-м пакетом санкций, принятым недавно Советом ЕС, помимо прочего, понижен потолок цен на российскую нефть с 60 до 47,6 доллара за баррель, запрещен импорт нефтепродуктов, выработанных из российской нефти, блокированы любые действия с «Северными потоками» и ограничены перевозки для более сотни танкеров из так называемого «теневого» флота РФ. Представитель ЕС Кая Каллас провозгласила: новые санкции нанесут серьезный ущерб экономике России. Представитель Кремля Дмитрий Песков парировал: у России против западной истерии выработан иммунитет. Эксперты рассказали изданию «ФедералПресс», как РФ продает нефть, обходя ограничения и игнорируя ценовой потолок.
Сколько «теневых» танкеров у России?
Доподлинно неизвестно, насколько велик «теневой» флот, используемый Россией для перевозки своей нефти на международные рынки. Разные источники насчитывали от 360 до 850 судов. Официально только в 2025 году вне закона было объявлено около трех сотен танкеров, уличенных в перевозке российской нефти: более 180 судов в рамках прощального санкционного пакета Байдена в январе и 105 — ЕС в июле.
На самом деле «поймать» танкер, перевозящий российскую нефть без требуемого покрытия страховщиков из стран G7 довольно сложно: такие суда меняют флаги, под которыми ходят, отключают системы идентификации при передвижении и заходах в порты, не указывают источник происхождения транспортируемого груза и пункты его назначения. Да и страховые сертификаты «нужных» стран не являются для них препятствием: в начале 2025 года были выявлены случаи использования 76 танкерами поддельных документов для прохода по акваториям стран НАТО в Балтийском море, которые они оформили через компанию Ro Marine, зарегистрированную как норвежская, но фактически контролируемую гражданином РФ.
Как ранее заявлял «ФедералПресс» ведущий эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, «теневые» танкеры как перевозили нефть из РФ, так и будут продолжать это делать: их владельцев не смущают новые ценовые ограничения в отношении российского сырья, поскольку для большинства из них определяющими являются американские, а не европейские санкции, а США ранее подтвердили 60-долларовый потолок.
Пираты Запада
Борьба с «теневым» флотом России превратилась в настоящий морской триллер в этом году. С начала 2025 года произошло сразу несколько вопиющих случаев задержания танкеров, причисленных к «теневому» флоту России. Так, в марте Германия конфисковала дрейфовавший под флагом Панамы в Балтийском море подсанкционный танкер Eventin, на борту которого находились 100 тыс. тонн предназначенной для Египта нефти на сумму примерно 40 млн евро. В апреле военно-морские силы Эстонии взяли на абордаж в своих территориальных водах Финского залива находящийся в санкционном списке танкер Kiwala, который под флагом Джибути следовал в порт Усть-Луга, чтобы взять на борт порядка 100 тыс. тонн нефти для последующей поставки в Индию. В мае попытке захвата военно-морским флотом Эстонии подвергся находящийся под санкциями Великобритании танкер Jaguar (сейчас переименован в Argent), плывший в Приморск под флагом Габона, но ему помешал российский истребитель Су-35. Тогда же, в мае, стало известно о прибытии французского разведывательного корабля Dupuy de Lome в Балтийское море для наблюдения за ВМС и грузовыми потоками из России.
Диверсиями со стороны запада считают произошедшие с начала года взрывы нескольких танкеров, когда-либо заходивших в порты России. Такие инциденты зафиксированы с танкером Seacharm под флагом Маршалловых островов у турецкого порта Джейхан в январе, с судами Seajewel под флагом Мальты в итальянском порту Савона, Grace Ferrum под флагом Либерии у берегов Ливии и Koala под флагом Антигуа и Барбуды в Усть-Луге в феврале, а также с танкером Vilamourа, который ходит под флагом Маршалловых островов и был атакован у берегов Ливии в июне.
Западные страны действуют как пираты, предпочитая откровенные захваты и атаки конструктивным переговорам о сотрудничестве. При этом Россия давать в обиду флот, перевозящий её нефть, вовсе не собирается: защищавший танкер Jaguar российский истребитель Су-35 — тому доказательство.
«Попытки нанести нам какой-то ущерб и урон, в том числе по так называемому „теневому“ флоту, они тоже приведут к общим проблемам, и прежде всего для тех, кто пытается нам, извините, нагадить», — заметил на Петербургском международном экономическом форуме президент РФ Владимир Путин.
Доходы и конъюнктура
Доходы России от морской продажи нефти не озвучиваются. Как подсчитала CREA, танкеры «теневого» флота обеспечивают около трети доходов от общероссийского нефтеэкспорта.
При этом, уверены опрошенные изданием «ФедералПресс» эксперты, новые санкции в отношении нефтегазового сектора, в том числе так называемого «теневого» флота России, тектонических потрясений не вызовут.
«Россия будет и впредь торговать своим сырьем, обходя всевозможные ограничения. Ведь не выдворили же США свыше 180 судов, объявленных вне закона в январе 2025 года. Не получится это сделать и ЕС в отношении 105 подсанкционных танкеров в этот раз. Мировой рынок нефти принял правила игры, предложенные Россией. Пока российская нефть нужна, ее будут покупать. И неважно, каким путем она доставляется потребителям», — полагают специалисты.