Совокупная выручка на рынке строительного проектирования, не смотря на сложные внешнеэкономические условия и стагнацию в строительстве, в 2025 году достигла 1 094,2 млрд руб., превысив показатель за предыдущий год на 13,8% В 2025-м рынок развивается в сложных внешних экономических условиях и даже стагнации в строительстве. О том, как изменилось сотрудничество между архитектурными бюро и девелоперами на фоне быстро меняющегося рынка недвижимости, рассказывает «ФедералПресс».
«Чтобы рынок строительного проектирования не просел по техническим и экономическим показателям, в июне текущего года правительство России утвердило правила подготовки проектной документации неоднократного применения. Как комментировал министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин, применение типовых проектных решений, которые уже прошли оценку государственной экспертизы проектной документации, способствует сокращению сроков строительства объектов, а также снижению финансовых затрат участников инвестиционно-строительного процесса в силу многоиспользованности», — отмечает издание.
На сегодня около 15% девелоперов в целях экономии и ускорения принятия решений стараются уменьшить объемы аутсорсинговых услуг и все чаще пользуются внутренними ресурсами в части выполнения проектов. Это, отмечает СМИ, грозит негативно отразиться на сегменте: больше других может достаться мелким и средним проектным компаниям, которые не вынесут конкуренции с проектными бюро застройщиков и более крупными компаниями.
По мнению представителя архитектурной группы компаний «Семрен и Монссон» в Уральском федеральном округе Андрея Бодягина, в выигрыше сегодня архитектурные бюро, которые раньше были филиалами иностранных компаний или тесно кооперировались с такими. Это дает им определенный опыт.
«Приобретенные в таком сотрудничестве знания теперь стали неоспоримым конкурентным преимуществом. Однако полностью заменить иностранных проектировщиков сложно: сохраняется дефицит в узкой экспертизе (например, в высокотехнологичных объектах, сложных инженерных системах) и понимании мировых трендов, которые нам еще только предстоит узнать», — отмечает собеседник агентства.
Его поддержал директор по развитию архитектурной группы компаний «Семрен и Монссон» в России и СНГ Андрей Петров.
«Отечественные бюро смогли в значительной степени компенсировать уход зарубежных компаний, однако на российский рынок вышли также бюро из стран БРИКС, что расширило географию. Хотя общее число иностранных бюро и сократилось, запрос на международный опыт на конкурсах внутри России сохраняется. И иностранные участники, зачастую удаленно, подают заявки на участие в них», — сказал он.
Понятно, что в условиях трансформации рынка ключевыми тенденциями на рынке становятся изменение направления деятельности архитектурных бюро для сохранения объема заказов, укрупнение за счет слияния малых с более крупными проектировщиками с сильной и стабильной позицией на рынке, ставка на качество, а не количество квадратных метров в проектной документации, а также возможность использования цифровых инструментов в работе.
«Сегодня рынок существенно сузился. Особенно это ощущается в проектировании жилья, новые проекты преимущественно ограничиваются концептуальным проектированием, разработка проектной документации и непосредственно строительство отложены до более подходящего момента. Появляются новые типологии, в частности мультифункциональные объекты и смешанные форматы, которые сочетают жилые, коммерческие и общественные функции. Трендом становится создание „мест приложения труда“ — комфортных рабочих пространств, они уже активно появляются в Московской области и понемногу в регионах, что отражает изменения в образе жизни и работе», — добавляет Петров.
Кроме того, рынок столкнулся с импортозамещением как в материалах, так и в инженерном оборудовании и технологиях. По словами Бодрягина, при выборе материалов определенно на первое место вышел параметр «цена — качество»: растет запрос на отечественные материалы средней ценовой категории, но с повышенными конструктивными характеристиками или презентабельным внешним видом.
Наконец, активными участниками производственного процесса становятся в проектировании цифровизация и инновации. Чтобы соответствовать запросам потребителей своих услуг, специалисты быстро и гибко адаптироваться к новым условиям.